Прессовочной машиной весом 70 тонн управляет 12 человек, среди которых 2 оператора и 10 укладчиков, отслеживающих качество деталей. Я замираю, глядя, как роботы, словно в фильме «Трансформеры», с потрясающей четкостью перемещают матовые пластины крыльев.
Бу внимательно слушает краткий доклад руководителя производства, изредка перебивая его уточняющими вопросами. Ответы по-прежнему быстро заносит в блокнот.
Мы перемещаемся в чугунный цех. Здесь жарко, и меня не покидает ощущение, что мы переместились в прошлое на машине времени. Здесь все по-иному.
Бу Андерссон обходит цех по периметру и, задержавшись на выходе, уточняет у начальника цеха, как его мастера отреагировали на утреннюю новость о повышении зарплаты на 25%. Получив ожидаемый ответ, напоминает:
Мы покидаем зал. Пропустив нас вперед, Бу устраивается у окна микроавтобуса и задумывается на несколько секунд, направив взгляд на мелькающие в окне здания.
— Последние пару месяцев были катастрофой для меня — мы не выпускали автомобили, не отгружали уже готовые из-за сбоев в поставке комплектующих от поставщиков. Мы все устали из-за накопившейся отрицательной энергии.
— Мне говорят, как ты можешь быть таким оптимистом? Я отвечаю: а хуже уже быть не может. Наша главная задача — загрузить производственные мощности на максимум, решить вопрос с поставщиками и тогда все наладится.
Улыбнувшись, он отворачивается и вновь смотрит в окно. Минуту спустя, не меняя положения, произносит:
— Каждый день рано утром я приезжаю в цеха не просто так. Это своеобразный «массаж» для сотрудников. Я хочу, чтобы у них появилось чувство ответственности за свои действия. Они должны понимать, что от качества их работы зависит процветание завода. У нас одна цель — сильный АВТОВАЗ.
24-й этаж. Офис Президента. В Приемной — вице-губернатор, министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко. Президент приглашает его в кабинет.
За 40 минут Бу Андерссон успевает обсудить многие вопросы, затронув даже возможность брендирования обновленного аэропорта Самары фирменной ладьей предприятия и встречу участников форума в следующем году новыми моделями Lada.
Мы остаемся одни. Президент на ногах более 14 часов. Он просит принести ему чай. Откидываясь на спинку кресла, Бу предлагает мне присоединиться. Он задумчиво смотрит на аквариум.
— Знаешь, удивительное дело. Когда я пришел в «Группу ГАЗ» — меня не знал никто. Уходя — все любили. Когда я пришел в АВТОВАЗ — меня знали все, но не было ни одного человека здесь, кто бы меня не ненавидел. Я понимаю, нужно время, чтобы завоевать доверие. Понимаю…
— Спасибо! Напиши, как все было на самом деле — только без недосказанности и приукрас.
— Даю слово.