Главные источники масляного «потения» автомобильных агрегатов – моторов, коробок, раздаток и мостов – уплотнительные манжеты валов. Попросту – сальники. Продлить им жизнь, а также устранить течи при их износе быстро и легко помогает специализированная химия.
Так сальник или манжета?
То, что сегодня именуется на сленге автомехаников и водителей сальником, на самом деле называть так не совсем корректно. Сальник в классическом понимании состоит из специальной мягкой набивки (похожей на плетеную веревку с квадратным профилем, спрессованную и пропитанную графито- и медесодержащими составами), которая вставляется в металлическую обойму вокруг вала. Причем эта обойма часто бывает не в виде самостоятельной детали, а в виде кольцевой проточки-паза в двух половинках корпуса, через которые выходит наружу вращающийся вал. Например, половина – в блоке цилиндров, а половина – в поддоне. Однако в массовой автомототехнике такие уплотнения уже не встречаются – они доживают свой век на двигателях «ЗМЗ-402» в старых «Волгах» и УАЗах, а также в импортной технике тех же лет типа Mercedes W123 или MB100.
Сегодня с целью герметизации системы смазки повсеместно используются детали, официально называемые «резинометаллические уплотнительные манжеты». Но мы все же продолжим именовать их сальниками, потому что это слово всем понятно, а академический термин звучит слишком уж заморочено и только усложняет повествование.
Материал сальника – не простая «резина». Собственно, классический натуральный каучук, превосходно работающий во многих устройствах и предметах обихода, в автопроме в чистом виде почти не используется, поскольку не слишком стоек к маслам и бензинам. Как правило, применяются специальные синтетические каучуки с различными добавками. Обычно тип резины можно узнать из маркировки на сальнике. Чаще всего встречаются такие:
- NBR – бутадиен-нитрильный каучук.
Работает со всеми типами моторных и трансмиссионных масел при температурах от –55 до +125 °С. - FPM или FKM – фтористый каучук.
Работает со всеми типами моторных и трансмиссионных масел при температурах от –55 до +220 °С. - VMQ – силиконовый каучук.
Работает со всеми типами моторных и трансмиссионных масел при температурах от –60 до +180 °С.
Также аббревиатура состава резины может иметь еще и цифровой индекс, означающий процентное соотношение тех или иных добавок.
Когда сальник «потеет»
Роль сальников важна всегда, но в некоторых узлах и механизмах она особо критична. Казалось бы, легкие утечки масел или иных эксплуатационных жидкостей при износе сальника не мешают какое-то время спокойно эксплуатировать технику – главное следить за уровнем и вовремя подливать. В целом так оно и есть. Старенький сальник, в отличие от пробитого камнем картера, не лишает агрегат масла одномоментно, «сопливится» медленно и постепенно. Но бывают случаи, когда даже легкая потеря герметичности сальника оказывается фатальной.
Например, к состоянию уплотнений очень критичны двухтактные двигатели. При износе сальника коленвала в таких моторах через него начинается неконтролируемый подсос воздуха в картер, а на 2T-двигателях именно в картере происходит смесеобразование. В результате двигатель не заводится или (в лучшем случае) заводится с огромным трудом и не держит холостые обороты. Забавный факт: в СССР был двухцилиндровый лодочный мотор «Прибой», являвшийся редким примером 2T-двигателя, где сальников коленвала не было в принципе – картер уплотняли бронзовые втулки, в которых крутился коленвал. Когда втулки разбивались, мотор переставал заводиться и часто отправлялся на запчасти, поскольку простой заменой сальника обойтись не удавалось, а замена бронзовых втулок на «Прибое» катастрофично сложна...
Еще один пример сальников, ответственность которых чрезвычайно велика, – уплотнение коленвала и распредвалов в моторах с ременным ГРМ, к которым, собственно, относится большинство современных автомобильных двигателей, так как цепные приводы распредвалов встречаются все реже. При утечке через передние сальники может произойти попадание масла на ремень, что приводит к его быстрому расслоению и обрыву. Причем своевременно обнаружить проблему довольно сложно, поскольку механизм газораспределения обычно закрыт пылезащитным кожухом. На автомобилях с механической коробкой передач при утечке через задний сальник коленвала масло попадает на диски сцепления и приводит к их проскальзыванию, делая вождение практически невозможным.
