Чуть-чуть истории
Калина прошла довольно долгий путь от старта проекта до серийного автомобиля. Всё началось в 1993 году, когда слово «калина» было больше знакомо поклонникам творчества Шукшина и любителям пирогов с этой ягодой. Имя собственное автомобиль получил гораздо позже, в 1998 году, а в 2002-м название модели было зарегистрировано.
Многие знают историю о том, что в Финляндии слово «калина» означает треск и грохот, поэтому там эта машина известна под названием Lada-119. Но удалось отыскать малоизвестный факт, подтверждающий версию того, что интересной истории возникновения названия этой модели нет.
Пользователи одного форума задались вопросом: почему именно «калина»? Как обычно, было много предположений и догадок, зависящих от степени остроумия и культуры посетителей ресурса. Самый радикальный шаг выглядел так: взяли и отправили запрос на АвтоВАЗ: «Почему автомобиль Лада Калина назван именно КАЛИНА???" Именно так, с тремя вопросительными знаками. Ответ был таким: "Имена автомобилей – исключительно вопрос предпочтений. Специалист пресс-центра ОАО ''АВТОВАЗ''. Так что, к сожалению, никаких романтических историй тут не будет. Просто кому-то нравится калина. В 1999 году был показан первый прототип – в кузове хэтчбек, а годом позже продемонстрировали и седан. Использование математического моделирования и других технологий позволило добиться достаточно короткого срока проектирования, прототип 1999 года был не похож на то, что предполагалось построить в 1993 году. В феврале 2004 года на АвтоВАЗе вышел приказ о создании производства по изготовлению Калины, а уже в ноябре того же года началась сборка Калины в кузове седан, а с июля 2006 года – хэтчбеков. Универсал встал на конвейер последним, в августе 2007 года. Непременно надо отметить, что всё время производства в конструкцию автомобиля вносилось что-то новое, а также проводились отзывные кампании, дважды – в связи с дефектами рулевой колонки, один раз – из-за дефекта опор двигателя. Для поездки в сервис мы взяли одну из последних Калин первого поколения. Она была выпущена в 2012 году, куплена в автосалоне со скидкой в 2013-м. Двигатель – 1,6 л, 16-клапанный, 98 л.с., комплектация «Люкс», пробег составляет всего 34 тысячи километров. Всё это время машина обслуживалась у официального дилера, причём последнее ТО проходила летом 2015 года. Часть цен на обслуживание у дилера мы возьмём из наряд-заказов, сейчас они чуть выше, но по карману ударить всё так же не способны. Посмотрим, насколько это хорошо – обслуживать ВАЗ у дилера. Или плохо.
Двигатель
Моторы ВАЗ 21126 хорошо знакомы по другим моделям ВАЗа: такой же стоял на Приорах ВАЗ-2170, есть он и на Грантах. Он похож на более ранний «приоровский» агрегат ВАЗ 21124, но с существенными доработками. Основной их целью было повышение ресурса (он заявлен в 200 тыс. км) и мощности (98 л.с.). В этом двигателе используются облегчённые детали кривошипно-шатунного механизма, появились автоматический натяжитель ремня привода ГРМ и металлические прокладки газопроводов и ГБЦ. Также есть отличия в помпах и сальниках коленвала. Но самое важное отличие 126-го мотора от его предшественника – это отсутствие на поршнях проточек под клапаны и, как следствие, загиб клапанов при обрыве ремня ГРМ или смещении фаз. Некоторые бедолаги после такой поломки предпочитают при ремонте ставить поршневую от 124-го мотора – в мощности машина почти не теряет, зато клапаны остаются целыми в любых ситуациях. На моторе используется ремень Gates 76 137 х 22 мм (137 зубьев), причём его ресурс ограничивают двумя сотнями тысяч километров пробега. Оптимистично, конечно, с учётом, что ресурс ремня совпадает с ресурсом двигателя. Однако на практике может быть наоборот: ремень вполне способен «ограничить» ресурс мотора. Само собой, менять его самостоятельно могут и хотят не все, в сервисе за это возьмут 4 500 – 5 000 рублей, а если менять вместе с помпой – рублей на 500 дороже. Но не будем о грустном, посмотрим, как заменить моторное масло.Если честно, то абсолютно так же, как и на любой другой лёгкой в обслуживании машине. Откручиваем пробку горловины, сливную пробку, масляный фильтр. Что радует: в защите картера ДВС есть отверстие под сливную пробку, снимать её не надо. Фильтр легко достать сверху, но если в характере есть сталь, а голове – тяга к приключениям, то получится открутить и снизу, достать его можно с любой стороны. Дилер заливает масло Shell Helix 5W40 – почему бы и нет. Фильтр даже у официалов стоит всего 320 рублей (ставят, кстати, MANN), экономить на нём не стоит. Масла потребуется 3,5 литра. Сколько сможете сэкономить на самостоятельной замене? От 200 до 700 рублей: кто-то в сервисе считает Калину иномаркой, кто-то до сих пор называет Жигулями, поэтому цены могут сильно отличаться.
Замена воздушного фильтра – работа несложная, но потребуется отвёртка: крышка крепится винтами, а не защёлками. Думаю, открутить их будет легко, особенностей в замене самого элемента нет. Да и в сервисе за это возьмут всего рублей 100–200, так что много отложить на чёрный день не выйдет.
Вряд ли получится сэкономить и на замене ремня генератора. Но тут ситуация обратная: самому здесь лазить будет неудобно, за что спасибо конструкторам, для замены придётся снимать опору двигателя. На восьмиклапанных моторах этого делать не нужно, там потребуется только ослабить ремень натяжным роликом. За замену в сервисе попросят от пятисот рублей, сам ремень стоит 550. Для замены свечей потребуется ключ-звёздочка (torx). В остальном – всё точно так же, как на любой машине, где катушки расположены на свечах. В официальном сервисе на ТО поставили свечи APS, которые стоят 70 рублей за штуку. На самостоятельной замене можно сэкономить от 400 рублей. Пока капот открыт, посмотрим на замену лампочек. Лампы левой (по ходу движения) фары менять несложно, особенно если вы обладаете рентгеновским зрением или чертовской интуицией: действовать придётся наощупь. Справа еще чуть сложнее: придётся снять бачок стеклоомывателя, для чего надо открутить один болт и одну гайку креплений. После этого его можно сдвинуть в сторону, более ничего отсоединять не придётся. Первый раз, конечно, покажется неудобным, потом привыкаешь. Штатные лампы Калины умерли в первые же месяцы, чуть лучше показали себя лампы Phillips, теперь в машине стоят изделия Osram, и за полтора года ни одна лампа не сгорела. Правда, стоят такие недёшево: от 1 000 рублей за штуку. За замену одной лампы в сервисе просят 200 рублей. А теперь обратим внимание вот на что: закидывать грязь в моторный отсек любит не только недавно осмотренная нами Веста, но и Калина. Выход прост: на средней части капота нет уплотнения (по задумке производителей, такое решение позволит сохранять в чистоте руки при открывании замка капота), его туда лучше приклеить. Подойдёт любой дверной уплотнитель, в моторном отсеке станет заметно чище.
Пара слов о замке капота. Достаточно слегка подцепить подручным средством и потянуть тросик капота, и он откроется (как на всём «восьмом» семействе). Этим пользуются любители бесплатных аккумуляторов, а «калиноводы» конструируют новые запорные устройства. Об этом тоже стоит задуматься, особенно если район обитания Калины не находится под контролем Человека-паука, Бэтмена или другого борца с несправедливостью.
Ходовая часть, трансмиссия и тормоза
Всё, что мы увидим на подъёмнике, объединим в один раздел: по отдельности говорить смысла нет, но зато чуть ниже обратим внимание на действительно интересные вещи. Самое скучное в Калине – это ходовая часть. Она ничего нового и неожиданного в себе не таит, ремонтируется в любом сервисе или «на коленке». На нашей машине в ходовой части ещё ничего не меняли, но и явных дефектов осмотр не выявил, даже все «резинки» оказались целыми. Поэтому перейдём к более интересным вещам: к трансмиссии.Известная «болячка» Калины – гул коробки передач. Речь идёт о МКПП с индексом 2181, которая сразу после выхода получила множества нареканий именно из-за гула, особенно при торможении двигателем на 2-й и 3-й передаче. АвтоВАЗ ошибку признал, объяснив типично «самолётные» звуковые характеристики посредственной обработкой зубьев шестерен передач и главной пары. Однако отметил, что кроме расшатанной нервной системы никаких иных последствий быть не должно, на надёжность это никак не влияет. Владельцам машин с гудящей коробкой посоветовали съездить к дилеру, который от неприятного шума позволит избавиться. Владельцы машин с АМТ на базе коробки 2180 («робот» построен на ней) такой проблемы не знают. Итак, если нет желания ехать в сервис, то что можно сделать с коробкой? Вариант один: поменять масло на более качественное. На нашей Калине масло меняли дважды (сначала – на ТНК, потом – Тотал 75W90). К чему это привело? Гул остался, зато на подъёмнике мы увидели, что масло из коробки бежит ручьём. Причём – отовсюду. И если в сервисе это признали неисправностью, с которой надо бороться, то мнение опытных владельцев поражает оптимизмом: фиг с ним, если течёт, то есть чему течь, а это хорошо. Мол, потеплеет на улице – течь перестанет. Отметим, что «сопливая» коробка – атрибут любителей заставить «затихнуть» гул пятой передачи, переливая масло в КПП. Кому-то помогает, но и через сальники, конечно, давит. Одним словом, замена масла – не панацея. Но и повода сильно расстраиваться из-за гула нет, это особенность КПП.
Пару слов о ценах: дилер за замену масла в КПП взял 280 рублей, в сервисе за это просят 800. Однако… На машине пришлось один раз заменить сцепление, но претензий к Калине нет: у Леонида это первая машина, поэтому по неопытности он его слегка «подпалил». Штатное сцепление Valeo официалы заменили на такое же. Нареканий к нему нет, да и цена радует: обошлось всего в 8 000 рублей, из которых 4 500 – работа. О том, что поменять можно колодки своими силами и зажилить при этом рублей 500, говорить даже не будем – скучно это. Но скажем вот что: штатные колодки ТИИР-260 – создания визгливые, но недорогие (350 рублей). Гораздо лучше поставить ТИИР-295, которые подороже (около 500 рублей), но не визжат при попытке заставить их придержать диск. Пожалуй, на этом мы закончим обязательную программу и перейдём к произвольной. К тому, что можно и нужно делать владельцу Калины.
Кузов и салон
Чтобы в салоне было хорошо, в машине есть много электрических штучек: датчиков, проводочков и даже климатическая установка. И вот как раз при общении с ними частенько и возникает необходимость достать бубен и потанцевать. Опираться будем на рассказ владельца, попутно «покуривая» тематические форумы. Ситуация первая: штатная магнитола и её желание послушать музыку без владельца. Бывает такое нечасто, но владелец нашей машины с этим сталкивался, подобные истории есть и на форумах. Борются с этим радикально: меняют магнитолу. Штатная может не только сама выбирать треки без ведома хозяина, но и посадить за ночь аккумулятор, гоняя музыку в отсутствие хозяина.Есть одна проблема: китайский девайс, который ставится на машину с завода, поддерживает штатную же навигацию, а вот «подружить» чуждую Калине магнитолу с "матюгальником" навигации, скорее всего, не получится. Да и не очень нужно: как обновить в ней карты с 2011 года, всё равно никто не понял, а кто понял – тот, наверное, тайну открывать не хочет. Навигаторов сейчас в продаже полно, жертвовать ради него качественно звучащей музыкой смысла, думается, нет. Да и передняя панель у новой магнитолы болтаться вряд ли будет, а вот у родной – запросто. Ситуация вторая: перегорающий предохранитель F1. Симптомы – потухшая приборная панель и указатели поворотов. Причина может крыться в том, что официалы при установке защиты картера (металлической, с пластиковым пыльником обычно проблем нет) не слишком заморачиваются с прокладкой плюсового провода «лягушки» заднего хода, который перетирается и «коротит» на массу. Сгорает F1 – проверьте изоляцию этого провода в месте его выхода из защиты. Ситуация третья: система управления электропакетом. Если начинает сходить с ума один борт, то дело может быть не в контроллере СУЭП, как полагают в официальном сервисе (штука дорогая, им выгодно такое полагать), а в проводке, идущей в центральной стойке. Снимите накладку и осмотрите жгут, скорее всего, есть проблема в изоляции. К слову, на АвтоВАЗе во времена выхода первой Калины стандарты сборки были много ниже нынешних, и мастера прокладывали провода кое-как. Поэтому проблема может возникнуть не только электрическая, но и акустическая: жгуты могут болтаться и стучать внутри полостей, а найти такого жирного «сверчка» могут не все. Ситуация четвёртая: самоуправство климатической установки. Причина, по которой она бросает то в зной, то в холод, не обязательно кроется в датчике температуры (хотя можно проверить и его, он находится за плафоном освещения на потолке), но и в моторедукторе заслонки отопителя. Вообще этот редуктор работает довольно шумно, как образно сказал владелец Калины, «он издает крик издыхающего жирафа. Ну хоть, по крайней мере, это дает понять, что он еще жив». На этом разговор об электрике закончим. На формах периодически возникают претензии к ЭБУ, но в нашей машине всё в порядке, да и специалисты сервиса на этом заострять внимание не стали.
Следующая проблема салона – колония окопавшихся в нем «сверчков», борьба с которыми может стать целью жизни владельца Калины первого поколения. Назовём основные места их поселений. Скрип водительского кресла лечится снятием обшивки и укладкой поролона в витках пружин. В приборной панели может дребезжать пластик окантовки вокруг стекла – проклейка маделином (материал, позволяющий компенсировать трение и исключить возникновение звуков). В перчаточном ящике может греметь плафон освещения – помогла изолента. В центральной консоли («бороде») шумят проводка и тросики – оклейка поролоном. Скрип «лыжи» под лобовым стеклом можно устранить использованием бипласта и поролона. Ну и не забываем об уже упомянутой проводке в стоках дверей – она может стучать в полости при движении. Помогут поролон или что-то другое, что попадётся под руку. Это далеко не полный список мест обитания "сверчков" и способы борьбы с ними. Но направление мысли, думаю, понятно. Теперь посмотрим машину снаружи. В целом ЛКП нельзя назвать плохим – если не сдирать краску до металла, то ржавчины бояться не стоит. Но более серьёзные дефекты надо «лечить» сразу, хотя бы преобразователем ржавчины и лаком. Отдельно скажем про значок ВАЗа на пятой двери: ржавчина вокруг него – такой же фирменный знак Калины, как и сам логотип. Возникает от того, что какой-то сумрачный гений догадался её не клеить, а крепить через резиновые уплотнители с жестяными шайбами. Вот как раз от жести всё и начинается: она ржавеет, красивое пятно ползёт по значку и пятой двери. Радикальный метод – отодрать значок, всё зачистить, обезжирить и приклеить, шайбы – в мусорку. Если заткнуть уши или не обращать внимания на скрипы, то салон Калины не так уж плох. Он до сих пор вполне современен, сидеть тут приятно, но самое главное – это замечательный обзор. Большие зеркала, узкие стойки, хорошая площадь остекления – всё без нареканий. Попробуем проехаться. Педали, на мой вкус, какие-то маленькие и невнятные, но привыкнуть можно. Гораздо хуже обстоит дело с рычагом КПП. Вибрация от него исходит приличная, но это единственное, что связывает его с машиной жёстко — переключения весьма невнятные. Но и тут можно научиться, тем более что других замечаний к машине нет. Разгоняется она весело, реакция на руль замечательная, развернуться на «пятачке» – без вопросов. Наверное, это лучшее, что я видел для новичка. Как первая машина, особенно в городе – самое то. На скорости немного «галопирует» задняя часть (короткая база, малый вес и балка делают своё дело), но и тут ничего криминального нет. Если убрать все «сверчки» и гул КПП, то вообще прекрасно, особенно за те деньги, которая Калина стоит. Да и её ремонт, не говоря уж об обслуживании, не сделает хозяина нищим. Нервным – может быть, но нищим точно нет.
За помощь при подготовке материала выражаем благодарность автосервису «SMG-Marshal»
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Тоже владеем калиной 8кл., ездит жена. Буквально вот сегодня звонит и говорит, что не включается задняя скорость. Еще одна болячка проявила себя. Против случайного включения задней передачи, в кпп вставлен соленоид. Расположен он низко, провода сгнивают. Или обламываются провода на рычаге кпп. Этот случай уже 3. Получается такой веселый квест, проехать везде и парковаться только так, чтобы не сдавать назад))
была у меня калина 1.6 v8, а сейчас v16 1,4. вот коробка что на той, что на этой не гудит, а дребезг рычага пер коробки заипал уже. вечно на скорости дребезжит. ЛКП стойкое ни где не гниет. еще дребезжит плафон освещения салона-музыку погромче и не мешает. бенз ест в среднем 7/100 км
У меня Калина-универсал 2013 года, первое поколение, 16-клапанник 1,6. Многие перечисленные проблемы отсутствуют - коробка тросовая, сверчков пока нет, магнитола используется редко. Два ТО делал у дилеров, ТО-3 - у мастеров в гараже, т.к. у дилера и дорого и некачественно. Нравится салон и ходовые качества - на мой взгляд лучше машины для города нет. Багажник устраивает, на дальние поездки ставлю на крышу "Туле"
Была у меня калина еще первых выпусков 2006 года с 8-клапанным мотором. Души не чаял. Подгивали крылься, где пескоструило из под колес, правда мовилью пролита была вся. Брал бу с пробегом 80 тыс. Отъездил 4 года почти, проблема с коробкой была только одна - про заднюю передачу, когда протерся провод - нарастил прямо во дворе на колене и все норм. Коробка подвывала всегда, масло зик залил - стала работать мягче. Живучая машинка досталась. Внутри салон больше чем у тойже приоры, багажника тоже хватало. бочка 200 литров влезала в салон без каких либо проблем. Сцепление родное поменял на 117 тыс, когда стер его вноль почти, поставил сакс и стало очень мягким и приятным.
Соглашусь с автором на 100%, все так! Автомобиль честный, хороший друг в семье. Пусть и капризный. Владею пять лет, калина универсал, пора бы и продать автомобилю уже 8 лет, но целый год ломаю над этим голову, так как что бы купить более ли менее нормальный универсал иномарку, нужно умножить сумму после его продажи на минимум три, а то и четыре, но получишь автомобиль, с кучей болячек , головной болью и вливанием денег. Нет Калинке альтернативы друзья!