Из 28,1 млн проданных в прошлом году в Китае новых автомобилей 4,37 млн пришлись на коммерческую технику, спрос на которую за год вырос на 5,1%, а общий минус в 2,1% – целиком вина легкового сектора, в том числе внедорожников и кроссоверов. Сегмент SUV, считавшийся в последние годы в Китае самым перспективным, в 2018-м просел на 1,1%, его доля составила 9,8 млн автомобилей, тогда как традиционные легковушки (седаны, хэтчбеки, универсалы и т.д.) потеряли 1,9% – реализовано 11,6 млн единиц (здесь и далее приведены данные продаж без учёта импортных моделей, которые, однако, почти не влияют на общую картину).
Эксперты называют несколько причин ухудшения показателей китайского авторынка: естественное насыщение, которое многие предсказывали ещё три года назад, замедление китайской экономики, сокращение правительственных программ стимулирования спроса и поддержки национального автопрома, торговая война с США.
Оптимистичные прогнозы на 2019 год строятся вокруг отметки 28 млн машин, то есть в лучшем случае ожидается стагнация, а в худшем – дальнейшее падение, и заветной 30-миллионной отметки в ближайшие годы китайский авторынок не достигнет. И тем не менее как самый крупный рынок в мире он продолжит привлекать инвестиции со стороны крупных транснациональных автоконцернов, тем более что с прошлого года китайское правительство разрешило иностранцам взять контроль над своими заводами на территории страны (прежде допускалось лишь долевое – 50:50 – владение с каким-нибудь местным партнером), и этим уже воспользовалась компания BMW, объявившая о намерении увеличить свою долю в СП BMW Brilliance Automotive с 50 до 75% и инвестировать 3 млрд евро в расширение локального производства. Также благодаря новым правилам игры в 2018 году компания Tesla наконец-то предприняла реальные шаги по строительству своей Гигафабрики в Китае – зарезервировала участок в свободной экономической зоне Шанхая.
Всё идёт к тому, что иностранные компании будут вытеснять китайских производителей с их же рынка, и уже по итогам 2018-го это заметно: доля местных брендов по сравнению с 2017-м сократилась 42,4 до 41,6%, тогда как в прошлые годы стабильно росла. Вот и в списке самых продаваемых моделей архаичный минивэн Wuling Hongguang, лидировавший на протяжении пяти последних лет, в 2018-м уступил место вполне современному седану Nissan Sylphy (на других рынках это модель известна как Sentra): продано 476 538 (-10,5%) и 481 216 (+18,9%) экземпляров соответственно. Кроме того в первую десятку (см. таблицу ниже) попали сразу пять моделей VW, а по-настоящему китайским автомобилем в Топ-10 является лишь занимающий четвёртую строчку кроссовер Haval H6 (продано 452 552 шт., -10,6%), тогда как Baojun 510 – второй по популярности SUV и шестой в общем списке бестселлеров – это, в сущности, детище GM с соответствующим уровнем инжиниринга.
Топ-10 самых популярных моделей автомобилей в Китае в 2018 году | |||
№ | Модель | Кол-во проданных экземпляров | Изменение по сравнению с 2017-м |
1 | Nissan Sylphy | 481 216 | +18,9% |
2 | Wuling Hongguang | 476 538 | -10,5% |
3 | Volkswagen Lavida | 473.564 | +2,7% |
4 | Haval H6 | 452 552 | -10,6% |
5 | Toyota Corolla | 374 400 | +11,2% |
6 | Baojun 510 | 361 403 | +0,7% |
7 | Volkswagen Jetta | 327 685 | +3,2% |
8 | Volkswagen Sagitar | 309 902 | -5,2% |
9 | Volkswagen Tiguan | 303 374 | -10,8% |
10 | Volkswagen Santana | 276 411 | -3,8% |
Самым популярным люксовым автомобилем стал Buick Excelle GT – 11-е место в списке бестселлеров и 261 920 проданных экземпляров (-37,8%), но в США, например, марку Buick к премиальным не относят. Если же говорить о премиуме в международном понимании этого слова, то самой продаваемой моделью в Китае в прошлом году стал растянутый седан Audi A4L: продано 167 923 шт. (+45,2%), второе место занимает удлинённый Mercedes-Benz C-Class L (156 567 шт.,+21,1%), третье – Audi A6L (153 273 шт., +6,7%). Самым популярным премиальным кроссовером оказался Audi Q5 (123 421 шт., +0,9%).
Рейтинг самых популярных в Китае автомобильных марок с огромным отрывом от конкурентов возглавляет Volkswagen: продано 3 129 743 автомобиля (-0,3%). Второе место у Хонды (1 452 441 шт., + 2,4%). Geely заняла третью строчку и стала самым результативным китайским брендом (1 382 119 шт., +10,1%), однако этот успех во многом связан с положительным имиджевым влиянием со стороны компании Volvo, которая принадлежит китайцам и делится с ними своим инженерным опытом, а самые свежие модели Volvo и Geely и вовсе построены на общих платформах.
Отметим попадание в Топ-10 марок сугубо китайских Changan (8 место) и Haval (10 место), но их продажи падают: реализовано 851 361 шт. (-19,7%) и 766 062 шт. (-9,8%) соответственно.
Самое сильное падение из заметных игроков (тех, кто продал в год более ста тысяч машин) показал Ford: продажи упали сразу на 54,3% до 383 485 единиц. С учётом того, что Ford недавно вступил в альянс с VW, а немецкая марка лидирует в Китае, можно предположить, что в перспективе Ford полностью сдаст китайский рынок свежеиспечённому партнёру, хотя не исключён выпуск бэдж-инжиниринговых моделей.
Лидером роста стала британская марка MG, принадлежащая китайскому автоконцерну SAIC: продажи выросли на 132,2% и составили 312 906 автомобилей. Понятно, что ничего британского в китайских MG давно нет – это просто в меру добротные автомобили, отвечающие вкусам и потребностям местных потребителей.
Топ-10 самых популярных автомобильных марок в Китае в 2018 году | ||||
№ | Марка | Кол-во проданных автомобилей | Изменение по сравнению с 2017-м | Доля рынка |
1 | Volkswagen | 3 129 743 | -0,3% | 13,4% |
2 | Honda | 1 452 441 | +2,4% | 6,2% |
3 | Geely | 1 382 119 | +10,1% | 5,9% |
4 | Toyota | 1 243 202 | +9,3% | 5,3% |
5 | Nissan | 1 177 705 | +5,3% | 5,1% |
6 | Buick | 1 057 452 | -13,6% | 4,5% |
7 | Baojun | 879 077 | -13,9% | 3,8% |
8 | Changan | 851 361 | -19,7% | 3,7% |
9 | Hyundai | 790 746 | +0,7% | 3,4% |
10 | Haval | 766 062 | -9,8% | 3,3% |
Отдельно упомянем так называемые электрифицированные автомобили (подключаемые гибриды, электромобили, водородомобили), продажи которых под нажимом китайских властей взлетели сразу на 62% и составили 1,256 млн штук. Из них на чистые «электрички» пришлось 984 тысячи автомобиля, самой популярной моделью стал недорогой субкомпактный хэтчбек BAIC EC180 – продано 90 637 экземпляров (+16,1%).
Со статистикой продаж по российскому авторынку за 2018 год можно ознакомиться здесь, с итогами продаж новых автомобилей в США – здесь.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Зачем постоянно даете информацию о состоянии авторынка в китае?Или вот еще пишите какие модели мировые автоконцерны выпускают в китае.Не понимаю зачем эта информация.Локальные модели для рынка китая в россию не попадут и так и останутся в китае.Сомнительное удовольствие читать что там в китае творится с их авторынком и новинками.У них там эти новинки штампуют в год по 1000 штук разных.Как то не особо привлекает это азиатское разнообразие.
Завозят китайцы свои машины в Россию и даже что-то продают. Тот же Хвал Н6 скоро в Липецке собирать будут. Занятнее другое что никакие Чери, Лифаны, Донгфенги, Зоти... что пытаются у нас продвигать, судя по статье в Китае спросом не пользуются.