Специализированные герметики
Износ сальника вызывает утечки масла. Сперва возникает «потение» вокруг выхода вала из корпуса двигателя или трансмиссии, затем начинается «капель». Стандартное решение проблемы – замена сальника на аналогичный новый, но она часто весьма сложна и недешева, ведь чтобы снять сальник, как правило, сначала нужно демонтировать карданные валы, полуоси, ШРУСы, ремни, натяжные и обводные ролики, сопутствующие агрегаты, не дающие прямого доступа к зоне работ. Поэтому существуют специальные химические композиции, которые добавляются в масла с целью устранить утечки в зоне выхода валов. Формально решение временное, но по факту эффект оказывается весьма продолжительный – порой настолько, что о проблеме успевают забыть!
Работает это достаточно сложно с химической точки зрения, однако имеет простое физическое объяснение результата. Химические «герметики сальников» возвращают старым изношенным и задубевшим от времени и температур резиновым манжетам эластичность и мягкость. После того как резина обретет свойства, близкие к изначальным, начинает нормально работать штатная пружина внутри сальника, стягивающая рабочую кромку вокруг вала. Сальник стал эластичным, снова плотно обнял вал – утечка прекратилась!
Универсальные составы для устранения течей в автомобильных агрегатах выпускают многие производители. Но универсальность снижает их эффективность. Препараты «для всего» работают всегда хуже, чем узкоспециализированные. Поэтому стоит обратить внимание на специализированные составы. Такие есть, например, в ассортименте автохимии бренда AGA. Это три состава для работы с различными типами масел (и это помимо отдельного препарата для двигателя!). Учет типа масла дает возможность максимально эффективно воздействовать на каучук сальников. А безвредность средств для масел и агрегатов дает приятную возможность применять препарат не только по факту течи, но и превентивно, продлевая жизнь сальникам и помогая серьезно сэкономить на содержании автомобиля.
Герметик автоматической трансмиссии AGA751T
Средство для автоматических трансмиссий (кроме роботизированных) – для классических гидротрансформаторов и для вариаторов. Работает совместно со всеми минеральными и синтетическими жидкостями с индексами ATF и CVTF, со всем семейством жидкостей DEXRON и любыми иными оригинальными и универсальными маслами для «автоматов» и «вариаторов». Средство расфасовано в 335-миллилитровые флаконы, рассчитанные на 3–4 литра рабочей жидкости (масла). Поэтому для многих автоматических трансмиссий, скорее всего, потребуется два флакона. AGA751T работает быстро – уже через 24 часа эксплуатации течи в большинстве случаев прекращаются (если, разумеется, нет критического износа сальников, поверхности валов или их дисбаланса). После устранения проблемы замена масла не требуется. На машинах с пробегом более 100 тыс. км AGA751T рекомендуется заливать в коробку передач в профилактических целях, не дожидаясь утечек.
Герметик механической трансмиссии AGA752T
Средство для всех ручных КПП, а также роботизированных автоматических трансмиссий, как с сухим сцеплением, так и с «мокрым». Также в полной мере состав эффективен для редукторов задних мостов и раздаточных коробок любого типа. Препарат рассчитан на работу с минеральными, полусинтетическими и синтетическими трансмиссионными маслами. 335 миллилитров состава в упаковке может хватить на несколько агрегатов, поскольку в ручной трансмиссии и мостах/раздатках применяется меньше масла, нежели в «автоматах». AGA752T заливается из расчета 100 мл препарата на 1 литр масла. Эффект – через 24 часа, плюс профилактический эффект при превентивной заливке. После устранения проблемы замена масла не требуется.
Герметик Гидроусилителя рулевого управления AGA753T
Особый препарат, рассчитанный на ремонт сальников рулевой рейки, червячного рулевого редуктора (часто встречаются на немолодых внедорожниках), а также сальников насоса гидроусилителя в зоне выхода вала на шкив приводного ремня.
AGA753T абсолютно не влияет на штатную работу ГУР и добавляется в его бачок в соотношении 100–110 мл на 1 литр жидкости. Поскольку во флаконе – 335 миллилитров, одной упаковки хватит на несколько автомобилей или на несколько применений в одном авто – например, сразу после обнаружения течи, а затем повторно, после очистки мест утечек и замены масла на свежее. Нормализация работы сальников обычно происходит через 100–150 км пробега. После устранения проблемы замена жидкости гидроусилителя (PSF) не требуется.
В заключение о выгоде использования специальных составов. Прежде чем решиться на дорогостоящую замену уплотнителей, попробуйте более простые и современные способы! Каждый из перечисленных выше составов стоит не более 450 рублей, и это точно дешевле, чем ремонт в автосервисе!