Шарман, шарман!
[su_capital_letter_new_2 letter='К' text='огда Kaptur впервые предстал перед прессой на подиуме технопарка «Москва», в Renault почему-то начали отчаянно темнить, пытаясь скрыть генетическое родство с основной продукцией «Автофрамоса» и толковать о какой-то совсем новой, уникальной платформе. По-видимому, у компании изначально были планы позиционировать модель как более дорогую и престижную, и в Renault пытались как-то отдалить новинку от бюджетных завсегдатаев рынка.']
Но потом все встало на свои места, и то, что Kaptur построен на платформе B0, уже никем не отрицается. Да и что толку наводить тень на плетень, если колесная база (а это – один из важнейших показателей) у них совпадает и составляет 2 673 мм? Плюс в Renault, похоже, осознали, что отблеск успехов и достоинств ветеранов падает и на новичка.
У Kaptur и Duster действительно много общего, и, хочу я этого или нет, мне все равно то и дело придется возвращаться к этому сравнению. Но и различий у них — хоть отбавляй... Начнем, как водится, с внешности. При первом же взгляде на Duster ясно, что в балансе его свойств упор был сделан на внедорожные характеристики и утилитарность. Этакий крепенький, уверенный в себе мужичок в охотничьем костюме из каталога Cabelas.
Kaptur — совсем другой образ. Тут, скорее, подумаешь о молодом, энергичном горожанине, увлекающемся паркуром или скейтбордом. Элегантная линия крыши, капот с горбинкой (как тут не вспомнить знаменитые гасконские носы?), огромное, сильно наклоненное ветровое стекло, изящные корпуса зеркал заднего вида, упругий рельеф на бортах, хромированные накладки на пороги, симпатичные задние фонари, светодиодные дневные ходовые огни, окаймляющие решетки боковых воздухозаборников...
А, кстати, зачем нужны такие воздухозаборники? Неужто для охлаждения тормозных механизмов после энергичных кругов по треку? (Здесь я виртуально поднимаю табличку Sarcasm, как Шелдон Купер из «Теории большого взрыва»).
Но вообще оформление передней части, скорее, напоминает Sandero Stepway, хотя Sandero и попроще, и побесхитростней. При этом зрительно Kaptur воспринимается как автомобиль с весьма приличным дорожным просветом, даже большим, чем у Duster (хотя на самом деле у Kaptur этот показатель равен 204 мм, а у Duster — 210 мм). Ну и вишенка на торте: возможность окраски в два цвета, белый верх — темный низ или наоборот.
Запах мулатки
Но вот гамма двигателей, варианты трансмиссии, подвеска — все это у Duster и Kaptur одинаковое (за исключением того, что дизель для Kaptur не предусмотрен). Если честно, то отправляясь получать тестовый автомобиль в пресс-парке, я надеялся, что мне достанется полноприводная версия с двухлитровым мотором мощностью 143 «лошадки». Но нет, меня ждала мулатка-шоколадка в белой панамке, с начальным 1,6-литровым движком, пятиступенчатой «механикой» и приводом только на передний мост. Что ж, утешаю себя, что именно такая наверняка будет пользоваться максимальной популярностью в народе.
В плане сочетания моторов и коробок у Kaptur все однозначно: если видишь на набалдашнике рычага КПП пять скоростей, значит, под капотом стоит хорошо известный мотор мощностью 114 л. с. (такой же силовой агрегат объемом 1 598 «кубиков» ставят и на Лады, и на Logan c Sandero, и на Nissan Almera, различается только степень форсирования и максимальная мощность). А наличие шестой передачи автоматически означает двухлитровый мотор и полный привод.
Открываю дверь в салон, и... ф-у-у! Несмотря на светлую крышу, автомобиль хорошенько прогрелся на летнем солнышке, и мне в нос буквально шибает фенольным запахом дешевого пластика. Да, похоже, на материалах салона конструкторы «Автофрамоса» решили серьезно сэкономить... Скорее включить вентилятор на полную и открыть окна, пусть продует. А я пока осмотрюсь.
А что? Вполне симпатично. Доставшийся мне автомобиль оснащен в соответствии с комплектацией Drive (это — максимум для 1,6-литровых версий с МКПП), плюс пакет «Мультимедиа» с навигационной системой Media Nav, плюс пакет «Климат» с датчиками дождя, света и обогревом лобового стекла. Это значит, что машина стоит... стоит... Мда. 979 990 + 28 990 + 22 990, итого 1 031 970 рублей. Немало... При этом регулировки сидений — механические, и обивка у них тканевая, правда, с симпатичными вставками из 3D-материала.
Милые чудачества
Но вот работа дизайнеров точно вызывает полное мое одобрение. Особенно впечатляет изящная комбинация приборов. Этакая гантелька, в которой «шарики» обрамлены элегантными скошенными колодцами. В левом колодце тахометр, в правом — указатель уровня топлива. А спидометр где? А спидометр — в ручке, и он цифровой. Над ручкой — маленький монохромный информационный дисплей бортового компьютера, под ней — блок сигнальных ламп. На передней панели — емкость для мелочей объемом целых 1,2 литра. Туда можно положить очки, а можно — пристроить планшет или крупный телефон, если вы забыли дома специальный кронштейн.
В салоне много элементов, знакомых по другим моделям Renault. Например, блок управления климатом в виде двух сливающихся в невесомости капель, круглой и продолговатой, или окаймленные блестящим ободком круглые сопла вентиляции. А вот вентиляционные решетки, примыкающие к центральной консоли — вроде бы свои, оригинальные.
Тут, правда, тоже не обошлось без милых французских чудачеств. Интересно, сколько владельцев сломают торчащие из них рукояточки, пытаясь отклонить потоки воздуха вверх или вниз? Рукоятки эти — сугубо декоративные, створки-жалюзи двигаются расположенными под решетками колесиками, которые, с точки зрения здравого смысла и принципов «интуитивно понятного интерфейса», должны были бы отклонять поток по горизонтали.
Кирпичик под рулем
Из общего стиля интерьера, с его плавными кривыми, буквально выламывается джойстик управления медиасистемой. Этакий кирпичик с двумя клыками клавиш, при помощи которых меняется громкость динамиков. Может быть, именно поэтому дизайнеры спрятали этот орган управления за толстую спицу руля? Но, так или иначе, оказалось, что пользоваться джойстиком вполне удобно.
А вот подключить свой телефон через Bluetooth к системе Media Nav мне удалось только после некоторых танцев с бубнами. Оказалось, что для этого нужно выбрать совсем не тот пункт меню, который, на первый взгляд, должен был бы отвечать за этот процесс.
Кресла поначалу энтузиазма не вызвали. Коротковатая подушка, отсутствие поясничного подпора… Однако устроиться за рулем получилось без особых проблем, да и, забегая вперед, поясница в долгой дороге никаких претензий к профилю спинки не высказала.
Правда, сиденье пришлось отодвинуть назад почти до упора, и для посадки «сам за собой» места на заднем диване почти не осталось. Ситуация несколько озадачила. А куда, собственно, делось пространство? При точно такой же колесной базе Kaptur длиннее, чем Duster на 18 мм, но объем багажника у него существенно меньше, 387 л против 475 л. По идее, салон должен быть просторней, а вот поди ж ты...
Ну и чтобы закрыть вопрос с багажником... Спинки заднего сиденья складываются в соотношении 1:2, позволяя довести доступный объем до 1 200 литров. Правда, пол в грузовом отсеке получается с изломом. Этот излом можно выровнять, откинув подушку заднего дивана, то тогда придется сложить спинку полностью и разместить на заднем ряду хотя бы одного пассажира уже не получится.
Когда звучит аккордеон
Стоит сесть за руль Kaptur, завести мотор и выехать на улицу, как ты тут же начинаешь ощущать некий когнитивный диссонанс. Потому что выглядит-то Kaptur юным забиякой: «эх, сейчас ка-ак рванем»! Но сколько ни жми на педаль, сколько ни дергай рычаг КПП, разгон все равно получается плавным и спокойным, абсолютно без огонька, и по ощущениям более медленным, чем в случае того же Duster.
Как писал Салтыков-Щедрин, «добрые люди кровопролитиев от него ждали, а он чижика съел»... Вот представьте себе, приходите вы на концерт, выходит на сцену крутой перец, одетый в стиле Iron Maiden, и вдруг вместо The Number of the Beast начинает прочувствованно исполнять балладу про каштаны Парижа и несчастную любовь. В сопровождении аккордеона... Честно говоря, я поначалу сам себе не поверил. Посмотрел паспортные данные — нет, все так и есть! 1,6-литровая версия Kaptur разгоняется до сотни за 12,5 секунды, переднеприводный Duster с таким же мотором и коробкой — за 10,9 секунды, а Logan — за 10.7 секунды.
- Габариты (Д х Ш х В)
- 4 333 × 1 813× 1 613
- Клиренс, мм
- 204
- Объем топливного бака, л
- 52
- Разгон 0-100 км/ч, с
- 12,5
- Максимальная скорость, км/ч
- 171
- Средний расход топлива, л/100 км
- 7,4
При этом электронный разум Каптюра постоянно пытается подсказать вам момент переключения передачи, и делает это он явно с прицелом на минимальный расход. Вторую передачу он предлагает включить сразу после трогания с места, третью просит на скорости 30 км/час, четвертую — на 40, а на 60 он рекомендует перейти на пятую! И самое для меня неожиданное, что автомобиль на пятой передаче продолжает разгон, хотя мотор с крутящим моментом в 156 Нм (который, кстати, он выдает лишь на 4 000 об/мин), никак не тянет на звание «особо тяговитого».
Ноги с педалей!
Да и вообще, у меня сложилось впечатление, что Kaptur — скорее, стайер, чем спринтер. Он отлично рулится, прекрасно держит траекторию, а та самая «дастеровско-логановская» подвеска глотает любые неровности, как сибиряк пельмени. Причем в данном случае «любые» – действительно значит любые. Это могут быть хоть рельсы старого железнодорожного переезда, хоть ямы в разбитом асфальте, хоть «лежачие полицейские».
А еще я впервые ехал на автомобиле с механической коробкой и круиз-контролем (хотя само существование таких систем для меня секретом не было). Так вот — мне понравилось! Вышел на «Новую Ригу», включил круиз (за это отвечает клавиша-качалка на трансмиссионном тоннеле), выставил при помощи кнопок на руле скорость в 128 км/час, да и убрал ноги с педалей. Катишь, весь из себя такой мечтательный, слушаешь Sous le ciel de Paris в исполнении Азнавура (сами понимаете, под аккомпанемент французского аккордеона) и думаешь о каштанах в цвету... Кстати, наслаждаться шансоном тебе ничего не мешает — Kaptur радует очень неплохой звукоизоляцией.
Ну а в городе качалку можно перебросить в другое положение, и включится электронный ограничитель скорости. Очень полезный режим для тех, кто не любит платить мастерам стрит-фото из ГИБДД. Да и почему только в городе? На «старых» трассах, на которые как бусы нанизаны разнообразные населенные пункты, а ограничение скорости постоянно меняется с 90 до 60 км/ч и обратно, такое устройство тоже пригодится.
Единственное, чего не хватает — это пары программируемых «горячих» кнопок на руле, на которые можно было бы повесить пару заданных скоростных ограничений, для трассы и для «населенки». Просто одно нажатие на «+» или «-» изменяет лимит на 2 км/ч, и чтобы поменять ограничение с 90 на 60 км/ч (ну, будем честными, со 108 на 78 км/ч) нужно нажать на кнопку ровно 15 раз. А потом требуется еще 15 нажатий для того, чтобы вернуться к прежнему ограничению. При этом приходится либо считать про себя «клики», либо смотреть на маленький и, честно говоря, довольно слепой дисплей, отрывая взгляд от дороги.
Берегите губу
Что же касается возможностей Kaptur вне асфальта, то тут все неоднозначно, особенно в случае переднеприводных модификаций. С одной стороны, приличный дорожный просвет, неплохая управляемость и удивительно энергоемкая фирменная подвеска позволяют «дубасить» по проселкам и грейдерам в свое удовольствие. И могу лишь присоединиться к неоднократно высказанному утверждению, что удары колес о препятствия в поворотах практически не передаются на руль, а именно этим грешит Duster.
Но стоит препятствиям стать чуть посерьезней, как у вас могут начаться проблемы, причем там, где вы их и не ждали. Например, такая ситуация: мы с фотографом заехали на узкую лесную дорожку. Вроде бы никаких сложностей, грунт плотный, автомобиль движется уверенно... Но потом на дороге появились ямы, накопанные какой-то более тяжелой техникой. Попробовал внатяг — нет, не получается, машину начинает таскать. Значит, только ходом... Влетаю одной стороной в яму с жидкой грязью, колесо срываются в букс... И эта чертова ESP начинает «душить» двигатель! Железяке ведь не объяснишь, что ты не на скользком асфальте, и что на выходе мне обязательно нужно добавить газа. Слава богу, не застрял, хотя и прошел буквально на пределе. А отключается ESP только на полноприводных версиях – вот какая оказия.
В следующей такой же яме я почувствовал, что на выходе автомобиль все-таки цепанул бампером за грунт. Чтобы понять, почему на препятствиях, которые Duster (даже в варианте 4х2) просто не заметит, Kaptur имеет все шансы уткнуться в субстрат, достаточно поставить эти два автомобиля рядом и посмотреть на конфигурацию переднего бампера. У Duster — скошенная вверх «боксерская перчатка», у Kaptur — «раскатанная нижняя губа», для улучшения аэродинамики. Зато выходить из автомобиля после внедорожных экзерсисов можно вполне спокойно, не опасаясь за чистоту брюк: двери у этой модели прикрывают пороги, и они остаются чистыми.
Схватка будет трудной
И все же, подводя итоги, могу сказать, что автомобиль – получился, и этот факт тем приятней, что создавали машину здесь, на российской земле. Злопыхатели могут сколько угодно говорить о том, что получился «подшарманенный Дастер для девочек» – спрос на этот автомобиль будет, и со стороны «девочек», и со стороны «мальчиков».
Гораздо сложней прогнозировать его объем и рыночное будущее модели: очень уж сильные у Kaptur конкуренты. В компании Renault могут сколько угодно говорить о том, что модель вообще не будет конкурировать с Duster. Будет, еще как будет. Ведь автомобили покупают не только в Москве, а «в регионах» люди очень тщательно считают деньги.
Ну а чтобы выяснить, что Duster 4х2 с таким же мотором и коробкой, в комплектации Expression, дополненной полным набором возможных опций (ESP, зимний и мультимедийный пакеты) обойдется в 842 950 рублей, то есть на 189 000 рублей дешевле, много времени не потребуется. А можно подойти к вопросу и с другой стороны: за тот же миллион с небольшим можно взять полноприводный Duster с двухлитровым движком, «автоматом» и полным набором опций. Вот и выбирай...
А есть ведь и другие конкуренты. Например, за 1 099 000 можно приобрести Nissan Qashqai 4x2 со 115-сильным мотором, и он будет оснащен примерно на том же уровне. Есть ведь еще и Nissan Juke! Он, конечно, меньше, но за 1 099 000 получается очень шустрый автомобиль в небедной комплектации SE+, со 117-сильным двигателем и вариатором.
А если человек хочет настоящего комфорта в салоне, на грани с роскошью, и при этом лишен предрассудков, то он может посмотреть в сторону Haval H2. 1 049 000 рублей — и вы владелец автомобиля с кожаным салоном, сервоприводами сидений, огромным сенсорным дисплеем, климат-контролем и 150-сильным двигателем. А на подходе и Hyundai Creta... Словом, удастся ли модели изменить расстановку сил в сегменте — покажет только время.
Матчасть
Вам понравится Renault Kaptur 4х2, если:
- Ваша жена давно просила подобрать взамен ее Renault Duster что-нибудь поизящнее;
- Вы не любите платить мастерам стрит-фото из ГИБДД;
- В машине вы предпочитаете слушать Жака Бреля, Ги Беара и Сальваторе Адамо.
Вам не понравится Renault Kaptur 4х2, если:
- У вас аллергия на запах фенола, никакой цетрин не помогает;
- По дороге, которая ведет к вашей даче, без полного привода не проехать;
- Вы терпеть не можете, когда автомобиль начинает вам что-то подсказывать.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
По размерам как прошлый кашкай. Что нового-то? И неужели для теста нельзя было найти полный привод?
табличку «SARCASM» поднимал не Шелдон, а Леондард.