Строительство ЦКАД на бумаге началось летом 2014 года, и, учитывая огромную важностью и высокую стоимость этого инфраструктурного проекта, Счётная палата практически сразу взяла его на контроль. Отчёт от февраля 2016 года сообщал, что за полтора года стройка фактически не началась, а выделенные на неё из Фонда национального благосостояния миллиарды рублей осели на счетах Госкомпании «Автодор» и нанятых ей подрядчиков, в частности АО «Крокус интернэшнл», и с этих денег владельцы счетов получали проценты, то есть, в сущности, крутили казённые средства в банках.
В 2016 году строительная техника всё-таки выехала на объекты, но темпы работ оказались удручающими. Отчёт Счётной палаты от апреля 2018 года гласит, что пусковые объекты №3 и №4 по-прежнему находятся в зачаточном состоянии, а на пусковых объектах №1 и №5 стройка катастрофически отстаёт от сетевого плана-графика. При этом «Автодор» пустил в дело лишь 38,4 млрд из 62,6 млрд рублей, выделенных государством на ЦКАД, но зачем-то запросил из федерального бюджета ещё 1,9 млрд рублей и переводил «лишние», не предусмотренные контрактом средства на счета АО «Крокус интернэшнл». В проекте также значилось внебюджетное финансирование на сумму 8,8 млрд рублей, но «Автодор» так и не смог найти заинтересованных стройкой ЦКАД частных инвесторов. На первом пусковом объекте в ходе очной проверки аудиторы обнаружили менее 50 рабочих и не более 30 единиц техники при плановых 1097 рабочих и 638 машинах. Были и другие сравнительно мелкие нарушения, вроде приёмки некачественного асфальтового покрытия. Шокированная результатами аудита Счётная палата направила отчёт о ходе стройки ЦКАД в Генеральную прокуратуру, Минтранс, Минэкономразвития и в палаты Федерального собрания. Увы, эти уважаемые ведомства не смогли или не захотели оказать сколь-нибудь заметного влияния на ситуацию.
Сегодняшний отчёт Счётной палаты о стройке ЦКАД констатировал срыв сроков, казавшийся неизбежным уже после прошлогоднего аудита. Пусковые комплексы №1 (49,5 км от пересечения с трассой М-4 «Дон» до начала обхода Наро-Фоминска) и №2 (87,7 км от начала обхода Наро-Фоминска до трассы М-11 «Москва-Санкт-Петербург») нужно было сдать в декабре 2018 года, а пусковые комплексы №3 (105,3 км от трассы М-11 «Москва-Санкт-Петербург» до трассы М-7 «Волга») и №4 (96,5 км от трассы М-7 «Волга» до трассы М-4 «Дон») – в декабре 2019-го. На деле готовность объектов находится в диапазоне от 0% до 66%, в связи с чем работы на пусковых комплексах №1, №3 и №5 не могут быть завершены ранее четвёртого квартала 2020 года, а на пусковом комплексе №4 – ранее 2 квартала 2021 года. Из-за срыва сроков государство не получит в 2019-2020 годах 22,4 млрд планового дохода от эксплуатации ЦКАД (напомним, что трассу планируется сделать платной).
Что же происходит на местах? Аудиторы вновь зафиксировали недостаточное количество людей и техники, причём на всех пусковых объектах. Стройку тормозят также «низкое качество проектирования и длительность процедур по изъятию и оформлению земельных участков». Например, на пусковом комплексе №1 невозможно начать строительство сразу нескольких участков дороги из-за того, что проектно-сметной документацией не предусмотрено переустройство 79 инженерных коммуникаций. Вдобавок «Автодор» вообще ещё не заключил договоры на строительство двух транспортных развязок и одного участка дороги, а также на переустройство ряда инженерных сетей и изъятие отдельных земельных участков. Без этих договоров определить итоговую полную стоимость ЦКАД не представляется возможным.
Зато у стройки наконец-то появилось внебюджетное финансирование на сумму 14 млрд рублей, и все они были направлены на третий пусковой комплекс – это 52% от 26,6 млрд рублей, заложенных на строительство этого объекта в 2017-2018 годах. Увы, по остальным запланированным соглашениям средства инвесторов так и не были привлечены, что нарушает краеугольный для стройки ЦКАД принцип государственно-частного партнёрства.
Что ещё? Аудиторы зафиксировали на некоторых объектах завышение стоимости принятых и оплаченных работ. В отчёте также указано, что «Автодор» внёс изменения в проекты строительства объектов первого и пятого пускового комплексов без прохождения повторной госэкспертизы, а стоимость работ при этом выросла на 5,7 млрд и 900 млн рублей соответственно.
Ну и «на десерт» – неэффективное использование средств федерального бюджета: в ходе подготовки территории для строительства третьего пускового комплекса «Автодор» оплатил работы по переустройству коммуникаций на сумму 415 млн рублей, но эти работы оказались невостребованными из-за изменения плана переустройства…
Глядя на всё это безобразие, Счётная палата решила сообщить о ходе стройки ЦКАД главному лицу страны – Владимиру Путину, а также направила отчёт о проверке в ФАС, Генеральную прокуратуру и Следственный комитет.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Ничего удивительного. Все как всегда.