Для тех, кто не в курсе, что происходит, даём краткую предысторию. Илон Маск, известный нашим читателям в основном как глава фирмы Tesla, руководит также несколькими другими инновационными компаниями, а именно ракетостроительной SpaceX и землеройной The Boring Company. Последнюю Маск запустил как средство избавления городов от пробок: мол, разветвлённая сеть высокоскоростных подземных тоннелей, – единственно верное решение. Что до аэромобилей, разработкой которых сегодня занимаются десятки стартапов и даже несколько крупных автомобильных компаний (например, Toyota), то Маск в них не верит или, проще говоря, боится – дескать, упадут на голову, и привет. Поэтому он решил строить тоннели, но не такие широкие, как в обычном метро для поездов, а узенькие, диаметром всего 3,65 м. В эти тоннели с помощью лифтов, имплантированных в парковочные слоты на улице, предполагалось погружать специальные автономные тележки с водружёнными на них автомобилями, и на этих тележках машины должны были мчаться по тоннелями со скоростью 150 миль/ч (241 км/ч), минуя заторы на дорогах. Прокладка узких тоннелей в теории происходит на порядок быстрее и стоит на порядок дешевле, чем прокладка традиционных широких тоннелей метро. В перспективе Маск хочет рыть тоннели со скоростью движения улитки – моллюск по имени Гари даже стал талисманом The Boring Company.
Пилотную ветку The Boring Company начала строить в начале 2017 года в районе Хоторн Лос-Анджелеса, где расположена штаб-квартира SpaceX, а заодно и самой The Boring Company. Линия идёт вдоль Западной 120-й улицы и связывает офис с частной резиденцией, где, по слухам, Маск отдыхает после работы. Длина участка составляет всего 1,83 км, глубина залегания варьируется в диапазоне от 7 до 13 м.
И вот вчера, значит, состоялся торжественный запуск этого самого автомобильного метро, церемонию вёл лично Илон Маск. К публике он выкатился из тоннеля в белом кроссовере Tesla Model X, снабжённом боковыми колёсными упорами, которые удерживают машину по центру тоннеля. А что же автономные тележки? Они пока не готовы, и когда будут готовы, неизвестно. В рамках тестового заезда, который проходил в ручном режиме (то есть машину вёл человек), скорость не превышала 75 км/ч, при этом на поворотах наблюдались ощутимые биения колёсных упоров о стенки, так что комфортной такую поездку назвать вряд ли можно. По словам Маска, пока что дополнительные направляющие колёса – важная составляющая проекта, и что их можно приладить к любому электромобилю, а не только к Теслам. Очевидно, однако, что далеко не в каждой машине можно найти место для столь громоздких узлов внутри кузова, а перевозка их снаружи – явный паллиатив, непрактичный и неэстетичный.
Несмотря на довольно неубедительную демонстрацию пилотной ветки автомобильного метро, Маск намерен его развивать, прокладывать новые тоннели в Лос-Аджелесе и других крупных городах США. В перспективе вся система, которая получила название Loop, всё же будет работать полностью автономно. Расчётная пропускная способность одного тоннеля – одна машина в секунду. Кроме того Loop свяжут с системой вакуумных сверхзвуковых туннелей Hyperloop, которая будет отвечать за междугороднее и международное сообщение.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Сдается мне, что проект сам по задумке уже тот еще провал. Ибо он не решает проблему бутылочного горлышка, а лишь усугубляеет ее. Сами по себе пробки очень часто возникают не потому что автомобили едут медленно, а потому что количество желающие проехать, их скорость входа, скорость выхода и скорость прохода начинают превышать возможности участка. Бутылочным горлышком же тут гораздо чаще является не сам участок, а вход и/или выход с участка. Каким бы быстрым не был новый тоннель при движении транспорта в нем, проблема входа в тоннель не решена. Таким образом, если расположить тоннель на востребованном направлении, то он не только не улучшит ситуацию с пробками, но и может усугубить ее в месте входа, лишив выгоды тех, кто будет стоять в этой очереди на въезд, а за одно, может запереть ту улицу, где расположен этот самый въезд. В презентационном ролике эта тема культурно обходится стороной, рисуя максимум один автомобиль в очереди, что возможно разве что на очень непопулярных направлениях и в незагруженные часы.
Не буду далеко ходить за примерами. На той же ЗСД в Питере пробки обычно на въезд/выезд при том что это куда проще чем опускание и подъем авто на лифте как у Маска.