Профилактика дешевле ремонта

Текучие проблемы? Устраняем утечки через сальники трансмиссии и гидроусилителя

erid: LdtCJyyuM

Главные источники масляного «потения» автомобильных агрегатов – моторов, коробок, раздаток и мостов – уплотнительные манжеты валов. Попросту – сальники. Продлить им жизнь, а также устранить течи при их износе быстро и легко помогает специализированная химия.

Устраняем утечки через сальники трансмиссии и гидроусилителя.

Так сальник или манжета?

То, что сегодня именуется на сленге автомехаников и водителей сальником, на самом деле называть так не совсем корректно. Сальник в классическом понимании состоит из специальной мягкой набивки (похожей на плетеную веревку с квадратным профилем, спрессованную и пропитанную графито- и медесодержащими составами), которая вставляется в металлическую обойму вокруг вала. Причем эта обойма часто бывает не в виде самостоятельной детали, а в виде кольцевой проточки-паза в двух половинках корпуса, через которые выходит наружу вращающийся вал. Например, половина – в блоке цилиндров, а половина – в поддоне. Однако в массовой автомототехнике такие уплотнения уже не встречаются – они доживают свой век на двигателях «ЗМЗ-402» в старых «Волгах» и УАЗах, а также в импортной технике тех же лет типа Mercedes W123 или MB100.

Сегодня с целью герметизации системы смазки повсеместно используются детали, официально называемые «резинометаллические уплотнительные манжеты». Но мы все же продолжим именовать их сальниками, потому что это слово всем понятно, а академический термин звучит слишком уж заморочено и только усложняет повествование.

Материал сальника – не простая «резина». Собственно, классический натуральный каучук, превосходно работающий во многих устройствах и предметах обихода, в автопроме в чистом виде почти не используется, поскольку не слишком стоек к маслам и бензинам. Как правило, применяются специальные синтетические каучуки с различными добавками. Обычно тип резины можно узнать из маркировки на сальнике. Чаще всего встречаются такие:

  • NBR – бутадиен-нитрильный каучук.
    Работает со всеми типами моторных и трансмиссионных масел при температурах от –55 до +125 °С.
  • FPM или FKM – фтористый каучук.
    Работает со всеми типами моторных и трансмиссионных масел при температурах от –55 до +220 °С.
  • VMQ – силиконовый каучук.
    Работает со всеми типами моторных и трансмиссионных масел при температурах от –60 до +180 °С.

Также аббревиатура состава резины может иметь еще и цифровой индекс, означающий процентное соотношение тех или иных добавок.

Устраняем утечки через сальники трансмиссии и гидроусилителя.

Когда сальник «потеет»

Роль сальников важна всегда, но в некоторых узлах и механизмах она особо критична. Казалось бы, легкие утечки масел или иных эксплуатационных жидкостей при износе сальника не мешают какое-то время спокойно эксплуатировать технику – главное следить за уровнем и вовремя подливать. В целом так оно и есть. Старенький сальник, в отличие от пробитого камнем картера, не лишает агрегат масла одномоментно, «сопливится» медленно и постепенно. Но бывают случаи, когда даже легкая потеря герметичности сальника оказывается фатальной.

Например, к состоянию уплотнений очень критичны двухтактные двигатели. При износе сальника коленвала в таких моторах через него начинается неконтролируемый подсос воздуха в картер, а на 2T-двигателях именно в картере происходит смесеобразование. В результате двигатель не заводится или (в лучшем случае) заводится с огромным трудом и не держит холостые обороты. Забавный факт: в СССР был двухцилиндровый лодочный мотор «Прибой», являвшийся редким примером 2T-двигателя, где сальников коленвала не было в принципе – картер уплотняли бронзовые втулки, в которых крутился коленвал. Когда втулки разбивались, мотор переставал заводиться и часто отправлялся на запчасти, поскольку простой заменой сальника обойтись не удавалось, а замена бронзовых втулок на «Прибое» катастрофично сложна...

Еще один пример сальников, ответственность которых чрезвычайно велика, – уплотнение коленвала и распредвалов в моторах с ременным ГРМ, к которым, собственно, относится большинство современных автомобильных двигателей, так как цепные приводы распредвалов встречаются все реже. При утечке через передние сальники может произойти попадание масла на ремень, что приводит к его быстрому расслоению и обрыву. Причем своевременно обнаружить проблему довольно сложно, поскольку механизм газораспределения обычно закрыт пылезащитным кожухом. На автомобилях с механической коробкой передач при утечке через задний сальник коленвала масло попадает на диски сцепления и приводит к их проскальзыванию, делая вождение практически невозможным.

Специализированные герметики

Износ сальника вызывает утечки масла. Сперва возникает «потение» вокруг выхода вала из корпуса двигателя или трансмиссии, затем начинается «капель». Стандартное решение проблемы – замена сальника на аналогичный новый, но она часто весьма сложна и недешева, ведь чтобы снять сальник, как правило, сначала нужно демонтировать карданные валы, полуоси, ШРУСы, ремни, натяжные и обводные ролики, сопутствующие агрегаты, не дающие прямого доступа к зоне работ. Поэтому существуют специальные химические композиции, которые добавляются в масла с целью устранить утечки в зоне выхода валов. Формально решение временное, но по факту эффект оказывается весьма продолжительный – порой настолько, что о проблеме успевают забыть!

Работает это достаточно сложно с химической точки зрения, однако имеет простое физическое объяснение результата. Химические «герметики сальников» возвращают старым изношенным и задубевшим от времени и температур резиновым манжетам эластичность и мягкость. После того как резина обретет свойства, близкие к изначальным, начинает нормально работать штатная пружина внутри сальника, стягивающая рабочую кромку вокруг вала. Сальник стал эластичным, снова плотно обнял вал – утечка прекратилась!

Универсальные составы для устранения течей в автомобильных агрегатах выпускают многие производители. Но универсальность снижает их эффективность. Препараты «для всего» работают всегда хуже, чем узкоспециализированные. Поэтому стоит обратить внимание на специализированные составы. Такие есть, например, в ассортименте автохимии бренда AGA. Это три состава для работы с различными типами масел (и это помимо отдельного препарата для двигателя!). Учет типа масла дает возможность максимально эффективно воздействовать на каучук сальников. А безвредность средств для масел и агрегатов дает приятную возможность применять препарат не только по факту течи, но и превентивно, продлевая жизнь сальникам и помогая серьезно сэкономить на содержании автомобиля.

Герметик автоматической трансмиссии AGA751T

Средство для автоматических трансмиссий (кроме роботизированных) – для классических гидротрансформаторов и для вариаторов. Работает совместно со всеми минеральными и синтетическими жидкостями с индексами ATF и CVTF, со всем семейством жидкостей DEXRON и любыми иными оригинальными и универсальными маслами для «автоматов» и «вариаторов». Средство расфасовано в 335-миллилитровые флаконы, рассчитанные на 3–4 литра рабочей жидкости (масла). Поэтому для многих автоматических трансмиссий, скорее всего, потребуется два флакона. AGA751T работает быстро – уже через 24 часа эксплуатации течи в большинстве случаев прекращаются (если, разумеется, нет критического износа сальников, поверхности валов или их дисбаланса). После устранения проблемы замена масла не требуется. На машинах с пробегом более 100 тыс. км AGA751T рекомендуется заливать в коробку передач в профилактических целях, не дожидаясь утечек.

Устраняем утечки через сальники трансмиссии и гидроусилителя.

Герметик механической трансмиссии AGA752T

Средство для всех ручных КПП, а также роботизированных автоматических трансмиссий, как с сухим сцеплением, так и с «мокрым». Также в полной мере состав эффективен для редукторов задних мостов и раздаточных коробок любого типа. Препарат рассчитан на работу с минеральными, полусинтетическими и синтетическими трансмиссионными маслами. 335 миллилитров состава в упаковке может хватить на несколько агрегатов, поскольку в ручной трансмиссии и мостах/раздатках применяется меньше масла, нежели в «автоматах». AGA752T заливается из расчета 100 мл препарата на 1 литр масла. Эффект – через 24 часа, плюс профилактический эффект при превентивной заливке. После устранения проблемы замена масла не требуется.

Устраняем утечки через сальники трансмиссии и гидроусилителя.

Герметик Гидроусилителя рулевого управления AGA753T

Особый препарат, рассчитанный на ремонт сальников рулевой рейки, червячного рулевого редуктора (часто встречаются на немолодых внедорожниках), а также сальников насоса гидроусилителя в зоне выхода вала на шкив приводного ремня.

AGA753T абсолютно не влияет на штатную работу ГУР и добавляется в его бачок в соотношении 100–110 мл на 1 литр жидкости. Поскольку во флаконе – 335 миллилитров, одной упаковки хватит на несколько автомобилей или на несколько применений в одном авто – например, сразу после обнаружения течи, а затем повторно, после очистки мест утечек и замены масла на свежее. Нормализация работы сальников обычно происходит через 100–150 км пробега. После устранения проблемы замена жидкости гидроусилителя (PSF) не требуется.

Устраняем утечки через сальники трансмиссии и гидроусилителя.

В заключение о выгоде использования специальных составов. Прежде чем решиться на дорогостоящую замену уплотнителей, попробуйте более простые и современные способы! Каждый из перечисленных выше составов стоит не более 450 рублей, и это точно дешевле, чем ремонт в автосервисе!

Продукты в статье

AGA751T
AGA751T
AGA752T
AGA752T
AGA753T
AGA753T