В России по-прежнему наблюдается проблема с доступностью услуг ОСАГО. Особенно это актуально для так называемых «токсичных» регионов, то есть тех, где зафиксирована высокая убыточность. В этих субъектах РФ страховщики всеми возможными способами пытаются ограничить продажи полисов, на что клиенты жалуются Центробанку. Отчасти для решения этого вопроса были запущены обязательные продажи электронных полисов.
Этот шаг действительно смог «снизить напряжение» в сегменте. Продажи е-ОСАГО стали обязательными с начала 2017 года. В течение «добровольного периода» (с июля по декабрь 2016 года) автовладельцы купили лишь 330 000 электронных полисов, за весь 2017-ый было оформлено уже 7 700 000 договоров. По данным Российского союза автостраховщиков, в первом квартале текущего года продажи составили уже порядка 3 400 000 шт. (что в 4,5 раза больше по сравнению с АППГ).
Однако даже к доступности е-ОСАГО у автовладельцев есть претензии: многие пользователи сталкивались с техническими сбоями при оформлении полиса на сайтах компаний. Напомним, страховщики «подстраховались» и на этот случай: запустили систему «Е-гарант», которая активизируется в случае технических неполадок и направляет пользователей на сервис РСА, который выбирает страховую компанию случайным образом (она присваивается по номеру ПТС).
Теперь продажи е-ОСАГО хотят вывести на новый уровень: с помощью реализации через маркетплейс. Маркетплейс – это онлайн-площадка, которая систематизирует информацию о товарах и услугах разных зарегистрированных в системе компаний. Сведения предоставляются по запросам покупателей в структурированном виде, чтобы они могли сравнить продукты, выбрать нужный и осуществить покупку.
Как отметили в Центробанке, продажи е-ОСАГО через маркетплейс продолжат повышать доступность услуги для клиентов. Однако регулятор решил подождать либерализации «автогражданки»: после перехода на «свободные тарифы» в этом сегменте страхования вырастет конкуренция, что, по логике, позволит использовать для развития сектора самые разные инструменты рынка, в том числе и продажи через маркетплейс.
Интересно, что их не планируют делать обязательными для страховых компаний. Пока что сложно представить себе рынок, где страховщики боролись бы за клиентов по ОСАГО и были бы готовы платить за размещение своих продуктов на подобных онлайн-площадках. Напомним, сегмент сейчас убыточен и многие, в том числе и крупнейшие страховщики страны, пытаются избавиться от части «портфеля», сократить свою долю.
Первый шаг к «либерализации» ОСАГО будет сделан летом 2018 года: тарифный коридор расширят на 20% в сторону увеличения и снижения. Текущая ставка – 3 432 — 4 118 рублей – сменится на 2 746 — 4 942 рублей. Страховщики скорее всего сосредоточатся на повышенном базовом тарифе, то есть цены полисов предположительно вырастут.
Отметим, полный переход на свободные тарифы в «автогражданке» намечен на лето 2019 года. Тогда станут возможны продажи через маркетплейс. Как это может отразиться на клиентах? Всё просто: это грозит дополнительными тратами. Компании, размещающие свои продукты на онлайн-площадках, платят их владельцам либо фиксированную сумму, либо определённый процент от каждой сделки. Финансовая нагрузка «сверху» всегда перекладывается на конечного потребителя, так что российским автовладельцам остаётся только надеяться, что очередная надбавка к цене «страховки» будет подъёмной.
<a href="https://www.kolesa.ru/article/dazhe-s-osago-vam-pridyotsya-platit-esli-vy-vinovnik-dtp-pochemu" target="_blank">Даже с ОСАГО вам придётся платить, если вы виновник ДТП. Почему?</a>
Для комментирования вам необходимо авторизоваться