[su_capital_letter_new_2 letter='Б' text='ольшой промышленный город, коим является Донецк и его города-спутники, до войны был раем для автомобильных дилеров. Согласно статистике Ассоциации автопроизводителей Украины “УкрАвтопром”, в течение девяти месяцев 2013 года в Донецкой области было продано более чем 25 тысяч новых автомобилей. Больше машин продали только в Киеве, а вот другие области Украины по сбыту отставали весьма существенно. И потенциал для автопроизводителей был большой – на каждую 1 000 человек в Донецке приходилось по российским меркам не так много автомобилей – около 180.']
На чем катались дончане до войны? В основном на недорогих автомобилях B-класса да на старых "немцах" и "японцах". Опять же, если заглянуть в статистику за 2012-2013 годы, то можно обнаружить на лидирующих позициях автомобили марок Hyundai, ЗАЗ и Geely, хотя Toyota, KIA, Volkswagen, Skoda, Nissan и Renault также уверенно вели свой бизнес и продавали более 10 тысяч автомобилей в год.
Еще до того момента, когда в конце мая 2014 года начались активные боевые действия с применением авиации, город начал сползать в состояние хаоса. В новостях появилась информация, что начались массовые захваты имущества автосалонов: новенькие автомобили ополченцы забирали для своих нужд. В начале июня 2014 года, после первых ожесточенных боев за донецкий аэропорт, дилеры в спешном порядке стали эвакуировать те машины, которые не успели растащить.
Как это происходило, я видел сам: небольшие колонны новеньких автомобилей без номерных знаков пытаются выехать из города. За рулем – менеджеры, пытающиеся спасти бизнес компаний. Разумеется, не по главным улицам.
К тому времени город уже оброс блокпостами разрозненных отрядов ополченцев, но еще можно было относительно безопасно выехать из города по грунтовым дорогам, поскольку стабильной линии соприкосновения не существовало, да и мины еще не закладывались в массовом порядке. В июле, после того, как ополченцы разоружили всю городскую и областную полицию с нацгвардией, следить за порядком в городе стало практически некому. Кто не успел, тот опоздал.
На данный момент большинство автосалонов закрыты, а как они выглядят, можно увидеть на фотографиях. За качество картинки прошу строго не судить: сделаны они на “мыльницу” без штатива. Сейчас любой человек в Донецке вызывает подозрение, даже местные могут восприниматься как украинские диверсанты. Оказаться в отделении полиции и отвечать на вопросы силовиков о том, зачем мне фотографии автосалонов во фронтовых районах города, не очень-то хотелось.
Автосалон Honda на проспекте Богдана Хмельницкого пуст, автомобилей внутри нет, не видно ни персонала, ни офисной техники, ни людей, ни даже охраны. Но здание все же находится в хорошем состоянии (бывает и иначе, о чем я расскажу ниже). На перекрестке перед ним стоят вооруженные до зубов люди: украинские СМИ утверждают, что на соседней от автосалона улице живет глава ДНР.
Мультибрендовый салон на улице Куйбышева, занимавшийся до войны продажами автомобилей Volkswagen, Peugeot, Hyundai и Seat, полностью разграблен, витрина разбита, и на территории автосалона тоже никого нет.
Напротив этого комплекса располагался автосалон Renault. Шоурум, разумеется, не работает, зато принимает клиентов СТО. Точно никто не скажет, но судя по всему, к дилеру этот сервис уже никакого отношения не имеет, а помещение заняли некие предприимчивые граждане.
Простаивает и шикарный некогда автосалон Toyota на проспекте Панфилова, где тоже работает лишь СТО. Рядом с автосалоном Toyota располагалась площадка китайской марки BYD, где сейчас, по иронии судьбы, принимают металлолом.
Еще один сервисный центр Honda и находящийся в этом же здании автосалон Mazda на улице Северодвинской поврежден и разграблен. Он располагался в 3-4 километрах от линии соприкосновения, кроме того, недалеко от него ранее находилась боевая позиция тяжелой артиллерии ДНР, поэтому здания сервисного центра посечены осколками ответного огня, окна выбиты, а внутри – разгром.
На закуску я оставил несколько фотографий автосалонов Porsche и Mitsubishi, которые располагались менее чем в километре от разрушенного донецкого аэропорта и служили укрытием для личного состава вооруженных сил ДНР.
Видите на фото кучу кирпича, утеплителя, металла, стекла и непонятного хлама? На этом месте и располагался автосалон Porsche, а чуть левее находился комплекс официального дилера Mitsubishi.
Как я уже говорил, фотосъемка в Донецке вообще затруднена, а у аэропорта сложности превращаются в экстрим. Во-первых, последний километр дороги напрочь усеян острыми осколками от разорвавшихся снарядов, поэтому на машине сюда не подъедешь – останешься без колес. Кроме того, "легендарный" Путиловский мост, возле которого и располагаются развалины автосалонов Porsche и Mitsubishi, до сих регулярно подвергается обстрелам. Не сочтите за дешевый прием доморощенного военкора, но как раз после моей импровизированной фотосессии началась очередная минометная дуэль, поэтому мне спешным шагом пришлось покидать место съемки, пригибаясь на всякий случай после каждого залпа.
На данный момент нельзя. Крупные автомобильные компании пока не могут позволить себе работать вне правового поля, а республики ДНР и ЛНР официально не признаны ни Украиной, ни Россией, ни другими государствами. Не говоря уже о том, что город за годы войны сильно обеднел, и купить новый автомобиль себе могут позволить буквально единицы. Но если не нужна гарантия производителя, то для немногих счастливцев такая возможность есть! Свято место пусто не бывает – в городе работает несколько неофициальных торговых фирм, выросших на останках официальных дилеров. О том, какой ассортимент они предлагают и почем нынче новый автомобиль в Донецке, я расскажу в следующей части серии.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
ты офигеешь, но это обычный автосалон в днр
Адресок подкинете? :) Направим туда спецкора.
город Тролевкс, улица Мемная, дом 14.88
)))