Министерство финансов подготовило свои предложения, касающиеся изменений в системе ОСАГО. Обновлённую версию поправок получили для изучения другие ведомства. Нововведения в основном касаются системы расчёта цены полисов «автогражданки». Напомним, цена страховки представляет собой значение базового тарифа, умноженное на различные коэффициенты.
На сегодняшний день базовый тариф варьируется в диапазоне от 3 432 до 4 118 рублей. В конце лета Центробанк планирует расширить его до 2 746 – 4 942 рублей (на 20% в сторону увеличения и уменьшения). Ранее «Колёса» уже сообщали о том, что сейчас страховщики пользуются в основном верхней планкой тарифного коридора, так что новое расширение они рассматривают, по сути, как повышение базовой ставки.
На цену ОСАГО влияют и коэффициенты, учитывающие стаж и возраст водителя, уровень аварийности (КБМ, то есть скидка за безаварийную езду или надбавка за ДТП по вине клиента), регион РФ (определяется по месту регистрации автовладельца), а также мощность двигателя.
По мнению разработчиков реформы ОСАГО, от последних двух коэффициентов при расчёте цены полиса следует отказаться. Вместо них Минфин предлагает учитывать наличие у клиента нарушений ПДД в течение года до заключения договора на новый срок. В документе оговаривается, что страховка подорожает не из-за тех нарушений, которые фиксируются дорожными камерами.
Ещё одним новым коэффициентом, по мнению ведомства, должен стать тот, который учитывает стиль вождения страхователя. Как отмечают «Ведомости», фиксировать резкие перестроения, скорость движения и т.д. будут «в том числе с использованием установленных на автомобиле телематических устройств». Напомним, по прошлогодним данным, средний возраст российского парка легковых автомобилей – 12,5 лет. Причём на долю машин старше 15 лет приходится почти треть (32%) от их общего количества. Это означает, что у большинства машин терминалов системы «ЭРА-Глонасс» нет. Каким образом Минфин планирует следить за стилем вождения их владельцев, неясно.
Любопытно, что ничего не сказано об изменении коэффициента возраста и стажа водителей (КВС): раньше инициаторы хотели увеличить количество градаций до 50. Сейчас КВС варьируется от 1,0 до 1,8, однако предлагалось расширить диапазон до 0,96 – 1,87.
О либерализации тарифов (на чём настаивали страховщики) речи пока не идёт. В Минфине подчеркнули, что цена полиса «автогражданки» в любом случае не должна будет превышать более чем втрое ту верхнюю границу базового тарифа, которую установит Банк России.
Помимо этого Минфин предлагает разрешить клиентам оформлять ОСАГО сроком на три года (сейчас максимальный срок страхования – один год). И не отказались инициаторы от введения полисов «ОСАГО» с разными лимитами выплат. Останется нынешний вариант с 400 000 рублей за вред имуществу и 500 000 рублей – за вред жизни и здоровью; а также два новых варианта договора, где лимиты по каждому из рисков установят на уровне 1 000 000 и 2 000 000 рублей. Отмечается, что оформить полис с расширенными лимитами клиенты смогут только с согласия страховой компании.
Страховщикам предложенные Минфином изменения не пришлись по вкусу. По мнению директора по развитию страхования МАКС Сергея Печникова, исключение из схемы расчёта цены полиса коэффициентов региона и мощности станет «критическим шагом» для системы ОСАГО и усугубит кризис в сегменте. А начальник отдела продуктов автострахования «Ингосстраха» Сергей Мкртычан считает, что полисы с повышенными выплатами будут использовать в своих интересах мошенники.
Ранее мы сообщали также о том, что идею сделать ОСАГО дороже для нарушителей ПДД не поддержали в МВД. По мнению ведомства, в этом случае водителей, по сути, будут наказывать дважды: сначала штрафом, а потом ещё и дорогой страховкой.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться