В последнее время существует много инициатив, направленных на регулирование деятельности такси. Однако некоторые из них носят взаимоисключающий характер. При этом бизнес, в том числе таксопарки, службы заказа такси и водители, не имеют четкого представления о перспективных направлениях развития отрасли. Обсуждаемые вопросы зачастую носят фрагментарный характер, в то же время у участников рынка общее видение развития таксомоторной деятельности в России отсутствует.
В связи с этим основной задачей конференции TAXI-2024 стало формирование предложений для включения в главный документ, определяющий развитие таксомоторной отрасли, – Стратегию развития до 2035 года.
С одной стороны, цифровизация позволила существенно продвинуться в области учета данных о деятельности такси. В короткие сроки был осуществлен цифровой прорыв, создана Федеральная государственная информационная система «ТАКСИ».
Год спустя: что изменилось в сфере такси
В подведении итогов реализации нового закона принял участие заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов. В своем выступлении он отметил, что впервые за 13 лет произошло кардинальное переосмысление правового регулирования сферы таксомоторных перевозок. Он поделился результатами работы системы ФГИС «Такси» за прошедший год: «В реестрах такси уже более 100 тысяч записей о перевозчиках, 620 тысяч записей о легковых такси и свыше 1200 записей о службах заказа такси».
До вступления в силу нового закона количество транспортных средств, по данным Общественного Совета по развитию такси, составляло 346 тысяч. Таким образом, количество легальных такси в России за год увеличилось почти вдвое.
Дмитрий Баканов подчеркнул, что наибольший эффект по легализации самозанятых водителей такси был достигнут благодаря функционалу «Госключ», реализованному Минцифры России. С момента его запуска число самозанятых перевозчиков выросло более чем втрое и сейчас составляет 34 000 человек.
В числе намеченных Минтрансом России планов по дальнейшему развитию цифровой системы ФГИС Такси – интеграция с системой АИС Страхование для получения информации о страховых полисах ОСАГО, а также интеграция с системой «СПО Паутина» для обмена данными с МВД РФ об автомобилях такси. Кроме этого, планируется оптимизация процесса обработки заявлений от перевозчиков.
Алексей Мерцалов, директор департамента бизнес-анализа НСИС, также рассказал об успехах, связанных с реализацией нового закона о такси. Эксперт проинформировал, что, по данным НСИС, за девять месяцев текущего года было заключено около 503 тысячи договоров ОСАГО с отметкой «такси», что в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда было 254 тысячи договоров. Он также рассказал, что появившиеся в начале года краткосрочные полисы оказались востребованы у перевозчиков. Так, в период с апреля по сентябрь было заключено 274 059 краткосрочных договоров ОСАГО для автомобилей, занимающихся таксомоторными перевозками.
Противоречия в отрасли
Однако реализация новых требований молодого федерального закона выявила ряд нерешенных проблем. Лисовский Сергей Федорович, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, высказал мнение, что для развития таксомоторной отрасли следует использовать разные способы правового регулирования. По его словам, то, что подходит для больших агломераций, например, московской, нежизнеспособно в российской глубинке. Он предложил по-разному относиться к самозанятым водителям и крупным игрокам на рынке.
Не менее важно и изучение мнения пассажиров о текущем уровне удовлетворенности услугами такси и их стоимостью. Заместитель руководителя Российской системы качества Антон Алексеевич Куканов озвучил результаты опроса пассажиров. Так, несмотря на повышение стоимости услуг такси за последний год, индекс удовлетворенности клиентов продолжает расти, что наблюдается с 2022 года. 57% опрошенных пассажиров устраивает соотношение цены и качества предоставляемых услуг такси. При этом 68,9% опрошенных заявили, что цвет автомобиля не имеет для них никакого значения. Кроме того, 82% пассажиров оценили свой опыт общения с водителями такси за последние три месяца как положительный. Нейтральный опыт имели 16,6% респондентов, а на негативный указали лишь 1,8%.
Мы получили предложения в Стратегию от региональных органов власти, бизнеса, служб заказа такси и продолжаем их принимать от всех участников рынка. Они будут направлены на рассмотрение в Минтранс России. Сегодня мы видим, что отрасль остро нуждается в создании благоприятных экономических условий и реформировании страховой системы. Мы также понимаем необходимость борьбы с нелегальными перевозчиками и совершенствования системы контроля за деятельностью такси. Уверена, что совместными усилиями мы сможем разработать эффективную Стратегию развития, которая обеспечит устойчивый рост и качественное развитие таксомоторной отрасли в России.
В рамках конференции в этом году прошла масштабная отраслевая выставка, которая стала важным дополнением к основным мероприятиям. В выставке приняли участие 34 компании, были представлены 23 автомобиля от отечественных и зарубежных автопроизводителей. Во все дни конференции площадка привлекала особое внимание участников мероприятия. На ней был представлен широкий спектр новинок и технологий, которые могут существенно улучшить работу таксомоторной отрасли.
Выставочная экспозиция включала предложения от IT-разработчиков, поставщиков автозапчастей и производителей зарядной инфраструктуры, были представлены финансовые системы. Посетители могли ознакомиться с современными автомобилями, инновационными решениями и услугами, способными повысить эффективность и безопасность работы такси.
Партнёрский материал
Для комментирования вам необходимо авторизоваться