27 мая FCA официально направил в Groupe Renault предложение о слиянии на паритетной основе. Тогда казалось, что заключение сделки – это вопрос времени, так как её поддержало французское правительство (главный акционер Renault). Акции обеих компаний сильно подорожали на известии о сделке, чем оперативно воспользовался гендиректор FCA Майк Мэнли и продал часть принадлежащих ему акций итало-американского концерна. Видимо, топ-менеджер что-то знали или подозревал, потому что уже вечером 5 июня Джон Элканн, председатель совета директоров FCA отозвал предложение о сделке.
Противником слияния оказалась компания Nissan, состоящая с начала века в альянсе с Renault. Дело в том, что Джон Элканн и Жан-Доминик Сенар, председатель совета директоров Groupe Renault, с весны вели переговоры о сделке, не поставив в известность руководство Nissan, и оно, конечно, обиделось. Гендиректор Ниссана Хирото Сайкава фактически узнал о сделке из газет и получил уведомление от Сенара лишь за несколько часов до оглашения предложения. Формально Сайкава встретил известие сдержанно и пообещал взвесить пользу для Ниссана от будущего союза FCA и Renault, но в непубличном пространстве японские начальники буквально рвали и метали, искренне полагая, что их предали. Конфигурация сделки, озвученная FCA, уготовила Ниссану роль компании-сателлита без какого-либо серьёзного влияния на будущую Preeminent Global Automotive Group (японцам пообещали всего одно кресло в её 11-местном совете директоров), что фактически означало конец Альянса в его текущем виде.
Между тем цели у Ниссана были совсем другие: японская фирма хотела усилить свою роль в Альянсе и при этом сохранить независимость. Напомним, что бывший глава Альянса Карлос Гон хотел полного слияния Renault и Nissan, за что и поплатился – его отстранили от дел и выдвинули против него кучу уголовных обвинений в злоупотреблениях и растрате. Собственно, ещё скандальный арест Гона поставил под вопрос будущее Альянса, но французское правительство на правах акционера захотело стабильности и пообещало Ниссану, что его отношения с Renault станут более справедливыми. Теперь, в свете слияния FCA и Renault, выходит, что французские власти (конкретно глава Минфина Брюно Ле Мэр) не просто не выполнили обещание поддержать Nissan после инцидента с Гоном, но и оставили его в дураках. Ле Мэр стал оправдываться и заявил, что поддержит сделку лишь при условии учёта интересов Nissan. Элканн в свою очередь, чтобы задобрить французские власти, предложил им одно место в будущем совете директоров Preeminent Global Automotive Group и гарантировал сохранение рабочих мест на заводах Renault.
Голосование по предложению о слиянии в совете директоров Renault два раза откладывалось из-за экстренных согласований, и вот, наконец, 5 июня сделку должны были одобрить, но Ле Мэр попросил дополнительное время на обдумывание, потому что два представителя Ниссана в совете директоров Renault заявили, что воздержатся от голосования. По сути, это означало, что японцы недовольны сделкой, и Ле Мэр, чтобы сохранить лицо, вступился за них. Но такой разворот событий уже вывел из себя Элканна, сделавшего, как ему казалось, все возможные уступки, и предложение о слиянии было отозвано.
После столь быстрой и показательной «отмены свадьбы» в адрес французского Минфина посыпались обвинения со стороны FCA и Renault – мол, вы испортили сделку века. В ответ на это правительство предложило уменьшить свою долю в Renault ради укрепления альянса с Ниссаном. Это стало поводом к возобновлению закулисных переговоров, которые неизвестно чем закончатся. Nissan, вероятно, будет стараться выторговать себе лучшую долю в новой компании, но для этого ему сначала нужно укрепить свою позицию в Альянсе – в частности, за счёт акций французского правительства. Для FCA это означает существенный пересмотр параметров сделки, и не факт, что Элканн на это пойдёт – уж больно сложная вырисовывается конфигурация: двум компаниям договориться можно, трём – гораздо сложнее, а ведь у Ниссана за спиной ещё и Mitsubishi, третий член Альянса. Напомним, что Nissan поглотил Mitsubishi после топливного скандала, который ниссановцы же и раздули. Затем был скандал с Гоном. Теперь вот палки в колёса сделки FCA и Renault. Японские боссы зарекомендовали себя как несговорчивые и мстительные, так что желание Элканна держать их подальше от Preeminent Global Automotive Group понять можно. Для него было бы лучше, если бы Альянса вообще не было, но, ясно, что с этим фактором всё же придётся считаться, если, конечно, надежды на союз с Renault всё ещё есть.
Для Ниссана вся эта история в любом случае станет судьбоносной. Либо японские боссы умерят амбиции, пойдут на компромисс и станут частью новой более крупной компании, либо разрушат сделку. Вряд ли после этого можно рассчитывать на благоприятное развитие старого «брака» с Renault, ведь и у французов есть своя гордость и свои амбиции – в конце концов, никто не заставлял Nissan вступать в Альянс на условиях, которые теперь кажутся ему несправедливыми. Если сделка с FCA не состоится, то нас, скорее всего, ожидает долгий и болезненный развод Renault с Ниссаном, и этот процесс не предвещает обоим партнёрам ничего хорошего.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Бардак во французском королевстве. Хвост крутит собакой. Причём здесь Ниссан? Это вассал, его дело - сторона, должен сидеть и слушать, что скажет взрослый дядя-сюзерен. Это бизнес, детка, а не клуб по интересам. Папа ФИАТ дал конфетку, 1%, сиди - соси петушка на палочке и радуйся. ФИАТ рискует больше всех, фактически допуская японцев к высшим технологиям Феррари. Да и случай с Карлосом Гоном наводит на размышления. Заманят Джона Элканна к себе на остров и будет сидеть в заложниках, в зиндане куковать, отказные подписывать. Шутка. Вряд ли такое возможно. с главами американских корпораций японцы так себя вести не будут, как с французами. Да и кровей в Элканне замешано немало от сильных мира сего - Аньелли, Кеннеди, Онасис, Киссинджер.
Когда Mazda развелась с Ford, это было единственно верное решение. Так и здесь - пускай французы теперь спасают итальянцев от их приключений в США, а японцы останутся японцами, и перестанут клепать "логаны с прищуром". Nissan не останется один, есть Mitsubishi, есть Samsung, есть Dongfeng... Ну а наш человек только перекрестится, когда ему перестанут впаривать Аркану и Весту с вариатором. Вот уж где le cost killer точно перешел грань здравого смысла!
Это французы ищут приключений в США, и хотят их найти через FCA. Другого выхода на американский рынок у Рено в видимой исторической перспективе не предвидится. Ниссан не по чину берёт. Инфинитив из Европы ушёл, а теперь и штаб-квартиру из Гонконга к себе на остров вывозят. Финансисты с Уолл-стрит все карты японцев знают и в расчёт изначально не брали. За сделкой со стороны FCA cтоят нынешние банкиры Голдман Сакс, со стороны Рено - бывшие. Кашу заварили серьёзную.