Судя по свежему отчёту Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в марте 2021 года российские автодилеры продали в общей сложности 148 676 новых автомобилей. Этот результат на 5,7% меньше, чем годом ранее. В количественном выражении показатель снизился на 9062 экземпляра (АЕБ использует для составления статистики данные по отгрузкам дилеров). Председатель комитета автопроизводителей ассоциации Томас Штэрцель отметил «минус» и напомнил о том, что март был лучшим месяцем 2020 года (в апреле последовал локдаун).
По итогам первого квартала 2021-го дилеры в РФ продали 387 322 новых автомобиля, что на 2,8% меньше, чем в январе-марте прошлого года. Отметим, в квартальном отчёте учтены результаты BMW, Mini, Mercedes-Benz и Smart (компании подают сведения о проданных машинах не каждый месяц, а раз в три месяца).
В марте первое место среди марок по-прежнему удерживает российская марка Lada. Её результат – 33 779 машин, что на 3% больше, чем годом ранее. Бестселлером бренда и всего российского рынка осталась Granta (в январе модели пришлось «подвинуться» из-за Kia Rio). «Серебро» в ТОП-25 снова у Vesta, продажи которой, несмотря на подъём на строчку вверх, довольно заметно упали (более чем на 20%).
Место | Марка | Продажи в марте 2021 года, шт. | Продажи в марте 2020 года, шт. | Разница, % |
---|---|---|---|---|
1 | Lada | 33 779 | 32 808 | +3 |
2 | Kia | 20 057 | 19 808 | +1 |
3 | Hyundai | 15 332 | 15 813 | -3 |
4 | Renault | 11 659 | 13 640 | -15 |
5 | Toyota | 10 278 | 12 587 | -18 |
6 | Skoda | 9737 | 9856 | -1 |
7 | Volkswagen | 9442 | 10 007 | -6 |
8 | Nissan | 5705 | 7562 | -25 |
9 | ГАЗ | 4521 | 4713 | -4 |
10 | Haval | 2833 | 1599 | +77 |
11 | УАЗ | 2733 | 2742 | 0 |
12 | Mazda | 2689 | 3502 | -23 |
13 | Lexus | 2491 | 2244 | +11 |
14 | Chery | 2398 | 815 | +194 |
15 | Mitsubishi | 2230 | 4424 | -50 |
16 | Geely | 1732 | 935 | +85 |
17 | Audi | 1625 | 1730 | -6 |
18 | Ford (ком. авт.) | 1409 | 1141 | +23 |
19 | Suzuki | 931 | 787 | +18 |
20 | Volvo | 798 | 784 | +2 |
21 | Peugeot | 736 | 489 | +51 |
22 | Porsche | 703 | 789 | -11 |
23 | Subaru | 674 | 839 | -20 |
24 | Land Rover | 633 | 897 | -29 |
25 | VW (ком. авт.) | 555 | 706 | -21 |
В первую пятёрку (в прошлом месяце модель была на шестой строчке в ТОП-25) теперь входит также Niva. Здесь суммированы показатели двух моделей – классического внедорожника, который ранее назывался Lada 4x4, а теперь – Niva Legend, и бывшей Chevrolet Niva (впоследствии – Lada Niva), которую после рестайлинга переименовали в Niva Travel. Остальные модели Lada в марте не попали в первую десятку. Так, Largus с небольшим спадом оказался на 11 месте (в феврале был на 9-ом), а Xray теперь на 16 позиции (в прошлом месяце – на 17-ой).
Далее в рейтинге самых популярных в РФ марок всё также располагается Kia, её мартовский показатель – 20 057 проданных машин (+1%). Бестселлер прежний – Rio, теперь он снова замыкает первую тройку моделей-лидеров на нашем рынке. Кроссовер Sportage находится на 12 месте (в феврале был на 15-ом), причём его годовой прирост составил более 35%. Ещё одним востребованным автомобилем бренда является бизнес-седан K5 (до смены поколения у модели было имя Optima). В АЕБ динамику продаж не указывают, но по нашим подсчётам её показатель в марте вырос на 53,3%. За месяц «четырёхдверка» поднялась с 21-ой на 14 строку. Отметим, в марте в ТОП-25 пока так и не вернулся паркетник Seltos, который мы видели в списке в январе.
Место | Марка | Продажи в I квартале 2021 года, шт. | Продажи в I квартале 2020 года, шт. | Разница, % |
---|---|---|---|---|
1 | Lada | 83 908 | 79 600 | +5 |
2 | Kia | 51 624 | 51 870 | 0 |
3 | Hyundai | 40 122 | 41 576 | -3 |
4 | Renault | 30 364 | 32 056 | -5 |
5 | Toyota | 23 251 | 27 231 | -15 |
6 | Skoda | 22 802 | 21 001 | +9 |
7 | Volkswagen | 21 977 | 23 794 | -8 |
8 | Nissan | 13 727 | 18 225 | -25 |
9 | Mercedes-Benz | 11 406 | 10 334 | +10 |
10 | BMW | 10 886 | 10 880 | 0 |
11 | ГАЗ | 9873 | 11 097 | -11 |
12 | Mazda | 8052 | 7585 | +6 |
13 | Haval | 6558 | 4047 | +62 |
14 | Chery | 6310 | 1689 | +274 |
15 | УАЗ | 5615 | 7293 | -23 |
16 | Lexus | 5146 | 4563 | +13 |
17 | Mitsubishi | 5132 | 9266 | -45 |
18 | Audi | 4112 | 3941 | +4 |
19 | Geely | 3490 | 2466 | +42 |
20 | Ford (ком. авт.) | 3388 | 2087 | +62 |
21 | Suzuki | 2004 | 1929 | +4 |
22 | Volvo | 1799 | 1702 | +6 |
23 | Porsche | 1630 | 1411 | +16 |
24 | Peugeot | 1625 | 1050 | +55 |
25 | Land Rover | 1608 | 1999 | -20 |
На третьей строчке в рейтинге брендов находится Hyundai с результатом 15 332 шт. (-3%). Самым продаваемым автомобилем марки всё ещё является компактный кроссовер Creta. Она же возглавляет ТОП-10 самых популярных SUV в России. Седан Solaris, несмотря на то, что за месяц спустился «на этаж» ниже, может похвастать значительным приростом: в марте результат подскочил сразу на 40%. В список всё ещё не вернулся кроссовер Tucson (как и Seltos, был в январе).
Следом в списке востребованных марок идёт Renault: дилеры в марте реализовали 11 659 машин (-15%). Стоит отметить, что из-за смены поколения ТОП-25, судя по всему, временно покинул кроссовер Duster (в феврале был на 13 строке). Сейчас бестселлером марки является Logan, занимающий 13 место, за ним, на 15-ом располагается Sandero, а на 24-ом по итогам прошлого месяца находится паркетник Kaptur. Не попал в мартовский список и кроссовер Arkana (месяцем ранее занимал 24 строку).
Замыкает первую пятёрку самых популярных автомобильных марок Toyota с результатом 10 278 шт. (-18%). Самая востребованная модель бренда – кроссовер RAV4 – по итогам прошлого месяца находится на седьмой строке (в феврале – на восьмой). А бизнес-седан Camry за месяц потерял несколько позиций – спустился с 19-го на 23 место. За год модель потеряла более 40%. Вероятно, продажи в дальнейшем вырастут, так как на днях стартовали живые продажи обновлённой версии «четырёхдверки». Зато на этот раз в ТОП-25 вошёл внедорожник Land Cruiser Prado, его прирост за год составил 18,5%.
Шестое место среди марок у Skoda, её результат в марте – 9737 шт. (-1%). Бестселлером остаётся Rapid, поднявшийся за месяц с 10-ой на 9 строчку рейтинга самых популярных моделей. В АЕБ не стали сравнивать результаты актуальной модели с прошлогодними показателями предшественника, но мы посчитали сами: прирост составляет 37,1%. На 17 месте находится кроссовер Karoq, увеличивший продажи на 28%; а на 19-ом – Kodiaq с «минусом» почти на 17%. Напомним, через неделю чешская марка представит обновлённую версию этого SUV. ТОП-25 в прошлом месяце снова покинула Skoda Octavia (была на последней строке).
Место | Модель | Продажи в марте 2021 года, шт. | Продажи в марте 2020 года, шт. | Разница, % |
---|---|---|---|---|
1 | Lada Granta | 12 686 | 11 631 | +9,1 |
2 | Lada Vesta | 8779 | 11 172 | -21,4 |
3 | Kia Rio | 8102 | 8274 | -2,1 |
4 | Hyundai Creta | 6946 | 6803 | +2,1 |
5 | Lada Niva | 6016 | 4552 | +32,2 |
6 | Hyundai Solaris | 5945 | 4245 | +40,0 |
7 | Toyota RAV4 | 5058 | 5293 | -4,4 |
8 | VW Polo | 5045 | 5371 | -6,1 |
9 | Skoda Rapid | 4471 | - | - |
10 | VW Tiguan | 3855 | 3568 | +8,0 |
11 | Lada Largus | 3530 | 3782 | -6,7 |
12 | Kia Sportage | 3432 | 2538 | +35,2 |
13 | Renault Logan | 3358 | 3066 | +9,5 |
14 | Kia K5 | 2708 | - | - |
15 | Renault Sandero | 2481 | 2923 | -15,1 |
16 | Lada Xray | 2130 | 2393 | -11,0 |
17 | Skoda Karoq | 2064 | 1613 | +28,0 |
18 | Nissan Qashqai | 2017 | 3392 | -40,5 |
19 | Skoda Kodiaq | 2003 | 2406 | -16,7 |
20 | Mazda CX-5 | 1867 | 2592 | -28,0 |
21 | Nissan X-Trail | 1864 | 2422 | -23,0 |
22 | BMW 5 series | 1856 | 1475 | +25,8 |
23 | Toyota Camry | 1845 | 3133 | -41,1 |
24 | Renault Kaptur | 1833 | 2363 | -22,4 |
25 | Toyota Land Cruiser Prado | 1722 | 1453 | +18,5 |
Далее в числе самых популярных марок находится Volkswagen с показателем 9442 шт. (-6%). Бестселлер бренда – лифтбек Polo – продолжают постепенно оттеснять от первой пятёрки: сейчас модель занимает в рейтинге автомобилей восьмое место. Зато на строчку выше (на 10-ую) за месяц поднялся кроссовер Tiguan, его годовой прирост составил 8%.
