На сегодняшний день большинство нарушений ПДД (80%) на российских дорогах выявляют комплексы фото- и видеофиксации. Так, по итогам 2019 года всего было выписано 117,2 млн постановлений, из них 97,3 млн пришлось на так называемые «письма счастья». На уплату штрафов водители потратили за прошлый год 106,5 млрд рублей. При этом не всегда такие наказания бывают справедливыми: иногда техника ошибается, но автовладельцу всё равно приходит штраф.
К примеру, в 2017 году было выписано примерно десять тысяч ошибочных постановлений из-за неверно установленной камеры, которая на протяжении нескольких месяцев завышала скорость проезжающих под ней машин. Для того, чтобы камера перестала наказывать невиновных, потребовалось вмешательство прокуратуры. Были и другие громкие случаи, когда водителей бюджетных машин и микроавтобусов наказывали за движение со «сверхскоростью», автовладельцам присылали штрафы за то, что тень ТС пересекала сплошную линию разметки, или же «письма счастья» приходили тем, чьё авто находилось на слишком торопящемся эвакуаторе.
Сейчас никто не ведёт подсчёт количества ошибочных, а также преднамеренно фальсифицированных штрафов. Но по данным «Известий», которые ссылаются на главу рабочей группы ОНФ Петра Шкуматова, каждый год таких штрафов насчитывается около нескольких десятков тысяч. По этой причине было предложено разработать меры, которые помогут свести подобную практику «на нет».
Для этого рабочая группа ОНФ предлагает внести несколько изменений в Кодекс об административных правонарушениях (причём, в обновлённый, который ещё не одобрен) и процессуальный КоАП. Эти проекты подготовил Минюст. Так, инициаторы предлагают создать официальную аттестованную методику, в соответствии с которой надо будет изучать все материалы, поступившие с дорожных камер. Оговаривается, что для разных нарушений схемы оценки будут отличаться.
В будущем тексте укажут, какие данные потребуются с комплексов фото- и видеофиксации для бесспорного доказательства нарушения ПДД. При этом, если некоторые материалы будут повреждены или уничтожены, то водителя нельзя будет признать виновным. Методикой будут пользоваться сотрудники ГИБДД, иные должностные лица, которые отвечают за формирование «писем счастья», а также водители при обжаловании постановлений.
Обязательной для тех, кто формирует постановления о нарушении, новая методика не станет. В рабочей группе ОНФ отметили, что сотрудники ГИБДД не смогут использовать её для анализа всего массива данных, поступающих с камер. Так что в большей степени она поможет тем, кто собирается оспорить штраф.
Не все поддерживают эту идею. Так, руководитель Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев считает, что методика для изучения материалов с камер нужна, но для неё нет необходимости разрабатывать отдельный документ. Также он напомнил о том, что сейчас власти занимаются внедрением возможности обжаловать штрафы водителей через интернет. Напомним, ожидается, что сервис появится на портале госуслуг.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться