Нефтепереработчикам РФ поставили задачу: сдерживать рост розничных цен на автомобильное топливо. В случае, если она не будет достигнута, правительство РФ планирует использовать новую меру воздействия на отрасль – возможность регулировать пошлины на экспорт топлива. Отметим, сейчас нефтяникам выгоднее отправлять «горючее» за рубеж, где оно стоит дороже, чем на внутреннем рынке.
О подготовке законопроекта, дающего возможность правительству повышать экспортную пошлину на моторное топливо, в ходе прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным рассказал вице-премьер Дмитрий Козак. Он предлагает «в крайнем случае» почти приравнять её размер к экспортной пошлине на нефть. Таким образом в правительстве хотят добиться того, чтобы поставки на экспорт и на внутренний рынок приносили компаниям одинаковую прибыль.
Эту меру вице-премьер назвал «угрозой» в руках правительства, при этом он выразил надежду, что применять её властям не придётся. Глава РФ предложение одобрил, он отметил, что нынешняя ситуация с ростом цен на автомобильное топливо в стране «недопустима».
Однако, допустили. По данным Росстата, с начала текущего года цены на бензин увеличились на 7,3%, при этом Аи-92 подорожал в среднем по стране на 7,7%; цена дизельного топлива выросла на 7,9%. Особо заметный прирост начался во второй половине марта (после президентских выборов).
В конце мая нефтяники пообещали сдерживать рост цен на моторное топливо. Пока этого удалось достичь в опте, в рознице же отмечено снижение темпов прироста: за неделю с 29 мая по 4 июня бензин в среднем по России подорожал всего на 1,4% (неделей ранее – на 1,9%). Сейчас средний ценник одного литра бензина составляет 43,4 рубля.
По расчётам экспертов «Аналитики товарных рынков», на которых ссылается «Коммерсант», в случае повышения экспортных пошлин на бензин и дизтопливо за полгода бюджет получит дополнительные 80 миллиардов рублей. Соответственно нефтепереработчики эту же сумму потеряют (эти расходы им компенсировать не планируют). Однако, напомним, эта мера будет являться крайней: правительство воспользуется ей в случае продолжающегося роста ценников на АЗС.
Для стабилизации цен на «горючее» в России применяются и иные меры: так, с 1 июня 2018-го на 3 000 рублей снизили ставку акциза для тонны бензина и на 2 000 рублей – для тонны дизельного топлива. Помимо этого правительство отменило запланированное на 1 июля повышение акцизов (предполагалось увеличение примерно на 700 рублей). Кстати, нынешнее снижение ставок – первое с 2015 года.
Напомним, в будущем правительство планирует завершить налоговый маневр: для этого к 2024 году хотят отменить экспортные пошлины на нефть и одновременно увеличить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В этом случае государство будет получать в бюджет средства со всей извлечённой нефти, а не только с той, которая отправляется за рубеж.
По мнению представителей Роснефти, в этом случае цены на топливо на внутреннем и мировом рынках станут примерно равны, то есть ценники на российских АЗС увеличатся ещё как минимум в 1,5 раза.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться