Автомобильная навигация может быть платной и бесплатной. Бесплатны Яндекс.Карты, карты Google, навигация HERE Maps для Android и Windows Phone и некоторые другие проекты. Навигационные программы вроде Навител, СитиГид, Garmin и прочих – нужно покупать: или в виде софта для смартфона, или в виде готового гаджета, в цену которого включено программное обеспечение.
Вследствие чего у многих возникают вопросы – сопоставима ли бесплатная навигация с платной по функциональности? И если сопоставима, то как тогда продолжает существовать платный путеводный софт, кто и зачем его покупает? Не секрет, что любую платную навигацию можно найти во взломанном и бесплатном виде, но сейчас речь не о том...
Чтобы понять, на каких китах держится GPS-мирок, мы попросили порассуждать на эту тему нескольких представителей популярных в России навигационных проектов – какие бизнес-модели они используют, и как это влияет на выбор конечного пользователя? Сергей Жуков, начальник отдела картографии Garmin, помог нам разобраться с классификацией.
Для начала нужно внести ясность в определения. Есть три вида навигации: бесплатная, условно-бесплатная и платная.
Бесплатная навигация делается энтузиастами, обыкновенными людьми для обыкновенных людей. Проект называется OSM – Open Street Maps, эти карты можно загрузить в телефоны, планшеты и навигаторы практически любой системы. Плюс – это абсолютная бесплатность продукта. Минус – это то, что покрытие этого проекта до сих пор представляет собой лоскутное одеяло. Деревня, в которой живет энтузиаст OSM, может быть прорисована до последнего сарая, а соседнее село, где энтузиастов нет, может быть белым пятном. Если хотите – рисуйте сами...
Условно-бесплатной навигацией можно назвать карты, которые могут быть бесплатны для пользователя, но по факту за их развитие платят другие люди – рекламодатель, размещающий информацию на картах, или крупная компания за счет параллельного развития других проектов и сервисов с геопривязкой. Два ярчайших примера – это карты Google и Яндекс. Плюсы очевидны всем – это и достаточно качественная картография с маршрутизацией, и доступность, возможность использования на всех популярных платформах. Тем не менее минусы тоже существуют. В основном эти карты жестко привязаны к мобильному доступу в интернет. Сами карты можно скопировать в память, но поиск и маршрутизация без интернета работать не будут. Плюс пользователь столкнется с дорогим роумингом при выезде из страны и со сложностями за пределами крупных городов России.
Ну и, наконец, платные продукты. К этой категории относятся и продукты Garmin. В этом случае вы покупаете либо софт, либо фирменный прибор с установленной картой. Главный минус – это то, что вы платите. Но за ваши деньги вы получаете следующие плюсы:
- Навигация не зависит от постоянного подключения к интернету – адресный поиск, построение маршрута, голосовое управление и иногда даже информация о пробках работают автономно, что вы оцените, скажем, на отдаленной трассе при поиске бензоколонки.
- Карты уточняются и обновляются регулярно, обычно дополнительных денег за это не берут. Плюс, по нашим оценкам, у платных продуктов точнее покрытие районов вне крупных городов.
- С возникающими проблемами работает техподдержка.
Все вышеперечисленное касается автомобильной и городской навигации. Есть еще навигация туристическая, для которой помимо дорог общего пользования нужны топографические карты и карты водоемов. Для туристической навигации условно-бесплатных приложений пока нет. Есть либо OSM-картография от энтузиастов, либо платные карты. А плюсы и минусы – те же.
Леонид Александров, руководитель сервиса Яндекс.Навигатор, уверен, что у россиян сегодня в тренде стремление к бесплатной навигации:
Сейчас на российском рынке пользователи в основном предпочитают бесплатные навигационные продукты. На это есть много причин. Например, Яндекс.Навигатор работает в онлайне и обновляется автоматически, а значит, у водителя всегда есть актуальные данные о загруженности дорог, расположении любых объектов, от заправок до прачечных, а также точные карты дорог и городов, чтобы строить маршрут с учетом пробок и дорожных событий, например, перекрытий. Большое количество пользователей позволяет постоянно улучшать качество данных – скажем, максимально точно оценивать загруженность дорог. Пользователь имеет доступ сразу ко всем функциям, и ему не нужно вспоминать, обновил ли он приложение. А в начале сентября у нас появилась голосовая активация. Теперь водители могут отдать приложению команду голосом, не отвлекаясь от дороги. Услышав от водителя «Поехали домой» или «Вижу аварию в правом ряду», Навигатор тут же отреагирует – проложит маршрут до дома или поставит на карте метку о ДТП. Голосом можно строить как простые, так и сложные маршруты, например «Поехали на работу через заправку», и управлять картой – показывать или скрывать пробки.
Леонид Александров
Андрей Кудрявцев, замдиректора компании «ПРОГОРОД», напротив, считает, что отечественной ментальности ближе карты, которые, как бумажный атлас, работают всегда, а не требуют постоянного коннекта с интернетом:
В России все привыкли к тому, что если навигация офф-лайн (т.е. карты загружены в память устройства, поиск и маршрутизация используются без интернета), то она платная. А если все это работает через интернет – то бесплатно. Наша модель продаж для офф-лайн навигации не подразумевает необходимости держать клиента «на коротком поводке», т.е. всегда в реальном времени за ним следить и предлагать потом на основе его передвижений и предпочтений глубоко таргетированную рекламу, как это делают Яндекс и Google. Разница между этими двумя типами навигаций в доступности интернета. В больших городах, как правило, проблем с этим нет, но стоит попасть за городом в незнакомом месте в ситуацию, где с интернетом проблемы, – вот тогда и вспоминают о платной навигации! Она как бумажный атлас – всегда с собой и работает без сбоев. Кстати, обычно платные навигационные программы поддерживают гораздо больше платформ мобильных устройств – это не только общеизвестные iOS, Android, WinPhone и WinCE, но и Bada, QNX, Tizen и прочая экзотика.
Андрей Кудрявцев
Подытожим достоинства и недостатки разных типов навигационных продуктов на основе комментариев производителей навигационных сервисов, но с поправкой на нашу собственную информацию и наблюдения:
Навигация бесплатная онлайновая
Бесплатная навигация от Google и Яндекс на сегодняшний день является самым функциональным продуктом. В этих приложениях наиболее оперативно обновляются карты, в них самые «живые» и быстрые оповещения о пробках, масса интерактивных сервисов – комментарии к дорожным событиям, разнообразные слои, голосовой поиск и т.п. Причина такой функциональности в масштабности корпораций, стоящих за этими навигационными проектами. Впрочем, несмотря на то, что карты нужных регионов можно скачать пакетами заранее, а не подкачивать по мере продвижения по маршруту, как это было раньше, бесплатная навигация этой группы сервисов относится к категории онлайн-навигации. При отсутствии мобильного интернета вы сможете только увидеть на карте свое местоположение, но не проложить маршрут или оставить голосовое сообщение.
Случаи, когда вы, нуждаясь в навигации, окажетесь вне зоны действия мобильных операторов или без денег на счету смартфона, конечно, редки, но даже один такой эпизод заставит вас отложить тонну кирпичей... Также минусом является встроенная в приложения реклама и неприятное для «параноиков» ощущение постоянного внимания «Большого Брата».
Навигация бесплатная оффлайновая
К этой группе относится навигация вроде HERE Maps, «7 дорог» и других. HERE Maps имеет качественные карты и изначально принадлежала Nokia и предустанавливалась на её смартфоны. Соответственно, бесплатность, как и в случае с Google, обеспечивалась также за счет крупной компании, которая путем предоставления навигационного приложения стремилась сделать свои гаджеты более привлекательными.
Сейчас Нокией и HERE Maps «рулит» Microsoft, их карты входят в предустановленное ПО во всех смартфонах на Windows Phone, можно их поставить и на Android в бета-версии. HERE не требует подключения к интернету для ведения по маршруту – карты скачиваются на устройство, на нем же и строится маршрут. Хотя такие функции, как оповещение о пробках или спутниковые слои, конечно же, нуждаются в онлайн-коннекте. Навигация HERE отличается от проектов типа Google и Яндекс куда более редким обновлением карт, слабоватым сервисом пробок, отсутствием голосового поиска и множества других интерактивных функций.
Навигация «7 дорог» изначально была бесплатной – любой может скачать на свой смартфон программу, карту и поехать по маршруту без использования мобильного интернета. Компания-разработчик зарабатывает на предоставлении PRO-версии со специфичным коммерческим функционалом, на предоставлении права на использование программы (к примеру, эта же программа брендирована под другим именем на Украине, где она платная) и т.п. Поскольку за проектом «7 дорог» не стоит мощная и богатая корпорация типа Microsoft или Google, бесплатность общедоступной версии обеспечивается использованием открытых и общедоступных карты OpenSteetMap со всеми описанными в начале статьи недостатками.
Навигация платная
Собственно, к ней относятся небезызвестные российские и зарубежные проекты Навител, ПРОГОРОД, СитиГид, Garmin, Tom-Tom, iGo и многие другие, сравнительное описание которых заслуживает отдельной статьи. К достоинствам платного софта относятся стабильная работа без интернета, качественные карты и более оперативное их обновление, нежели у HERE Maps и иже с ними, обилие сервисов (хотя и меньшее, чем у Google и Яндекс), постоянная информационная поддержка в случае каких-либо проблем. У некоторых навигационных гаджетов даже предоставляется получение информации о пробках БЕЗ мобильного интернета – по отдельному радиоканалу (например, у того же Garmin).
Основной минус – пресловутая платность приложений и пакетов карт для них. Цены, в общем-то, не столь уж неподъемны, но на фоне дешевого мобильного интернета и мультисервисов Яндекс и Google многие жители городов давно уже забыли о существовании платных навигационных продуктов.
Что же выбрать?
Если вы уверены, что вам не грозит выезд из мегаполисов и их пригородов в дикие безынтернетные края или нулевой баланс на счете, можно ежедневно ездить по спутниковым подсказкам, так никогда и не познав недостатков дармовой онлайновой навигации и плюсов платного софта.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
все по делу, даже добавить нечего!
Если яндекс или гугл научат свои навигаторы прокладывать маршруты без помощи сервера, то платная навигация будет в реально серьезном проигрыше.
Однако! вот, например, навител (платный) - скачивает и учитывает пробки при прокладке маршрута только где-то на 100 километров пути, а дальше - не считает. Что заставляет откладывать кирпичи тоннами, когда едешь на дальняк, т.к. бывает так, что выбрать трассу, по которой ехать надо заранее, на одном-единственном повороте.
Навителовцы об этой проблеме знают уже давно, версии с 5-й, (сейчас 9-я), она висит у них на оф. форуме, но делать пока ничего не собираются.
Ошибок и косяков, кстати, хватает и у платного, и у условно-бесплатного ПО, здесь они равны.
Как можно было написать такую большую статью и ни разу не упомянуть MAPS.ME?))
Главный недостаток Яндекса - невозможность выбрать «не использовать платные дороги», он в упор отправляет только через ЗСД, хотя в объезд дольше на 5-10 минут (из 45-50 минут поездки).
В опросе не хватает пункта «и платную и бесплатную». По России пользуюсь Яндекс-Навигатором. За границей, если нет местной сим карты, использую платную оффлайновую Sygic (iOS).
А мне самый первый снимок понравился: скорость 80 и значок включенного ручника... ;))
В России Яндекс, по миру HERE
по Яндексу все верно сказали - нет объезда платных дорог и шлет иногда по сельским дорогам, где не все проедут
Ну, так катаюсь по гуглу. на том же смартфоне стоят maps.me с полным набором карт местности, где я нахожусь.
а в бардачке ещё валяется древний автонавигатор с навителом.
а на счет маршрута - оптимальный по времени и его стабильности ни один навигатор так и не нашел...
Maps.me - суть OpenStreetMaps о котором сказали.
У них есть навигация, но довольно примитивная.
Так-то и 2GIS есть, о нем тоже умолчали
Да, Яндексом иногда сложно воспользоваться из-за плохого интернета. Голосовыми командами - тем более. В городе пользуюсь им.
В дальних поездках - платной навигацией (Scout) с картами OSM.
Nokia HERE maps никогда не принадлежала Microsoft. После продажи мобильного отделения она осталась при Nokia и лишь недавно была продана консорциуму BMW, Audi, Mercedes.