Герои
Автомобиль – GT-купе Subaru SVX, на жаргоне субаристов – «свикса», 1994 года выпуска, красного цвета. Передний привод ограниченной серии, оппозитный шестицилиндровый мотор 3,3 литра/230 л. с., четырехступенчатый гидроавтомат. Пробег на момент покупки – 100 тыс. миль, на сегодняшний день – около 107 тыс. миль.
Владельцы Subaru SVX – Маша и Станислав, семейная пара москвичей, нынче живущих в Подмосковье. Люди творческие и креативные, плюс субаристы со стажем.
Маша – 30 лет, урожденная ростовчанка, член творческого союза художников России, в свое время потрудившаяся в журналистике, занимавшаяся дизайном мебели, росписью по шелку и много чем еще. Ныне профессиональный мастер татуировки и владелица упряжной лошади. Собственно, является единственным водителем в семье и главной хозяйкой SVX.
Станислав – 47 лет, коренной москвич, технарь-компьютерщик с 17 лет, начинал еще с ЕС-ЭВМ – с эпохи, «когда мониторы были маленькими, а компьютеры большими». Сейчас специалист по информационной безопасности.
Место действия – SubaFest 2016, Москва, Парк Легенд.
Снаружи
Внешний вид ухоженной SVX впечатляет и сегодня – глядя на стремительные формы автомобиля, конечно, понимаешь, что перед тобой гость из 90-х, но рука мастера – есть рука мастера, знаменитый Джорджетто Джуджаро и по сей день веников не вяжет. SVX – единственная модель, облик которой легендарный итальянский автодизайнер спроектировал для Subaru – в духе времени и с прицелом на американский рынок.
«Окно в окне» – одна из фирменных фишек автомобиля, но появилась впервые она вовсе не на Subaru SVX. К примеру, аналогичная схема применялась десятью годами ранее на знаменитой «машине времени» DeLorean DMC-12 – её, кстати, тоже разрабатывал Джуджаро. При этом на «ДеЛореане» такое решение было технически вынужденным, поскольку полноразмерное опускное стекло не вписывалось во внутреннюю структуру дверей-крыльев, а на SVX оно, скорее, дизайнерское.
Задняя часть «окна в окне», над кормовыми крыльями – не опускается. Она продолжает линию передних окон для красоты и законченности концепции.
Автомобиль изобилует сглаженными обтекаемыми контурами и смотрится очень гармонично – что в деталях, что цельно. Антикрыло на багажнике вкупе со штатным «хвостиком» кромки багажника со стоп-сигналом выглядит, как двойное.
Радиаторная решетка на нашем SVX, увы, неродная – от Legacy. Причина её установки неизвестна, но прежний хозяин отдал в комплекте целую и бездефектную штатную решетку. Выглядит она, безусловно, интереснее и солиднее простоватой «легасёвой» – вдобавок, имеет дизайнерское значение, визуально объединяя в единую линию передние фары. Хотя сама решетка и не светится, как можно было бы ожидать – патронов для ламп и проводки в ней нет, это декорация.
Под капотом у SVX, как и у большинства Субару, довольно тесно. В нашем случае там скрывается оппозитная атмосферная «шестерка» – двигатель EG-33. Объем, как нетрудно догадаться, 3,3 литра, отдача 230 л. с. и 304 Нм, многоточечный впрыск, два верхних распредвала с четырьмя клапанами на цилиндр, коэффициент сжатия 10,1. Совместно с двигателем трудится простенький и не шибко экономичный четырехскоростной гидротрансформаторный «автомат». Кстати, в отличие от «вечной» оппозитной серии EJ, мотор EG-33 впоследствии больше нигде не засветился, хотя неудачным или проблемным не считался.
Мощная и тяжелая крышка багажника сделана из металла и обильно оторочена пластиком. Сам же багажный отсек несерьезный, для пары чемоданов среднего размера. Над правым задним фонарем, прикрытый крышкой багажника, располагается отдельный бачок для омывающей жидкости заднего дворника; под полом грузового трюма – колесо-докатка.
Внутри
Первое, что встречает садящегося в SVX водителя или пассажира – это автоматический ремень безопасности. Сегодня почти у каждого он вызывает восторг и удивление, хотя не является плодом работы Джуджаро – такие ремни применялись на многих моделях (чаще всего, двухдверных) у автопроизводителей всех континентов в период 70-90-х годов – Nissan, Ford, Mercury, Jaguar, VW и т. п.
Вдоль верхней кромки проема двери проложены салазки, по которым ездит влекомый электроприводом роликовый блок, «везущий» верхний конец ремня. Ролики и направляющие скрыты внутри кромки кузова; ремень, естественно – снаружи. При открывании двери ремень автоматически отъезжает вверх, освобождая человека, а при закрывании движется назад и пристегивает.
А вот, собственно, и причина, по которой этот тип ремней канул в лету – автоматически пристегивалась только верхняя грудная часть ремня, а нижнюю (поясную) надо было защелкивать вокруг талии вручную. Но психология человека такова, что на фоне изящного автоматического ремня он с трудом заставляет себя пристегивать вручную еще один фиксатор. Во-первых, лень, во-вторых, создается ощущение, что и одного более, чем достаточно. В результате автоматическая конструкция зачастую защищает «вполсилы» и гораздо менее эффективна при ударе, нежели куда более простая трехточечная ручная схема, используемая повсеместно сегодня…
Дизайн органов управления, приборов, рукояток и клавиш – простой, лаконичный, в духе своих лет. Всё на виду, никаких затруднений с идентификацией чего-либо не возникает – разве что аварийкой неудобно благодарить соседей по трассе – приходится лезть к кнопке под руль.
Главные опции для комфорта небогаты по современным меркам – круиз-контроль да климат-контроль. Футуристичности в интерьере – минимум, что кого-то порадует, а кого-то и огорчит. Относительно нестандартно выглядит лишь элемент блока управления климатом справа от руля, здоровенная круглая «блямба» которого содержит в себе кнопки убавления и прибавления температуры, а также цифровой дисплей этой самой температуры в центре…
Машина, как и любое GT-купе, – для двоих. Спереди места предостаточно и для 190-сантиметрового драйвера, и для пассажира; сзади же, конечно, тесновато. Кожаная отделка сидений нашей SVX за долгие годы потеряла былую свежесть, но не обветшала и смотрится по-прежнему благородно.
Тест-драйв
Subaru SVX сразу же демонстрирует сущность дорогого гранд-турера – при закрытых окнах «снаружу» в салоне просто не слышно, звукоизоляция превосходная! Современный шестилетний Forester, скажем, заметно более шумный и гулкий… И это с учетом того, что шумоизоляционные покрытия кузова, как мастичные, так и текстильные, с годами трескаются, слёживаются и частично теряют эффективность! Кстати, и открытые окна не привнесли особого дискомфорта – аэродинамика «кисти Джуджаро» – выдающаяся.
Погода была дождливая, и необычные стекла «Альсиона» продемонстрировали возможность спокойно курить или проветривать салон – влага не попадает внутрь, ибо конструкция окна играет роль своеобразного дефлектора, а набегающий поток воздуха отводит капли.
Шестицилиндровый мотор очень отзывчив на педаль акселератора, хотя в конкретно этом экземпляре не то вторая передача включалась с задержкой и последующим рывком, не то подобный эффект давал грязноватый дроссель…
По правой полосе МКАДа, продавленной по жаре колесами фур, автомобиль шел, как по рельсам – спокойно и уверенно. Рулежка на площадке на малой скорости четкая, на «змейке» крены, конечно, великоваты – но не по причине усталости амортизаторов и пружин, а просто из сущности класса Gran Turismo.
Руль, правда, показался излишне тугим: возможно, тут необходима переборка рейки с чисткой, а может это изначально заложенные характеристики, логичные для машин типа GT-купе, в которых основной ездовой жанр – быстрое перемещение по прямым и длинным автострадам, и где баранка нуждается в инерционности и демпфировании. Ну и безупречные тормоза с очень линейной и предсказуемой характеристикой педали – заслуга прошлого хозяина, который, очевидно, вовремя их обслуживал на 22-летнем автомобиле.
На дороге машина притягивает взгляды – это показал даже коротенький тестовый заезд. Люди догоняют, сигналят и восторженно показывают большие пальцы – те, кто когда-то давно себе очень такое авто хотели… Те, кто увлекался автомобилями, будучи на границе 80-х и 90-х школьником или студентом – глядя на них в кино, на вкладышах жвачки «Turbo», в первых появляющихся иностранных годовых автокаталогах и автожурналах… «Вот вырасту, и куплю себе такую!» Получилось осуществить задумку лишь у немногих.
История покупки
Маша со Станиславом были уже владельцами трех Форестеров (одним из которых владеют и в настоящее время) – то есть, как вы понимаете, заболевшие Субарами окончательно. Приезжая в клубный сервис, Маша регулярно видела нечто, стоящее в пыльном углу и накрытое тентом – но как-то раз тент оказался сброшен, и свету предстала машина – странная, но красивая, явно породистая, с необычными обводами, ни на что не похожая.
Василий, хозяин сервиса, заметив любопытство, спросил: – Нравится? Забирай!
Выяснилось, что в цеху давно пылится Subaru SVX одного из клиентов, но не на ходу – без мотора и КПП. Владелец давно потерял к нему интерес и мог продать фактически кузов по цене металлолома – за 50 тысяч рублей. Интерес возник, и начались попытки приобрести авто под восстановление, вот только хозяин оказался трудноуловимым и необязательным, поэтому в конечном итоге ничего не срослось даже при явном желании покупателей…
Однако SVX настолько покорил Машу, что начались самостоятельные поиски. В продаже в более-менее доступной близости обнаружились три машины.
К примеру, в Жуковском был ухоженный и тюнингованный экземпляр, с распахивающимися вверх дверями-крыльями за 400 тысяч, но «колхоз» вызвал отторжение. Поехали в Калугу, но там за 200 с гаком тысяч оказался приукрашенный фотошопом зомби-кар со сквозными дырами в полу и торчащей во все стороны проводкой...
Последний вариант ждал в небольшом городке ростовской области с забавным названием Зерноград, за 1 150 километров от Москвы. По фото в объявлении машина была очень хороша, плюс имелось подробное описание истории, выдающее хорошего хозяина.
Маша и Станислав позвонили, договорились и полетели, рискнув взять билеты в один конец и имея твердое желание не возвращаться без машины. В Ростове москвичей встретил мужчина средних лет на свеженькой Subaru Outback, после чего гости поняли, что попали к своим. Хозяин SVX владел субаровским магазинчиком запчастей и сервисом, переездил на всех мыслимых моделях «созвездия» и очень сожалел, что не может выгуливать «свиксу» как положено: «мне очень стыдно, что такая машина толком не ездит!» В итоге стороны быстро ударили по рукам, и автомобиль сменил владельцев за 4 000 евро, что составляло на тот момент около 300 000 рублей.
Когда ехали обратно, на одном из постов ГИБДД гаишник буквально выронил бутерброд, который жевал – в тот момент счастливые обладатели поняли, что такое на самом деле машина, которая привлекает внимание! Любители заряженных «девяток» очень нервничали – каждый хотел обогнать SVX. У «бумероводов» старых лет просто «бомбило и полыхало», они с ревом уносились вдаль, чтобы что-то продемонстрировать красному купе, которое ехало неспешно, до сотни – машина незнакомая, посадка непривычная. Распробовали и разогнались до 140 км/ч уже почти у Москвы… В общем, SVX обрела новый дом и любящих хозяев.
Ремонт и эксплуатация
Казалось бы, владельцам машин с возрастом, перевалившим за пару десятков лет, всегда есть, что поведать о тонкостях ремонта и приобретения запчастей, но Маша и Станислав тут оказались исключением из правил. Уход прежнего хозяина и жизнь в теплом климате и отапливаемом гараже сделали свое дело, и немолодое авто пришло к новым хозяевам с минимумом проблем, а проявить новые за год владения и 10 тысяч км пробега просто не успело. Фактически в первый год пришлось только перебрать электрику дверей, починив барахлившие стеклоподъемники, да сменить эксплуатационные жидкости.
– Мы не запариваемся на аутентичность автомобиля, хотя и серьезного тюнинга не будет – скорее, стайлинг, - говорит Маша. – Из машины будет в самом ближайшем будущем делаться арт-объект. Перекрасим в сложную градиентную «масть» – ярко-бирюзовая морда, переходящая в темно-изумрудный цвет на корме – сине-зеленая, по сути. Салон также ждет перетяжка в изумрудно-синий с небольшими оранжевыми вставками. Эмблему на радиаторную решетку закажем кастомную. В итоге из SVX должна получиться птичка-зимородок, поскольку Алкиона – это не только самая яркая звезда в созвездии Плеяд, но и «зимородок» по-гречески. Персонаж из красивой легенды о влюбленной паре Алкионы и Кеика, уподобившихся жителям Олимпа Зевсу и Гере, и жестоко наказанных верховными богами за гордыню превращением в зимородков...
– Американские владельцы, представляющие основное сообщество любителей SVX, тоже подходят к машине по-разному, — продолжает Станислав: – Многие сохраняют полную аутентичность и ездят на них «as is», но некоторые от души увлекаются тюнингом и стайлингом. Ставят турбины, ручные КПП, огромные «скамейки» на крышку багажника, врезают открывающиеся электроприводом фары, как на XT, гильотинные двери и т. п.
По запчастям для этой машины (штатным, а не кастомным), собственно, не все так страшно, как может показаться; основной донор деталей – старые Legacy. У этих машин много общего, хотя, конечно, далеко не все. По экстерьеру есть определенные трудности – железо, стекла, резинки… Оригинальная вся оптика – передняя и задняя.
Но дальневосточные поставщики запчастей, думаю, нас выручат. Плюс, члены американского коммьюнити владельцев SVX пишут коллективные письма на Fuji Heavy Industries и заказывают запчасти – головки блоков, ручки дверей, уплотнители и т. п. Тут тоже можно скооперироваться.
История модели
Subaru Alcyone SVX проектировался в первую очередь в расчете на американский и отчасти европейский рынок – именно в Штатах, в стране длинных дорог, и востребована концепция Gran Turismo – в общем-то, бессмысленная в небольшой островной Японии. В 1991 году SVX запустили в производство. Автомобиль комплектовался одним единственным двигателем: шестицилиндровым оппозитником 3,3 л./230 л. с./304 Нм. «Сотню» тяжелая (1 600 кг) машина набирала за 7,3 секунды, а максимальная скорость составляла 230 км/ч.
К безальтернативному мотору шел и один-единственный вариант КПП – автоматическая гидротрансформаторная четырехступенчатая коробка.
Реализация полного привода различалась, но опять же не на выбор покупателя, а по региональным критериям. В США, Канаду, Германию, Францию и Швейцарию поставлялись SVX, в которых крутящий момент распределялся в соотношении 90 к 10 в пользу передних колес, при проскальзывании которых тяга распределялась поровну между обеими осями. В Японии, Англии, Северной Европе, Австралии, Испании, Австрии и Бразилии использовалась система постоянного полного привода, распределявшая крутящий момент в соотношении 36 к 64 с приоритетом опять-таки передней оси.
SVX был самым дорогим Subaru тех лет, но сильно проигрывал в мощности двигателя конкурентному Mitsubishi 3000GT. Продажи шли вдвое хуже, чем планировалось, поэтому в 1994 году была выпущена небольшая (около 3 000 штук) партия Альсионов с чисто передним приводом (о которой и идет речь в нашей истории), снятая с производства в 1995 году по причине безуспешности подобного трюка.
В итоге выпуск купе завершился в 1996-м – всего Subaru SVX изготовлено 24 379 штук, из которых 14 257 экземпляров пришлось на США. Пять лет производства SVX принесло Subaru $75 млн убытков, однако спустя четверть века машина остается любимой многими и притягивающей взгляды всех без исключения.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
> К примеру, в Жуковском был ухоженный и тюнингованный экземпляр, с распахивающимися вверх дверями-крыльями за 400 тысяч, но «колхоз» вызвал отторжение.
А полностью заколхоженая (после удара?) морда отторжения не вызвала. Тащемта, петли на дверях заменить проще, чем заменить морду на оригинальную
Самая бедная версия, ещё и уколхоженная с ублюдочными бамперами и идиотской решёткой. Сиденья не обветшали, они перешиты, изначально на этой комплектации идёт комбинированная(винил/ткань) обивка. По обслуживанию - главная беда этих машин - коробка, она не держит момент и со временем разваливается, особенно на первых выпусках(со стеклянной решёткой, после рестайлинга решётка - сетка). С 2010-го года владею таким же переднеприводным SVX-ом, машина во многом противоречивая.
ну и хлам