Масштаб бедствия, с которыми столкнётся автомобильная промышленность в связи с ужесточением европейских норм выбросов СО2 становится всё очевиднее. О том, чем обусловлено это ужесточение, мы подробно рассказывали в отдельном материале. Напомним, что с 1 января этого года среднее значение выбросов СО2 для парка новых легковых автомобилей в Европе не должно превышать 95 г/км. Для сравнения скажем, что в 2018 году средний показатель выбросов СО2 всех проданных в Европе новых легковых автомобилей составил 120,4 г/км.
Если есть превышение, то с производителя взимается штраф в размере 95 евро с каждой проданной машины за каждый лишний г/км. Этот год считается переходным, и норматив распространяется только на 95% парка. В следующем году нормативу должны соответствовать 100% парка новых машин, но касается это только крупных автоконцернов, продающих более 300 000 машин в год. Производители, продающие от 10 000 до 300 000 машин в год, должны сократить выбросы СО2 своего парка на 47% относительно показателя 2007 года. Те, кто продаёт от 1000 до 10 000 машин, будут договариваться с Еврокомиссией об индивидуальных нормах. Небольшие фирмы, у которых годовой объём продаж составляет менее 1000 автомобилей, освобождаются от принудительного соблюдения норм выбросов СО2.
То есть новые ограничения ударят в первую очередь по крупным компаниям, они и стали главным объектом внимания агентства PA Consulting. Его аналитики рассчитали, какие штрафы заплатят ведущие автоконцерны в Европе уже в 2021 году. Общая сумма составила 14,655 млрд евро. Больше всех заплатит концерн Volkswagen – 4,5 млрд евро, меньше всех – Toyota (18 млн евро), у которой расчётное превышение нормы составляет всего 0,2 г/км, что вообще можно списать на «погрешность измерений».
Прогноз штрафов за превышение норм выбросов СО2 в 2021 году
Производитель | Превышение выбросов СО2, г/км | Сумма штрафа, млн евро | Величина штрафа по отношению к операционной прибыли за 2018 год |
Mazda | 28,7 | 877 | 115,7% |
Fiat Chrysler Automobiles | 27 | 2461 | 49,5% |
Honda | 25,2 | 322 | 5,5% |
Ford | 16,2 | 1456 | 39,0% |
Volkswagen | 12,7 | 4504 | 32,4% |
Volvo | 12,5 | 382 | 27,6% |
Daimler | 11 | 997 | 9,0% |
Hyundai-Kia | 7,7 | 797 | 28,9% |
BMW | 7,6 | 754 | 8,3% |
Renault-Nissan-Mitsubishi | 4,9 | 1057 | 12,4% |
Jaguar Land Rover | 4,4 | 93 | 404,3% |
Groupe PSA | 4 | 938 | 21,3% |
Toyota | 0,2 | 18 | 0,1% |
Любопытно, что только немецкий журнал auto motor und sport объяснил, как именно рассчитывается предельная величина выбросов СО2 для каждого крупного автопроизводителя – ни на сайте Евросоюза, ни в публикации PA Consulting вы этой информации не найдёте. Оказывается, 95 г/км – величина условная, она лишь компонент формулы, которая выглядит так:
Х = 95 + 0,0457×(Y – 1372)
Расшифровка:
Х – искомая норма выбросов СО2, г/км
95 – базовая норма выбросов СО2, г/км
0,0457 – весовой коэффициент
Y – средневзвешенная масса проданных автомобилей, кг
1372 – средневзвешенная масса легкового автомобиля в ЕС по состоянию на 2015 год, кг
Учёт массы необходим для того, чтобы производство тяжёлых премиальных автомобилей не потеряло смысл – без этой корректирующей формулы штрафы были бы ещё больше.
В расчётах PA Consulting учитывались также так называемые супер-кредиты, которые начисляются за plug-in гибриды, то есть модели, дающие менее 50 г СО2 на км, и которые позволяют компаниям продавать больше «грязных» машин, то есть тех, что выбрасывают более 95 г СО2 на км. В 2023 году супер-кредиты отменят, и всё сведётся к вышеозначенной формуле. Но выпуск гибридов по-прежнему будет иметь смысл, так как они позволят снизить средний показатель выбросов СО2, и именно на гибридах выехала Toyota – у неё таких машин больше всех.
Следующая иллюстрация показывает разрыв между расчётным (голубой цвет) и целевым (зелёный цвет) уровнями выбросов СО2, а серый цвет – это показатель по состоянию на 2018 год.
Как видно, некоторым производителями до целевых показателей – как до Луны пешком, но объём продаж всё-таки важнее, чем отклонение от нормы, потому что при схожем превышении в 4 г/км Jaguar Land Rover заплатит всего 93 млн евро штрафа, а Groupe PSA – в десять раз больше, то есть почти миллиард.
И что же производители будут со всем этим делать? Объединяться! Правила ЕС допускают объединение показателей выбросов СО2 в общую отчётность нескольких компаний. Так FCA будет кооперироваться с Теслой, Mazda с Тойотой и так далее – всё это предмет торгов и переговоров.
Добавим, что к любому прогнозу нужно относиться скептически, ведь ни один аналитик точно не знает, сколько, например, Volkswagen продаст в следующем году своих электрических хэтчбеков ID.3. Этого не знает даже сам Volkswagen, а потому, наверное, откладывает нужную сумму на углеродный штраф – после дизельгейта ему не привыкать.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться