Важное для автомобилистов решение недавно принял Верховный суд РФ. Оно касается действий сотрудников ГИБДД в случае, если они останавливают машины с нечитаемым из-за грязи, снега или наледи номером. В действующем законодательстве за это предусмотрено определённое наказание: предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Однако по-прежнему бывают случаи, когда инспекторы выписывают штраф в 5 000 рублей или лишают прав за то, что водители якобы используют специальные материалы, мешающие распознать знаки.
Нынешнее дело начали рассматривать ещё в 2016 году. Водителя остановили в Москве и составили на него протокол, согласно которому тот управлял автомобилем с номерами, «оборудованными с применением материалов, препятствующих и затрудняющих их идентификацию». Автомобилист с этим утверждением не согласился, ведь знаки были заляпаны снегом и грязью. Оттереть их полностью он не смог, так как на улице было очень холодно: если бы он продолжил попытки очистить знак, он бы скорее всего его повредил.
Как сообщает «Российская газета», несмотря на это, его решили наказать именно за использование специальных материалов, как будто он купил специальную плёнку или наклеил изоленту, чтобы зрительно изменить цифры в номере.
Однако между такими случаями есть весьма ощутимая разница: если водитель клеит плёнку или изоленту, то у него есть умысел – не дать камерам считать номер. Если же знак просто грязный или обледеневший, то злого умысла у автомобилиста нет, а значит, и наказывать его большим штрафом или лишением прав нельзя.
Несмотря на это, в рассматриваемом деле мировой, апелляционный и кассационный суды согласились с действиями сотрудника ГИБДД и подтвердили, что лёд на автономере есть «оборудование регистрационных знаков материалами, препятствующими их идентификации». Тогда водитель обратился в Верховный суд, которому в итоге и пришлось в очередной раз указать нижним инстанциям на ошибку.
Почему в очередной раз? Потому что случай не первый. Подобное дело Верховный суд рассматривал в 2006 году. На соответствующий пункт 5.1 постановления Пленума ВС в инстанции и сослались. В нём есть пояснения о том, как применять в подобных ситуациях те или иные нормы.
Издание отмечает, что существует проблема с некоторыми недобросовестными сотрудниками ГИБДД. Возможно, это намёк на то, что подобными действиями такие инспекторы пытаются заставить водителя «откупиться» от серьёзного наказания. Однако в итоге это оборачивается лишней работой для судов. По мнению юриста Сергея Смирнова, нужно ввести ответственность сотрудников ГИБДД за необоснованные штрафы водителей, тогда подобных случаев станет меньше.
Кстати, о штрафах. Предположительно в 2019 году водителям продлят срок 50-процентной скидки на взыскания ГИБДД в случае, если «письмо счастья» слишком долго шло по обычной почте. В конце прошлой недели норму одобрил Совет Федерации, а ранее её в трёх чтениях приняла Госдума.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться