Популярность кемперов в Европе растёт: в одной только Германии, по данным министерства транспорта, популяция домов на колёсах с 2011 года выросла на 77% до более чем полумиллиона единиц, а пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 с её ограничениями на международные полёты лишь подогрела интерес населения к автопутешествиям. Пик отпускного сезона в Европе традиционно приходится на август-сентябрь, так что ADAC выбрал идеальный момент, чтобы обратить внимание на то, чем может быть чревата авария с кемпером на дороге.
На испытания взяли Fiat Ducato, так как это абсолютный лидер сегмента — на долю итальянской коммерческой модели приходится примерно половина автодомов в Европе, чем компания Fiat Chrysler Automobiles очень гордиться. Между тем нынешнее поколение Ducato выпускается с 2006 года (последнее обновление было в прошлом году), то есть основы его конструкции были заложены ещё в начале века.
В тестах Euro NCAP Fiat Ducato никогда не участвовал, а вот старенький Citroen C5 в 2009 году получил в испытаниях Euro NCAP максимальные пять звёзд рейтинга за безопасность. Фронтальный удар на скорости 64 км/ч о деформируемый барьер, установленный с 40-процентным смещением, французский автомобиль выдержал блестяще, датчики манекенов не зафиксировали опасных для здоровья нагрузок.
ADAC смоделировал фронтальный удар двух автомобилей на скорости 56 км/ч (это скорость каждого автомобиля, а не результирующая) с 50-процентным перекрытием — в общем, типичная «встречка» на второстепенной дороге. В кемпер усадили четырёх манекенов, три из них имитируют взрослых людей (водитель, пассажир спереди, пассажир на заднем сиденье), четвёртый — ребёнка, сидящего в детском кресле во втором ряду. В универсале ехал только манекен-водитель.
О том, какие нагрузки манекены испытали при ударе, рассказывает вышестоящая картинка. Красный цвет, напомним, означает смертельно опасные нагрузки. Коричневый — высокие нагрузки, которые могут привести к тяжёлым травмам и, возможно, смерти. Оранжевый — пограничный уровень нагрузок, приводящий к неопасным для жизни травмам. Жёлтый и зелёный — это норма, серьёзного вреда здоровью такие нагрузки не причиняют.
Как видим, в кемпере выжил только передний пассажир, которому впрочем, возможно, придётся ездить на инвалидной коляске из-за травмированных бёдер. Водитель испытал несовместимую с жизнью нагрузку на грудную клетку, красные нагрузки зафиксированы также на левом бедре и ступнях — левое колесо при столкновении сильно сместилось в салон, деформировало пол и направило рулевую колонку навстречу голове водителя.
Пассажиры второго ряда, взрослый и ребёнок, оказались заложниками хлипкой деревянной конструкции с металлической поперечиной, к которой крепятся два задних кресла. По сути, кресла были привинчены к мебельной тумбе, которая при ударе развалилась. Смертельные удары по головам пассажиры получили в фазе отскока о металлический каркас спинки сиденья, обнажившийся из-за сползшей вниз обивки. Взрослый пассажир вдобавок испытал смертельно опасную нагрузку в районе брюшной полости — вероятно, из-за экстремального давления ремня.
Разумеется, перед ударом всё оборудование кемпера было приведено в транспортное состояние, согласно инструкции, однако шкафчики от удара раскрылись и лежащие в них предметы, в том числе посуда, устремились в салон, угрожая пассажирам дополнительными травмами. Водительскую дверь Ducato от удара заклинило, открыть её удалось только с помощью специнструмента. Вдобавок кемпер при ударе проявил склонность к опрокидыванию.
Что до водителя Citroen C5, то на нём после столкновения, судя по зафиксированным нагрузкам, буквально не осталось живого места. Столь драматичная разница в последствиях ударов Euro NCAP и ADAC объясняется большей скоростью и значительной массой кемпера, более чем вдвое превосходящей массу Citroen C5.
Тест ADAC косвенно подтверждает справедливость решения Euro NCAP отказаться от удара на скорости 64 км/ч о деформируемый барьер, как от устаревшего. В новой программе испытаний Euro NCAP он заменён ударом с 50-процентным перекрытием о движущуюся навстречу тележку массой 1400 кг с установленным на неё деформируемым барьером. Скорость машины и тележки в новом типе удара Euro NCAP — 50 км/ч, то есть концептуально он повторяет удар ADAC, только у последнего скорость выше, а вместо тележки — 3,5-тонный кемпер.
Какие тут можно сделать выводы? Водителями легковушек лучше держаться от кемперов подальше, равно как и от любой другой тяжёлой техники. Разработчикам кемперов следует уделять больше внимания безопасности конструкции пассажирского и жилого отсеков, а также брать за основу более современные модели фургонов. Покупателям автодомов не надо жалеть денег на современные системы активной безопасности, главным образом систему автоматического аварийного торможения (АЕВ). Вещи в кемпере при езде должны быть надёжно зафиксированы (тяжелые внизу, лёгкие вверху), посуду лучше использовать пластиковую вместо стеклянной, пусть даже это не очень экологично.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Хлипкость несущего кузова Fiat Ducato никогда не была секретом.