По итогам 2021 года выручка Tesla по сравнению с 2020 годом увеличилась на 71% до 53,8 млрд долларов, прибыль — на 105% до 13,6 млрд долларов. Глобальные продажи электромобилей составили 936 222 единицы, на 87% больше, чем в 2020-м, при этом почти весь объём пришёлся на младшее семейство Model 3/Model Y (в сумме продано 911 242 шт.), тогда как продажи Model S/Model X оказались худшими за последние пять лет (в сумме продано 24 980 шт., на 56% меньше, чем в 2020-м), и это не отражение спроса, а корректировка производственного плана на фоне глобального дефицита микрочипов — Model S/Model X после прошлогоднего рестайлинга щедро нашпигованы новейшей электроникой, ими пока решено пожертвовать в пользу более простых и дешёвых Model 3/Model Y.
В конце прошлого года Tesla, как и планировала, запустила новую Гигафабрику в Остине (США, штат Техас): с её конвейера уже сходят кроссоверы Model Y, оснащённые новейшими аккумуляторными ячейками типа 4680, более энергоэффективными, чем используемые на остальных моделях и заводах ячейки 2170, — после сертификации эти машины начнут поступать к клиентам.
Гигафабрика Tesla в пригороде Берлина в прошлом году так и не заработала: пуск был запланирован на лето, но был отложен из-за бюрократической волокиты и протеста местных жителей, о чём мы не раз рассказывали. Осенью строительство полностью завершилось, 9 ноября на территории завода прошла большая техно-вечеринка по случаю предстоящего пуска, но разрешение на него от местных властей не получено до сих пор — ожидается к марту. Немецкая Гигафабрика тоже будет выпускать кроссоверы Model Y, но первое время с прежними ячейками 2170 (как долго продлится «первое время», неизвестно).
С учётом запуска двух новых заводов в 2022 году Tesla имеет все шансы резко нарастить выпуск Model Y и достичь общего годового объёма производства в 1,5 млн машин.
Новых моделей у Tesla в 2022 году не будет, соответственно анонсированные ранее пикап Cybertruck, магистральный тягач Semi и спорткар Roadster второго поколения при хорошем раскладе удастся запустить в производство лишь в 2023 году, но в это как-то уже, если честно, слабо верится с учётом революционной конструкции всех трёх новинок. Проект младшей бюджетной модели для Европы и Китая с ориентировочной базовой ценой в 25 000 долларов и вовсе заморожен до лучших времён.
Между тем Илон Маск всерьёз увлёкся идеей массовой выпуска анонсированного в прошлом году человекоподобного робота Tesla Bot, он же Optimus. Производство должно начаться в 2023 году. Optimus станет, по задумке создателей, универсальным помощником человека и решением проблемы нехватки трудовых ресурсов на низших, так сказать, позициях — будет работать грузчиком, курьером, уборщиком и заменит часть людей на заводах Tesla. Вряд ли этому обрадуются профсоюзы и мигранты. В перспективе, по мнению Маска, производство роботов может стать гораздо более прибыльным, чем производство электромобилей.
Таксисты в свою очередь вряд ли обрадуются коммерческому релизу автопилота FSD (Full Self-Driving), который пока никак не может выйти из стадии бета-тестирования — в этом тестировании заняты уже 60 тысяч «избранных» клиентов. Коммерческий релиз должен был состояться до конца 2021 года, но и здесь Илон Макс «не угадал», теперь он уверен, что в 2022 году точно всё получится и что совсем скоро владельцы электромобилей Tesla будут отправлять их на заработки в качестве беспилотного такси. Звучит чудесно, но это, но на наш взгляд, ещё бόльшая утопия, чем «вхождение в народ» робота Optimus. Какой бы совершенной система FSD ни была (а она действительно работает хорошо), никто не сертифицирует её выше 3 уровня по классификации SAE, то есть полной автономности и халявных заработков для владельцев не получится, для этого просто нет нужных законов и регламентов, а их разработка упирается в неразрешимые этические противоречия, о чём мы тоже уже много раз писали.
Котировки Tesla на биржах после отчёта о рекордной прибыли по итогам года почти никак не изменились, — очевидно, инвесторы просо подустали от бесконечных «завтраков» Илона Маска и расценивают долгосрочные перспективы компании как довольно туманные. Но, как говорится, посмотрим — быть может, главный инновационный предприниматель планеты Земля до своего отбытия на Марс ещё сможет нас удивить.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Пока все электрички выглядят как хороший пиар ход... Прямо как продажи планшетов...