Следом располагается Nissan, чей мартовский результат – 5705 шт. (-25%). Самая продаваемая модель марки – Qashqai за год потеряла более 40%, но осталась на прежней 18 строчке (по отношению к февралю 2021-го), а X-Trail снизил результат на 23% и при этом потерял одну позицию (сейчас на 21-ой).
Также в первую десятку в марте входят отечественный бренд ГАЗ (4521 шт., -4%) и китайский Haval (2833 шт., +77%). Кстати, другие «поднебесные» марки тоже могут похвалиться заметной годовой прибавкой: так, у Chery прирост в прошлом месяце составил 194%, а у Geely – 85%.
Место | Модель | Продажи в I квартале 2021 года, шт. | Продажи в I квартале 2020 года, шт. | Разница, % |
---|---|---|---|---|
1 | Lada Granta | 30 196 | 29 660 | +1,8 |
2 | Kia Rio | 24 638 | 22 899 | +7,6 |
3 | Lada Vesta | 23 871 | 26 785 | -10,9 |
4 | Hyundai Creta | 19 323 | 18 815 | +2,7 |
5 | Hyundai Solaris | 14 940 | 12 106 | +23,4 |
6 | Lada Niva | 13 194 | 10 708 | +23,2 |
7 | VW Polo | 12 181 | 12 820 | -5,0 |
8 | Toyota RAV4 | 11 248 | 11 595 | -3,0 |
9 | Skoda Rapid | 9540 | - | - |
10 | Lada Largus | 8733 | 8884 | -1,7 |
11 | VW Tiguan | 8543 | 8765 | -2,5 |
12 | Renault Logan | 7756 | 7806 | -0,6 |
13 | Kia Sportage | 7415 | 7261 | +2,1 |
14 | Renault Sandero | 6557 | 6627 | -1,1 |
15 | Renault Duster | 6204 | 7084 | -12,4 |
16 | Kia K5 | 5866 | - | - |
17 | Lada Xray | 5775 | 5170 | +11,7 |
18 | Mazda CX-5 | 5622 | 5590 | +0,6 |
19 | Nissan Qashqai | 5344 | 7538 | -29,1 |
20 | Skoda Kodiaq | 5216 | 5743 | -9,2 |
21 | Toyota Camry | 5028 | 7530 | -33,2 |
22 | Nissan X-Trail | 4718 | 6481 | -27,2 |
23 | Renault Kaptur | 4610 | 5490 | -16,0 |
24 | Skoda Karoq | 4389 | 1903 | +130,6 |
25 | Kia Seltos | 4278 | 1251 | +242,0 |
В ТОП-25 самых популярных моделей также вошёл кроссовер Mazda CX-5: за год он потерял 28%, а за месяц спустился с 14-ой на 20 строку. Также в марте список пополнил BMW 5 series: его годовой прирост составил почти 26%. Кстати, это не первый представитель баварской марки, который попадает в рейтинг за последние несколько месяцев – в декабре на 21 месте оказался кроссовер BMW X5.
В АЕБ отметили, что в течение ближайших нескольких месяцев российский авторынок, скорее всего, будет «в плюсе», так как сравнивать нынешние результаты придётся «с наихудшим периодом в истории автопрома» (он объясняется ограничениями для бизнеса, вызванными пандемией коронавируса).
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Интересный цифры. Судя по всему, рынок частично оправился - у многих падение не такое большое по сравнению с первым кварталом 2020, когда кризис еще не добрался до РФ, а кто-то даже в плюс. На этом фоне радует некоторые нелокализованные игроки, например, Сузуки - хорошо растут без каких-либо преференций, в то время, как многие бренды с заводами в РФ прилично минусят.
Прирост Сузуки меньше сотни машин. Вполне объясняется дефицитом - покупатели выгребали все, что завалялось на складах.
В таблице:
Так вернулся или нет?