Послекризисное восстановление российского авторынка началось в марте 2017 года, но темпы роста заметно упали к лету 2018-го, а теперь рост, в сущности, прекратился: в январе 2019-го дилеры продали всего на 600 машин больше, чем в январе 2018-го. Многие ждали этой стагнации и прогнозировали её, называя главной причиной повышение ставки НДС с 18 до 20%, что неизбежно привело к заметному подорожанию новых автомобилей. Но есть и другие причины снижения покупательской активности, в частности обеднение населения и естественное насыщение рынка в текущих социально-экономических реалиях. В обозримой перспективе нет никаких объективных предпосылок к улучшению этих самых реалий, а следовательно и к росту рынка, хотя отдельные бренды возможности для роста ещё не исчерпали.
В январе многие марки продолжали реализовывать прошлогодние машины по старым ценам и смогли показать уверенный плюс в продажах (см. таблицу ниже). Например, Hyundai, демонстрировавшая вялую динамику в последние месяцы прошлого года, в январе выстрелила сразу на 24% и продала 10 843 автомобиля, Skoda прибавила 23% (5536 шт.), спрос на автомобили BMW вырос на 28% (2630), благодаря чему немецкая премиальная марка ворвалась в десятку лидеров, опередив по продажам и ГАЗ, и УАЗ.
Первое место в списке самых популярных марок по-прежнему занимает Lada, но продажи выросли всего на 3% и составили 21 531 автомобиль. Второе место – у Kia (15 691 шт. +2%).
Отметим нулевой рост в январе у Mitsubishi, а ведь эта марка окончила прошлый год с ростом на 87%! Однако Mitsubishi ещё в декабре объявила о повышении цен на свои автомобили, то есть делала ставку именно на ударные декабрьские продажи, опустошив склады, так что нулевой рост в январе – это, в общем, даже очень неплохо: реализовано 2106 внедорожников и кроссоверов.
Гораздо хуже дела у Ford (продано 1740 машин, -44%) и Chevrolet (1388 шт., -22%): эти марки считаются бесперспективными и теряют покупателей. Напомним, что Ford объявил недавно о масштабном сокращении своего бизнеса в европейском регионе, в результате которого легковые модели «синего овала» могут вообще исчезнуть из РФ вместе с заводами, их производящими. Внедорожник Niva – единственная массовая модель Chevrolet в нашей стране – доживает свой век и наследника не получит, а недавнее резкое подорожание подточило и без того увядающий спрос.
Сильно сдала в январе Subaru (450 шт., -22%), но это дело, в общем, поправимое – нужно лишь наполнить склады новинками. А вот падение продаж китайского Лифана – следствие проблем с локальной сборкой: реализовано лишь 419 машин, -53%. Вероятно, уже в следующем месяце Lifan «объедут» более расторопные китайские бренды Geely (в январе продано 395 машин, +232%), Chery (371 шт., +4%) и Haval, который вот-вот запустит свой завод в Тульской области (357 шт., +99%).
Топ-25 самых популярных автомобильных марок в России в январе 2019 года | ||||
№ | Марка | Продажи в январе, шт. | ||
2019 | 2018 | Разница | ||
1 | Lada | 21 531 | 21 005 | +3% |
2 | Kia | 15 691 | 15 310 | +2% |
3 | Hyundai | 10 843 | 8 752 | +24% |
4 | Renault | 7 799 | 7 880 | -1% |
5 | Volkswagen | 6 200 | 5 593 | +11% |
6 | Skoda | 5 536 | 4 501 | +23% |
7 | Toyota | 5 320 | 5 151 | +3% |
8 | Nissan | 5 003 | 5 376 | -7% |
9 | BMW | 2 630 | 2 050 | +28% |
10 | ГАЗ | 2 601 | 2 574 | +1% |
11 | Mercedes-Benz | 2 524 | 2 510 | +1% |
12 | Mitsubishi | 2 106 | 2 103 | 0% |
13 | УАЗ | 1 940 | 1 935 | 0% |
15 | Mazda | 1 812 | 2 057 | -12% |
15 | Ford | 1 740 | 3 132 | -44% |
16 | Chevrolet | 1 388 | 1 773 | -22% |
17 | Datsun | 1 084 | 1 263 | -14% |
18 | Lexus | 1 026 | 1 196 | -14% |
19 | Audi | 900 | 726 | +24% |
20 | Subaru | 450 | 618 | -27% |
21 | Lifan | 419 | 891 | -53% |
22 | Land Rover | 405 | 433 | -6% |
23 | Geely | 395 | 119 | +232% |
24 | Chery | 371 | 358 | +4% |
25 | Haval | 357 | 179 | +99% |
Пройдёмся также вкратце по брендам, не попавшим в топ-25. Продажи Porsche в январе выросли на 58% и составили 246 автомобилей – целевой аудитории этой марки колебания ставки НДС мало волнуют, важнее просто иметь свежую машину.
Французские марки Peugeot и Citroen начали год плохо: продано 234 (-44%) и 144 (-44%) автомобиля соответственно, но есть надежда, что удастся резко нарастить продажи коммерческих автомобилей, в том числе за счёт госзакупок.
Продолжает набирать обороты китайская марка Zotye: в январе её дилеры продали 221 автомобиль (+37%). Хорошие показатели у премиальных Volvo (198 шт., +113%) и Genesis (182 шт., +279%), а вот массовые «японцы», не имеющие заводов в России, сдают позиции: Honda реализовала 161 автомобиль (-48%), Suzuki – 159 (-24%).
Прогнозы на ближайшие месяцы разные: оптимисты обещают небольшой рост в пределах 2-4%, пессимисты – падение, которое может продлиться аж до осени, и только тогда можно будет рассчитывать на стабилизацию спроса, но лучше, честно говоря, не рассчитывать. Ставка НДС – не единственный драйвер роста цен: она «виновата» только за уже фактически произошедшее подорожание, а дальше в игру вступит инфляция и производители будут вновь переписывать прайс-листы. Добавьте к этому сужающиеся модельные ряды и стресс со стороны компаний, имеющих заводы в нашей стране, но ещё на заключивших СПИКи с российским правительством, а потому не знающих, как и чем они будут (и будут ли вообще) дальше жить в России.
С рейтингом самых продаваемых моделей в январе можно ознакомиться здесь, с самыми популярными кроссоверами первого месяца года – здесь.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться