Партнерский материал
Кабардино-Балкария сегодня – один из самых неизученных с туристической точки зрения регионов России. Сюда уже много лет приезжают ценители экстремального отдыха – альпинисты, поклонники пеших походов и внедорожных приключений. Но дешёвые авиабилеты, прекрасные автомобильные дороги, соседство с популярными санаторными и бальнеологическими курортами и, самое главное, невероятные природные красоты однажды перевесят все мифы о Кабардино-Балкарии, ставшие камнем преткновения для путешественника.
За 7 дней участники маршрута проехали более 2 000 километров, покорили самый высокий из доступных автомобилю в Кабардино-Балкарии перевал Школьный высотой 3 100 метров и нашли ответ на вопрос, волнующий многих: насколько активен Эльбрусский вулканический центр сегодня? Помогли сотрудники Баксанской нейтринной обсерватории – учёные, которые уже 15 лет безотрывно наблюдают за Минги-Тау – вулканом Эльбрус.
14 августа в городе Минеральные Воды был дан официальный старт проекта. Немного асфальта, который в республике достоин только добрых отзывов, и автомобили экспедиции ступают на самое настоящее горное бездорожье. Суканское ущелье мало напоминает дорогу общего пользования: два года назад мощный сель превратил эти места в настоящий каменный полигон, предназначенный исключительно для подготовленной техники с высоким дорожным просветом. Обломки мостов, сооружений и другие следы природного катаклизма до сих пор напоминают путникам о суровом нраве гор и предостерегают тех, кто недооценивает бурные воды Сукан-Су.
Маршрут первого дня проложен так, чтобы, вдохновившись видами нетронутой природы и перевалом, успеть добраться до Верхней Балкарии – села с непростой судьбой и великой жаждой жизни.
Следующий день начался на знаменитых Голубых озёрах, глубину которых не смог определить даже легендарный Жак-Ив Кусто. Карстовые озёра – это одна из главных туристических достопримечательностей Кабардино-Балкарии, куда обязательно заглянет каждый турист. Далее караван прошёл через Черекскую теснину – узкую горную расщелину, по самому краю которой раньше шла невероятно опасная дорога, сегодня полностью спрятанная в тоннели, – и через Безенгийское ущелье отправился на покорение перевала Школьный: 3 100 метров высотой и более 5 часов сложного, совершенно незнакомого жителям равнины каменного бездорожья. Скользкие валуны, глубокая колея и разбитые грунтовые тропы покорятся уверенным, открыв невероятный, буквально ослепительный вид на северные склоны двух вершин: Дыхтау и Коштантау. На перевале захватывает дух в прямом и переносном смысле: нехватку кислорода почувствовали даже опытные участники.
Третьи сутки основного маршрута полностью посвящены науке: экспедиция побывала в Баксанской нейтринной обсерватории, где уже много лет ведётся неусыпный контроль за Эльбрусским вулканическим центром.
Здесь участники экспедиции познакомились с Андреем Владимировичем Мясниковым, уникальным отечественным учёным, обладающим даром говорить просто о сложном. Азы вулканологии и ответы на конкретные вопросы, подкреплённые полученными в результате мониторинга данными, движение литосферных плит и магматические камеры – мы узнали о вулканах почти всё. После такой экскурсии по строению планеты Земля можно смело отправляться к главной Кабардино-Балкарской достопримечательности, возвышающейся над Кавказским хребтом уже 3 миллиона лет. К Эльбрусу.
Подъёму на склоны Минги-Тау будет посвящён пятый день экспедиции. Да и того недостаточно: чтобы объять необъятное и оценить неоценимое, можно неделями сидеть на одном и том же месте на склоне, наблюдая за облаками, то обволакивающими, то вновь открывающими всему миру два пика Эльбруса, разделённых трёхкилометровой седловиной. Восточный пик выше: самый популярный «код» Кабардино-Балкарии – 5 642 – это про него. Нет ничего удивительного, что «Вертикаль» снимали именно здесь. А где же ещё?
Участники экспедиции поднялись на высоту 4 200 метров и побывали у легендарного «Приюта одиннадцати» – самой высокогорной гостиницы СССР, расположенной на высоте 4 050 метров над уровнем моря.
За много лет до появления Эльбруса и других кавказских «пятитысячников» именно она возвышалась над ущельями и долинами, хребтами и отрогами, вызывая суеверный ужас и трепет. Здесь поклонялись древним богам и приносили жертвы Солнцу. Даже сегодня подъем на 3 100 метров выдержит только подготовленный и смелый путник. Именно с горы Сирх открывается покрытый ледниками северный склон Эльбруса.
Вместе со всеми это испытание с гордостью выдержал и наш подопытный – новый отечественный аккумулятор АКОМ Asia + EFB с увеличенными пусковыми токами, позволяющими запустить машину даже в сверхсложных условиях высокогорья.
Батарея имеет двойной ресурс и не боится полной разрядки, а также имеет минимальное время заряда при движении, что особенно важно в условиях экспедиции. Какой бы лютый маршрут мы ни испытывали на себе, выбирая самые сложные, зачастую непроходимые тропы, сложенные из валунов и остывшей лавы, проходящие по дну рек и отвесному краю скал, какие бы нагрузки ни выпадали на электросеть автомобиля – зарядка всех возможных устройств, обеспечение лагеря или бесперебойная работа съёмочной команды, как в нашем случае, – аккумулятор должен выдержать и дать ту самую, такую важную искру, жизненно необходимую для запуска двигателя. Найти предел возможностей аккумулятора АКОМ участникам экспедиции не удалось.
Итогом экспедиции станет документальный фильм о вулкане Эльбрус, который даст подробный и точный, подкреплённый доводами научных сотрудников Государственного астрономического института им П.К. Штернберга ответ о настоящем и будущем потухшей огненной горы. А короткие видеоролики по каждому дню маршрута покажут первозданную красоту Кавказского хребта. Уже выпущено несколько материалов в федеральных и местных СМИ.
Генеральным партнёром экспедиции выступил лидер аккумуляторного производства в России – компания АКОМ.
Технический партнёр экспедиции – бренд спортивных шин BFGoodrich.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться