Автомобили, выпуск которых налажен на территории РФ, хотят начать оснащать системами оповещения водителя о потенциальных нарушениях правил дорожного движения. Для этого понадобятся датчики, которые умеют распознавать дорожные знаки и разметку, а также сигналы светофоров.
Для того, чтобы закрепить соответствующую норму понадобится принять ГОСТ о требованиях к таким комплексам. Новый нацстандарт был разработан ФГУП «НАМИ». По словам замглавы по информационным и интеллектуальным системам Дениса Ендачева, текст уже обсудили, откорректировали в соответствии с замечаниями автопроизводителей, так что сейчас он уже находится на стадии окончательного утверждения. Как сообщают «Известия» со ссылкой на Росстандарт, этот документ власти намерены одобрить до конца октября 2020 года.
В стандарте содержатся технические характеристики системы распознавания объектов инфраструктуры, указаны методы её испытаний и результат работы. Так, система должна «видеть» дорожные знаки, разметку и сигналы светофора с помощью специальных камер: эта информация будет подаваться в специальный вычислительный модуль, который даст водителю знать о возможном нарушении ПДД: либо в виде информации на экране, либо с помощью звукового сообщения.
Известно, что система сможет работать при скорости автомобиля до 150 км/ч. Для «опознания» дорожные знаки и сигналы светофора должны находиться на расстоянии от 30 до 100 метров. Отметим, для того, чтобы система заработала, сами элементы дорожной инфраструктуры не придётся оснащать дополнительными датчиками.
Предполагается, что систему оповещения водителей о потенциальных нарушениях ПДД можно будет установить на любой автотранспорт: легковые машины, грузовики, автобусы и троллейбусы. Уровень автоматизации машин при этом может быть от нулевого до второго, а для так называемых «беспилотников» она, конечно же, не предусмотрена.
Ожидается, что разработчики предусмотрят несколько уровней предупреждения, они будут зависеть от того, насколько действия автомобилиста угрожают безопасности движения. В итоге, если это окажутся грубые нарушения ПДД, такие как нарушение правил проезда перекрёстка, то система уведомит водителя об этом и визуально, и с помощью звука, и посредством тактильного воздействия (допустим, вибрацией руля или кресла).
Предполагается, что нужными датчиками и камерами автомобили, выпускаемые в России, будут комплектоваться сразу на заводе. Можно смело предположить, что это приведёт к подорожанию машин, ведь на создание соответствующих устройств, их закупку, установку и обслуживание придётся потратить деньги. А все дополнительные финансовые нагрузки, как правило, ложатся на конечного покупателя.
Отметим, наличие такой системы, вероятно, помогло бы снизить уровень аварийности в стране. Как минимум, среди начинающих водителей. Напомним, по итогам 2019 года произошло 10 034 ДТП с участием автомобилистов, чей стаж не превышает 2 лет. Этот результат на 1,1% больше по сравнению с предыдущим годом. В этих происшествиях погибло 846 человек (+2,4%), травмы получили 14 259 участников (+0,4%).
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Зачем такой системе может понадобиться распознавание знаков, если достаточно знать расположение знаков?
Попробуйте воспользоваться GPS возле Кремля или каких то стратегических объектов.... С Кремлевской наб. Вас телепортируют во Внуково. Там стоят глушилки - и кто будет отвечать за ошибки в десятки километров?
Да и за что отвечать? Речь же идет о предупреждении водителя о нарушениях. В худшем случае он лишний раз услышит щелк-щелк.
Попробуйте поездить с включенным Яндексом, но без построенного маршрута. Он издает такой щелкающий звук когда ограничение скорости меняется или вы начали превышать, но пока вы стоите на светофоре - не щелкает.
Оптическое распознание знаков, с другой стороны, отдельная внушительная задача, которая создаст кучу своих ошибок - знак может относиться не к той проезжей части, например.