Продажи новых автомобилей по итогам 2017 года, а также в начале текущего демонстрируют положительную динамику. Казалось бы российский авторынок кризис преодолел, однако у дилеров по-прежнему есть проблемы и можно ожидать сокращения сети. В числе причин – закредитованность организаций, а также недавнее ослабление рубля, которое повлияет на покупательскую способность россиян.
Глава РОАД Олег Мосеев в ходе интервью «Коммерсанту» рассказал о том, что четыре года назад на территории России продавалось порядка 3 000 000 машин в год и работало около 4 500 дилеров. То есть в среднем на одного дилера приходилось примерно по 650 машин. При этом, согласно мировой практике, оптимальным является вариант 1 000 проданных экземпляров на дилера.
Затем объём продаж резко упал и по итогам 2017 года в РФ было продано примерно 1 590 000 легковых и лёгких коммерческих автомобилей. К этому времени осталось примерно 3 400 дилеров (то есть в среднем по 450 машин на одну организацию). При этом проблемы у дилеров есть с банками: после крушения нескольких крупнейших компаний они переоценили риски на дилеров. Поменять банк теперь почти невозможно (а значит, придётся подстраиваться под предлагаемые условия), новых клиентов из сферы автобизнеса в кредитных организациях «не жалуют».
Помимо этого в сложной ситуации находятся те бренды, которые постепенно становятся нишевыми или предположительно могут покинуть российский рынок. К таким эксперт отнёс Honda, Suzuki, Peugeot и Citroёn. Согласно словам Олега Мосеева, в числе нынешних проблем дилеров также «провал» по обслуживанию машин. «Сервисных доходов мы не наберём», — заявил он.
Ещё одна область, которая могла бы вытянуть дилеров – это продажи машин с пробегом, однако она недостаточно развита в России. глава РОАД пояснил, что в РФ на официальных дилеров приходится порядка 12-13% объёма вторичного авторынка (в Москве – 20-25%), тогда как в развитых странах этот показатель составляет 30-40%.
Олег Мосеев предположил, что в нынешней экономической ситуации сокращение дилерской сети неизбежно. Согласно приблизительным расчётам специалиста, сейчас в зоне риска находится около 30% российских автодилеров. В их числе есть крупные московские игроки, не исключены проблемы и в регионах.
В Министерстве промышленности и торговли РФ занимаются разработкой мер помощи отрасли, однако на 90% они предполагают развитие и поддержку производства автомобилей в стране. Собственно дилерам госпрограммы помогают намного меньше. Олег Мосеев напомнил о том, что в апреле РОАД, АЕБ и автопроизводители подписали документ «о взаимопонимании». В этом меморандуме, в частности, прописано, что не должно быть дискриминации внутри дилерской сети: речь о единых стандартах работы и бонусах для всех.
Согласно словам главы РОАД, в случае, если высокий курс валют останется стабильным, то автопроизводителям придётся начать отыгрывать цены. Он пояснил, что никто не будет переписывать прайс-листы в один момент, так как это грозит не только спадом спроса, но и потерей доли рынка, однако готовиться к постепенному увеличению ценников (в случае слабого рубля) стоит.
Ранее портал «Колёса.ру» сообщал о том, что цены импортируемых машин в России вырастут на 10-15%. В качестве причин эксперты назвали как падение рубля, так и повышение утилизационного сбора.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Причина проблем дилеров одна - ЖАДНОСТЬ!!! Ломят в 2-3 раза больше чем те же детали и услуги стоят везде, естественно что как только заканчивается гарантия владельцы забывают дорогу к дилеру. Были бы адекватные цены и народ ездил бы и на ТО и на ремонты, а так вся работа по постгарантийным авто уплывает в другие сервисы и даже гаражи.