Центробанк планирует сделать первый шаг в сторону либерализации ОСАГО (вывода тарифов из-под контроля регулятора) летом 2018 года. Речь идёт о расширении коридора на 20% в сторону увеличения и снижения базовых тарифов. В этом случае нынешняя ставка (3 432 — 4 118 рублей) изменится до минимальных 2 746 и максимальных 4 942 рублей.
Цена полиса ОСАГО для каждого автовладельца определяется как значение базового тарифа, выбранное страховщиком из «амплитуды», умноженное на несколько коэффициентов. В их числе стаж, возраст, территория, уровень аварийности и т.д.
То есть страховщики при расширении тарифного коридора могут как увеличить, так и снизить расценки на услуги. Однако раньше минимальный тариф особой популярностью у страховых компаний не пользовался, и после изменения базовых значений, скорее всего, не будет.
Такой вывод можно сделать, исходя из слов зампреда ЦБ Владимира Чистюхина: он сказал о том, что планируемое расширение тарифного коридора принесёт страховым компаниям примерно 15 миллиардов рублей в виде увеличенных премий. По сути это означает, что страховщики планируют использовать изменение ставок как повышение базового тарифа.
Эта сумма – около 15 миллиардов рублей – должна полностью компенсировать потери страховщиков, полученные в 2017 году (размер убытка такой же). Как рассказал представитель Центробанка, убыточность в прошлом году составила 103%, регулятор надеется, что по итогам 2018-го она приблизится к 100%.
Другим изменением в системе расчёта цены полиса будут иные коэффициенты. Например, диапазон КВС (возраст и стаж) увеличат с нынешних 5 до 50 градаций. Помимо этого скидку за безаварийность (КБМ) планируют сделать единой на весь год и привязывать её к водителю, а не к договору ОСАГО.
Владимир Чистюхин ушёл от ответа на вопрос о том, как изменятся премии страховщиков (то есть цены полисов) с началом первого этапа перехода на свободные тарифы в ОСАГО. Он пояснил, что компании сейчас меняют практику урегулирования и развивают натуральное возмещение (то есть покрытие ущерба ремонтом): это должно сказаться на размере страховых премий.
Напомним, в тот момент, когда было принято решение об установке приоритета ремонта над выплатами, повышение стоимости страховки для автовладельцев не предполагалось. После того, как закон вступил в силу, страховые компании выразили недовольство слишком строгими, по их мнению, требованиями к СТО, а также запретом на использование б/у деталей. Можно предположить, что возможность увеличить цену полисов они хотят использовать в том числе и для компенсаций этих затрат.
Страховому рынку это грозит потерей клиентов. По подсчётам экспертов, сейчас без «автогражданки» обходятся более 3 000 000 водителей в РФ (7,1% от общего количества автовладельцев в 2017 году). Если ОСАГО продолжит дорожать, то эта доля будет только расти, что в итоге скажется на показателях страховщиков.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться