Банк России выпустил информационное письмо, согласно которому страховщик имеет право отказать в заключении договора ОСАГО в электронном виде, в случае, если заявление подаёт не собственник автомобиля (или не водитель, допущенный к управлению машиной). Таким образом регулятор решил избавиться от посредников в е-ОСАГО.
В ЦБ рассказали о том, что участились случаи, когда электронный полис ОСАГО за автолюбителя оформляет посредник, при этом он вводит на сайте страховой компании неверные данные (по словам регулятора, бывали случаи, когда автомобили выдавали за мотоциклы, а для них страховка дешевле). Такие покупатели могут также занижать мощность двигателя автомобиля, менять регион – всё, чтобы сделать страховку дешевле.
В итоге посредник получает «дешёвый» е-полис, меняет данные в нём на реальные (включая размер страховой премии) с помощью графического редактора и получает полную сумму от клиента, зарабатывая на разнице.
Как отмечает ЦБ, такой договор ОСАГО может быть признан недействительным, так как компания не получила страховую премию, соответствующую установленным тарифам. Выясниться это может в случае ДТП: держателю такого полиса придётся нести ответственность самостоятельно, предупреждает регулятор.
Спрос на е-ОСАГО в России постепенно растёт. Так, в конце декабря 2017 года на долю электронных полисов пришлось 34% от общего количества оформленных договоров. На конце февраля 2018-го показатель вырос до 42%. По словам представителя Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игоря Фатьянова, по итогам прошлого месяца доля увеличилась почти до 50%.
Он также отметил, что к концу текущего года на долю электронного ОСАГО придётся около 80-90% продаж.
Однако помешать этому может Российский союз автостраховщиков (РСА). Страховщики считают, что процедуру оформления е-полисов нужно усложнить. Свои предложения они ещё весной направили в Центробанк. В РСА хотят обязать пользователей вводить все данные вручную, ограничить время оформления 90 минутами, а также дать компаниям право проводить дополнительные проверки и ограничивать действие полиса в случае выявления несоответствий.
Отметим, сейчас многие пользователи сталкиваются с техническими проблемами при оформлении е-ОСАГО: сайты страховщиков нередко «зависают» и не дают купить полис с первого раза. Напомним, в 2017 году именно на сбои при оформлении страховки в электронном виде клиенты СК больше всего жаловались регулятору. Раньше самой «популярной темой» для обращения был некорректный КБМ (коэффициент, дающий скидку за безаварийность).
Для комментирования вам необходимо авторизоваться