Ведомство выборочно проверило автозаправки: аудит по недоливу прошёл всего на 200 станциях, по качеству горючего – на 366-ти. При этом инспектировались как АЗС крупных сетей, принадлежащих нефтяным компаниям, так и независимых участников рынка. Правда, Росстандарт не уточнил регионы РФ, где проводились тесты. Несмотря на это, результаты всё равно не радуют: водителям стоит беспокоиться как о качестве топлива, так и о его количестве, залитом в бак.
Как сообщают «Известия» со ссылкой на Росстандарт, недоливают бензин и «дизель» на 19% автозаправок, то есть почти на каждой пятой. При этом в самом ведомстве уточнили, что такие проверки проводились как внепланово, так и с предварительным уведомлением владельцев АЗС. Во втором случае организации имели возможность «подготовиться» к аудиту, это позволяют современные колонки и ПО. Так что реальная ситуация по недоливу топлива на самом деле может быть ещё плачевнее.
А вот в Независимом топливном союзе не согласны с результатами, полученными Росстандартом, и настаивают на том, что реальное количество нарушений всё-таки меньше 19%. Президент союза Павел Баженов пояснил, что ведомство не рассказало, как именно выбирались АЗС для проверки. И если учесть, что сотрудники агентства проверяли в том числе случаи жалоб граждан, то очевидно, что попавшие под аудит заправки на тот момент уже находились «в группе риска».
Отметим, проблема водителей – это не только недолив, но и низкое качество топлива на АЗС. За первую половину 2019 года Росстандарт проверил 366 заправок: в 9% случаев (то есть почти на каждой десятой заправке) горючее не соответствовало нормам. Этот результат не улучшился по сравнению с 2018 годом: тогда Росстандарт изучил бензин и «дизель» у более чем трёх тысяч организаций. Результат был таким же – фальсификат пришёлся на 9%.
При этом в ведомстве отметили, что количество жалоб российских водителей на нарушения при продаже топлива на АЗС выросло. Так, с начала текущего года их число увеличилось на 36% по сравнению с 2018-ым. По мнению Павла Баженова, это не значит, что самих нарушений стало больше, просто население теперь лучше информировано, так как в последние пару лет тема шире освещается в СМИ.
Так как нарушения на АЗС по-прежнему есть, и их немало, власти продолжают думать над ужесточением наказания для нарушителей. Напомним, сейчас в случае недолива топлива должностные лица платят от 20 до 50 тыс. рублей, а юридические – от 50 до 100 тыс. рублей. Ещё в прошлом году Минпромторг предложил сделать штрафы за это нарушение оборотными (по аналогии с санкциями за некачественное горючее). То есть владельцу «пойманной на недоливе» заправки могут назначить штраф в размере 1% от суммы выручки АЗС за предыдущий год (но не менее 500 тыс. рублей), а для рецидивистов взыскание вырастет до 3% (не менее 2 млн рублей). Пока что это лишь проект закона, но он уже получил поддержку профильных ведомств.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться