С ноября прошлого года в России де-факто действует госрегулирование цен на топливо, на которое власти пошли ради снижения социальной напряжённости после весеннего резкого подорожания бензина и солярки в рознице – рост цен было решено синхронизировать с официальными показателями инфляции. Ради этого нефтяникам в обмен на обещание не поднимать цены выше оговоренного уровня выплачивается из госбюджета разница между выгодными экспортными ценами на топливо и установленными внутренними ценами. Кроме того с производителей взяли обещание выпустить на внутренний рынок на 3% больше топлива, чем в 2017 году, чтобы не возникало дефицита. Условная внутренняя цена топлива в этом компенсационном механизме была зафиксирована на уровне 50 тысяч рублей за тонну солярки и 56 тысяч рублей за тонну бензина. Новая договорённость, к которой пришли сегодня нефтяники и правительство, предусматривает снижение этих цен до 46 тысяч и 51 тысячи рублей соответственно, то есть в теории нефтяники будут получать из бюджета больше денег. Вот только бюджет не резиновый, и пока нет чёткой ясности, откуда брать субсидии для нефтяников. По данным газеты «Коммерсантъ», за свои субсидии могут заплатить… сами нефтяники! В качестве одной из мер наполнения бюджета Минфин рассматривает повышение налога на добычу полезных ископаемых на нефть и экспортной пошлины на средние дистилляты.
Обязательство выдавать на рынок на 3% больше топлива, чем год назад, остаётся в силе, но оно теперь – плавающее: при Минэнерго будет создана рабочая группа, задача которой – следить за ситуацией на рынке и оперативно смягчать, если к тому будут объективные предпосылки, норму отгрузки, что тоже в теории должно немного облегчить жизнь нефтяникам.
А почему, спросит неискушённый читатель, у наших нефтяников вообще такая тяжёлая жизнь? Дело в том, что они тянут на себе непосильную налоговую нагрузку: 73% стоимости бензина – это налоги, снижать которые государство решительно не собирается (ведь от них напрямую зависит наполняемость бюджета), 10% розничной цены бензина – это его производство, 9% – логистика, и только 8% – сырьё, то есть нефть. Выходит, что цена бензина для российского потребителя мало зависит от стоимости барреля нефти, и именно поэтому бензин в России не дешевеет, как в США, когда «падает» нефть.
Что будет после 1 июля? Пока непонятно: правительство пообещало нефтяникам, что нынешняя заморозка цен – последняя. После неё должны заработать другие сдерживающие рост цен механизмы, например, так называемое квазилицензирование, суть которого состоит в том, что государство будет выдавать нефтяникам разрешения на экспорт в обмен на обязательства сдерживать рост внутренних цен на уровне инфляции. Как это будет работать и к чему приведёт, можно пока только гадать.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Да щас... без стресса. На трассе Кола опять затеяли ремонт Ладожского моста, хотя его капитально чинили пару лет назад. Так что опять вся трасса будет стоять наглухо...
О да... Каждый раз там проезжаю и вижу, что полоса закрыта, но ничего не происходит.
Это, вот, прям яркая особенность нашего государства - создать максимально кривую и невыгодную схему работы для всех, а потом палками и костылями стараться поддержать ее в работоспособном состоянии и заставлять недовольных по ней жить. Вот в любой области так. Если в тех же штатах нефтянка развивается потому что там бешенная конкуренция и куча компаний, как производителей, так и переработчиков и продавцов, причем, это чаще вообще не одни и те же компании во всех секторах, то у нас по пальцам пересчитать можно монополистов, которые держат весь сектор - от добычи до реализации, плюс все это еще поставлено раком бешенными налогами, сборами и пошлинами, чтобы уж точно никакая другая компания даже не вздумала на рынок влезть. Итого - вечная стагнация и нерыночный рост цен против саморегулирующейся рыночной системе у "вероятного противника", которая налогов по абсолюту, поди, еще больше в казну им отсыпает.