Компанию Tesla можно по праву назвать пионером внедрения автопилота, но внедрение это, увы, проходит неровно: в мае 2016 года во Флориде за рулём находящегося в режиме автопилота электромобиля Tesla Model S погиб его переставший следить за дорогой водитель Джошуа Браун. Автоматика не распознала пересекавшую дорогу фуру и направила машину прямо под полуприцеп. Согласно инструкции, водитель не мог отвлекаться от дороги и должен был готов в любой момент взять управление на себя, но если машина едет сама, то, конечно, велик шанс «забить» на управление, и многие это делают, не осознавая риски. В Сети полно видеороликов беспечной езды на автопилоте и даже спящих за рулём людей, но в ряде случаев, надо признать, автопилот спасал жизни: довозил потерявших сознание водителей до больницы или просто умело справлялся с аварийной ситуацией, то есть избегал ДТП. Департамент транспорта штата Калифорния после инцидента с Джошуа Брауном запретил автопроизводителям использовать слово «автопилот» в описании своих «систем помощи водителю», чтобы у потребителей не возникало иллюзий, и Tesla до сих избегает тестов автономных машин в своём родном штате.
Несмотря на критику и скепсис со стороны автолюбителей и экспертов, с осени 2016 года Tesla снабжает свои электромобили комплектом аппаратуры, необходимым для полностью беспилотного вождения (4 и 5 уровни по классификации SAE): камеры кругового обзора, ультразвуковые датчики «по кругу» и фронтальный радар (лидары Tesla упорно игнорирует). Пока что всё это железо не работает на полную мощность, так как с одной стороны производитель ещё не закончил разработку управляющей программы, а с другой – к появлению коммерческих беспилотников не готово дорожное законодательство. На днях Илон Маск заявил, что программа будет готова к концу этого года – слова главы компании Tesla цитирует журнал Fortune:
«В этом году автомобиль сможет сам найти вас на парковке, забрать и доставить до пункта назначения без всякого вмешательства».
Что до безопасного сна в управляемом искусственным интеллектом автомобиле, то такая опция, по мнению Маска, появится к концу следующего года. Мечты сбываются? Не совсем. Маск предупредил, что активация полностью беспилотного режима может быть отложена из-за требования властей, то есть неготовности всё того же законодательства. Ещё в середине 10-х годов этого века у автопроизводителей были иллюзии, что правительства всех передовых стран дружно и энергично напишут правила эксплуатации беспилотников, но дело застопорилось из-за невозможности разрешения ключевых этических вопросов: кто в случае ДТП будет отвечать за гибель людей и материальный ущерб, а также как искусственный интеллект будет выбирать жертв в авариях, которых избежать не удастся. В теории таких аварий не должно быть в принципе, поскольку все беспилотники будут связаны в нейросеть, которая сама всё разрулит. Но, очевидно, что нельзя мгновенно перевести автотранспорт всего мира (и даже одного города) в беспилотный режим, а значит должен быть некий переходный период, когда беспилотники будут соседствовать на дорогах с машинами, управляемыми людьми, и формализовать человеческий фактор при таком соседстве пока никак не выходит.
В ноябре компания Ford резко пессимизировала свою программу развития беспилотников и дезавуировала обещание выпустить беспилотник без руля и педалей к 2021 году, а немецкие автоконцерны вообще отложили беспилотники на неопределённый срок, решив в ближайшие десять лет сконцентрировать усилия на электромобилях. Что до автопилота, то он в ближайшую десятилетку будет в лучшем случае ассистировать водителю, да и это он, как показывают тесты Euro NCAP, делает пока плохо. В общем, похоже, что Tesla хочет выпустить беспилотного «сферического коня в вакууме» – интересно, конечно, но как-то бессмысленно.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться