Ей отводили вторые роли. Чайка была важной частью номенклатурной табели о рангах, но служила признаком того, что человек еще «не дорос» до уровня высшей советской элиты. Она предназначалась для рядовых министров, региональных чиновников, партийцев республиканского и даже областного уровней. Сегодня постараемся влезть в шкуру такого госслужащего средней руки, а также его водителя.
Место под солнцем
В стране, где все решали не деньги, а воля партии и правительства, типаж модельных рядов автозаводов был расписан в соответствии с соображениями «можно – нельзя». Что можно члену Политбюро, то нельзя члену ЦК, что можно «первому» из союзной республики, то нельзя секретарю обкома – ну и так далее, вплоть до месткомов и цеховых парторгов.
У каждого – свой уровень, регламентированный писанными и неписанными правилами: зарплаты, путевки, магазины-распределители, квартиры, дачи и автомобили... Если Запорожцы и Жигули с Москвичами еще как-то распределялись естественным путем, через очереди на предприятиях, то купить новую личную «Волгу» уже мог или большой начальник, или ударник труда. Эти же Волги (обоих поколений) были официальной «персоналкой» номенклатурщиков низшего и средне-низшего звеньев.
Фото Андрея Владимирова
Кроме Волг, в самом низу автомобильной номенклатуры были еще «козлики» ГАЗ-69 и УАЗ-469, а наверху громоздились величественные лимузины ЗИЛ. За линейку представительских седанов второго плана в СССР всегда отвечал ГАЗ. Сначала был ЗИМ (1949 – 1960 гг.) – «растянутая Победа». Эту машину еще можно было не только получить вместе с креслом министра или секретаря обкома, но и теоретически купить в автомагазине. Служили эти внушительные комфортабельные машины и в такси.Потом, в 1959-м, пришла красавица Чайка ГАЗ-13, ставшая совершенно недоступной для простых смертных. Такой же по сути была и вторая Чайка, появившаяся в 1977-м под индексом ГАЗ-14, хотя внешне она выглядела не столь помпезно. Такой, уж извините, вторичной, более скромной, и по сравнению с предшественницей, и по сравнению с ЗИЛами, она всегда и воспринималась мной. До тех пор, пока я не познакомился с ней поближе.
По одежке
Смотрю на нее и снова утверждаюсь в мысли: как пить дать, эту машину специально старались сделать попроще с виду. Ну не должна она была выглядеть максимально солидно, чтобы пассажиры ЗИЛов не обижались (а прецеденты в истории были)! Чайка второго поколения вроде и строга, и внушительна, но есть в ней такие черты, которые даже при немалых габаритах придают ей некоторую легкомысленность. Узкая аккуратная линейка радиаторной решетки, игриво приспущенная линия багажника, низкие подоконники гнутых стекол дверей. Даже огромные колеса дизайнерам удалось оформить таким образом, что они не доминируют в боковой проекции, оставляя основную роль в восприятии кузову. Ее дизайн иногда сравнивают с однолетками-американцами, но как по мне, они – даже при меньших габаритах – несоразмерно массивны и тяжелы против стильной горьковской красавицы.
Раздвоение
Знакомство начинаю с галерки, ведь именно для пассажиров создавали Чайку… Напрягаю память, вспоминаю свои пионерские годы, портреты вождей, кадры парадов на Красной площади. Партийная верхушка рассаживается по своим ЗИЛам, а те, кто пониже рангом, важно идут к Чайкам. Наклоняются, придерживают каракулевые шапки пирожком, вплывают в салон…Открываю тяжелую дверь и я. Тяну ручку, щелчок замка в ее глубине ощущаю не слухом, а дрогнувшим под рукой металлом. Порог необычно низкий, но и верхний край дверного проема тоже невысок. Ныряю головой в салон, и вот она – первая неожиданность: внутри плоского черного тела машины вдруг открывается большое светлое пространство! И это называется – автомобиль второго плана.
Взору открывается целая комната, хотя и непропорциональной геометрии – низкая и широкая. Нам, теперешним, привыкшим к высоким кроссоверам, непривычно перемещаться внутри «на полусогнутых». Впрочем, особой надобности в этом нет – упасть пятой точкой на диван получилось с первой попытки, без предварительных перемещений. Сам диван огромен – глубокий, широкий, к тому же восхитительной мягкости. Он, как космос, далек от строгой немецкой жесткости современных сидений, но и не проваливается полностью под тяжестью тела, а принимает его, обволакивает своей упругостью. Бьюсь об заклад, что эти ощущения – плод кропотливого труда мебельщиков и многочисленных экспериментов с материалами.
Подмечаю, что у дивана есть своя немалая по обывательским меркам беда: он двухместный. Мало того, что его ширину ограничивают мощные подлокотники у бортов, так еще и подушка отформована под двоих человек – третьему придется сидеть на «горбе». Чтобы еще больше разделить задних пассажиров, из спинки можно вытащить массивный подлокотник, которого, без сомнений, хватит на двоих.Все рассчитано так, что при ровной посадке голова сановного пассажира находится за широкой стойкой крыши. На задних окнах, кстати – шторки, такие в самом деле применялись в годы активной эксплуатации Чаек, ведь «глухая» тонировка тогда не была распространена. Получается, что сижу я не как в обычном седане – напротив двери, а возле борта. Таковы требования безопасности!
Дверь – массивная, широченная, расположена спереди от меня. У нее две ручки, отмыкающие замки, и две, за которые дверь приходится тянуть при захлопывании – с таким расчетом, чтобы управлять входом-выходом мог и VIP-пассажир, и сидящий на откинутом сиденье-страпонтене охранник.
Только для профи
Если задний салон приятно удивил уровнем комфорта, то передний отсек впечатлил по-другому. Хотя и говорят, что даже лично Леонид Ильич любил на досуге порулить Чайкой, чувствуется, что конструкторы организовывали здесь именно рабочее место, а не пассажирский салон. Во-первых, за рулем тесновато: баранка большая, а сиденье высокое, при этом руль не регулируется, а нормально отодвинуть назад сиденье мешает вышеупомянутая перегородка. Во-вторых, приборная панель – настоящая сборная СССР: часы от тольяттинской "тройки", ручка "аварийки" от Москвича и приборы со стеклами-сосульками, известные всем по более поздней Волге ГАЗ-3102…
Зато как благородно срабатывают клавишные переключатели электростеклоподъемников! Радиоприемник Radiotechnika в самом деле по тем временам был хорош, особенно если знать, что есть еще подключенный к нему кассетный плеер, спрятанный в одном из задних подлокотников.Ниже и выше «Радиотехники» – не что иное, как интерфейс климатической установки. Да-да, в 1977 году на Чайках стоял кондиционер. Сам агрегат, кстати, находится в багажнике, а поставляла его в СССР фирма Denso, по сей день делающая «кондишэны». Интересно, что воздуховоды с «холодком» были доступны исключительно задним пассажирам, но по воспоминаниям водителей-ветеранов, претензий к эффективности ни у кого не было.
Напоследок должен отметить, что «приютивший» меня экземпляр Чайки не во всем отвечает оригиналу – в салоне поменяли всю обивку, ибо родная была суконная и не такая нарядная, в более тривиальных бежевых и серо-зеленых тонах. В остальном это – полноценный оригинал.
Самое главное
Сразу понятно, что двигатель под капотом серьезный – после короткого «вжика» стартера салон наполняется ровным рокотом V-образной восьмерки (220 л. с., 46 кгс*м), которая живо отзывается на игру акселератором. Селектор автоматической коробки передач напоминает то ли сектор газа старого «Ила», то ли ручку машинного телеграфа на речном буксире. Что ж, «малый, вперед!»
Двигается рычаг советского «автомата» по своей прямой кулисе так же сурово. Останавливаю его на литере D, прижимаю газ, и машина неожиданно резво берет с места. Ого! Мне нравится, как эта 2,5-тонная громадина набирает ход – понятно, что без рывка и визга резины, но легко и как-то неотвратимо. Начинаю прислушиваться к силовому агрегату в ожидании переключения передачи – ведь интересно, как это делали классические гидротрансформаторные коробки 40 лет назад... Но ничего не замечаю!
Сначала думаю, что дело в уникальной плавности переключения, но владелец подсказывает, что на самом деле у нас все еще первая передача: коробка-то трехступенчатая, пары ее растянуты, и менять диапазоны АКП не спешит. Ага, вот мы достаточно разогнались – включилась вторая. Момент переключения не спутаешь – рывка нет, но обороты меняются значительно. Крайне непривычное ощущение после современных шести- и восьмиступенчатых АКПП.Вот тормоза мне не понравились – что рабочие (слишком вялые), что стояночный (американская педалька, плюс рычаг для снятия – хлопотно). Но все это мелочи по сравнению с плавностью хода, которая у Чайки просто потрясающая на любых неровностях.
Честно говоря, я так и не придумал, с чем ее сопоставить. Например, по сравнению с дорогими внедорожниками, у Чайки все намного комфортнее, потому что на ямах она не кренится и не раскачивается, в худшем случае – мягко приседает всем корпусом. Если сравнивать с современными премиум-седанами, то у Чайки нет их чрезмерной упругости и тряскости, она просто плывет над дорогой.Но всерьез обидит горьковчанку и тот, кто сравнит ее со старыми «американцами», ведь она остается собранной даже при активном рулении. Длинная база (3 450 мм) чувствуется в замедленных реакциях на руль, но рыскания и валкости практически нет, машина остается под контролем даже тогда, когда, кажется, норовит чиркнуть бампером об асфальт. И поди ж ты – спереди параллелограммная конструкция с пружинами, придуманная еще перед Великой Отечественной, сзади – пара старых добрых рессор и неразрезной мост, а каков результат!Понятно, что наши конструкторы заботились не только о высочайшем комфорте, но и о возможности быстро уйти на этой машине из опасной зоны, и о скоростной езде по старым улочкам, и о прочих «упражнениях» из арсенала профессиональных драйверов-бодигардов. Но чтобы так удачно воплотить одновременно все эти качества в таком массивном – и еще не самом крутом по советским меркам автомобиле, как Чайка – это довольно неожиданно.
Краткие технические характеристики ГАЗ-14 «Чайка»
Габариты (Д х Ш х В) | 6 114 × 2 020 × 1 525 |
Снаряженная масса, кг | 2 605 3 165 |
База, мм | 3 450 |
Рабочий объём двигателя, л | 5,53 |
Мощность, л. с. | 220 |
Передняя подвеска | независимая, пружинная |
Задняя подвеска | зависимая, рессорная |
Максимальная скорость, км/ч | 175 |
Время разгона до 100 км/ч, с | 15 |
Расход топлива, л/100 км | 16-29 |
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
А разочарование-то в чем?
Он разочаровался в водительском кресле, вот и все.
Тоже не понял, чего автор разочаровался) Наверное, как после тест-драйва пересел в современный авто, понял, что автопром последние 45 лет стоит на месте)
Разочарование в том, что Чайки несправедливо задвинуты под ЗИЛы
Наверное, имелось в виду "очарование", судя по общему тону статьи.
Статью надо переименовать на "Большое черное Очарование" ;) Хоть раз бы на такой поездить! А лучше два раза - за рулем и сзади!
Помечтал