Снаружи
Техническое задание, полученное от военных, предписывало конструкторскому бюро Горьковского автозавода разработать бронированную машину, способную развить на шоссе скорость до 90 км/ч, при этом преодолевать траншеи и рвы шириной до 1,2 метра и форсировать водные преграды вплавь, причем ходимость должна была обеспечиваться при волнах высотой до полуметра. Изначально планировалось создать плавающую версию широко используемого в войсках БТР-40, ранее собранного в том же КБ. Однако в процессе разработки быстро выяснилось, что модифицировать бронетранспортер под требования малыми силами не получится: новый автомобиль пришлось разрабатывать почти с нуля. В результате коллективом специального КБ Горьковского автозавода была создана поистине уникальная машина, в те годы не имеющая даже близких аналогов в мире.
Основными агрегатами с новинкой поделился бронетранспортер ГАЗ-40, поэтому в заводской документации осталось её первичное обозначение – ГАЗ-40П ("плавающий"). В военной среде машина была зашифрована под аббревиатурой БРДМ-1. Первый опытный бронеавтомобиль изготовили в феврале 1956 года. Впоследствии вместе еще с несколькими экземплярами военные приемщики подвергли машины жестким испытаниям, которые включали, например, форсирование вплавь Керченского пролива. Военные остались довольны испытаниями, и БРДМ по приказу министра обороны СССР от 10 января 1958 года была принята на вооружение и запущена в серийное производство.
Машина разведчиков имела герметичный несущий бронекорпус, сваренный из катаных листов толщиной от 6 до 12 мм, который обеспечивал экипажу защиту от стрелкового вооружения, осколков артиллерийских снарядов и противопехотных мин. Понтонная форма корпуса была тщательно выверена с точки зрения гидродинамики и обеспечивала броневику минимальное сопротивление при движении на плаву.
На верхней "палубе" располагалась "рубка", бронированный колпак которой вмещал в себя экипаж из четырех человек. Передняя часть разведывательной машины выделяется мощной "челюстью" волноотражательного щита, а капот ощетинился жалюзи системы воздухозабора.
Внутри
Чтобы оказаться внутри БРДМ-1, потребуется сначала забраться на "палубу". Обычно экипаж из четырех человек пользовался "лесенкой" в корме машины.
Оказавшись на высоте более полуметра от земли, потребуется потянуть бронированные люки, закрывающие доступ в пассажирский отсек.
Теперь останется только пройти до передней части машины, лавируя между сиденьями, колесными арками и рычагами.
Впрочем, есть и другой вариант – в боковине бронеавтомобиля размещены специальные выемки, пользуясь которыми механик-водитель через открытые заранее бронелюки башни мог попасть за руль.
Но только при условии, что они были открыты заранее: в целях безопасности они могут открываться исключительно из салона.
За рулем
Как и на многих военных машинах, запуск БРДМ – это целая процедура. Щелчком отбрасываем тумблер включения "массы", затем ищем следующий среди множества подобных на панели приборов. Наконец, находим и его под надписью "зажигание". После этого вытягиваем ручку подсоса карбюратора на себя и, немного прокашлявшись от спячки, впереди оживает рядная "шестерка" с индексом ГАЗ-40.
Основные отличия от "гражданского" варианта, применяемого на ГАЗ-51/63 – иной карбюратор, распредвал и улучшенная система жидкостного охлаждения. В результате мощность мотора была доведена до 90 л. с. В паре с мотором работает механическая четырехступенчатая коробка передач, объединенная с двухступенчатой раздаткой.
В обычных условиях крутящий момент передается к задним ведущим колесам, что также позволяет немного экономить топливо. На бездорожье водитель может подключить передний мост, причем даже на ходу, при отсутствии пробуксовки задних колес. При необходимости можно дополнительно включить и понижающую передачу, а также – заблокировать передний и задний межколесные дифференциалы. Правда, всех этих опций военным показалось мало.
Опыт предыдущей войны показал, что специальный разведывательный автомобиль должен преодолевать рвы и траншеи. Для выполнения требований пришлось разработать уникальную ходовую часть, состоящую из четырех основных колес и еще четырех дополнительных, по два с каждого борта, расположенных в пределах колесной базы.
Дополнительные колеса размером всего 700х250 мм (кстати, позаимствованные из авиации) в походном положении были полуутоплены в корпус, а при наезде на выступы они вращались, перекатывая машину через препятствия. Для преодоления сложных участков бездорожья механик-водитель рычажком в передней части включал цепной привод и опускал их с помощью гидравлики.
Каждое из колес имело собственный привод. Таким образом, БРДМ из четырехколесного бронеавтомобиля превращался в восьмиколесный. В результате по проходимости он мог потягаться с гусеничными машинами – при максимальной скорости по шоссе в 90 км/ч броневик преодолевал рвы шириной до 1,22 м, подъемы до 31 градусов и вертикальные стенки высотой 0,4 метра.
Передний и задний мосты были подвешены на четырех продольных полуэллиптических рессорах и оснащены сдвоенными рычажными амортизаторами. За основу брали мосты от ГАЗ-63, которые у БРДМ имели герметичные редукторы и централизованную систему подкачки шин. Герметичность была необходима для обеспечения второго требования военных – ведь разведывательная машина должна была уметь плавать.
В кормовой части бронекорпуса смонтировали водомет, позаимствованный у плавающего танка ПТ-76. Четырехлопастной винт диаметром 425 мм засасывал воду через приемный патрубок в днище и выбрасывал ее через отверстие в корме. При движении по суше оно прикрывалось бронезаслонкой, также управляемой с места водителя.
Чтобы на воде "сдать назад", имелись трубы обратного хода, направляющие струю воды к бортам под острым углом. Водомет обеспечил высокую скорость на плаву – до 9 км/ч – и хорошую маневренность (радиус поворота "бронекатера" на плаву – всего 1,5 метра). Управлять машиной во владениях Нептуна призваны водяные рули, смонтированные в выпускном патрубке водомета, – для этого рядом с механиком-водителем разместили дополнительный рычаг слева. При повреждении водомета БРДМ могла добраться до берега и своим ходом за счет вращения колес при включенной второй или третьей передаче.
Чтобы предотвратить заливание силового отделения на плаву, в передней части машины установили волноотражательный щит. На суше его зафиксировали в нижнем положении – для повышения защищенности передней части и улучшения обзорности.
Еще одной сложной задачей стало обеспечение нормальной работы двигателя при движении на воде, когда вентиляционные жалюзи на капоте закрыты. Охлаждение обеспечивал радиатор увеличенных размеров с мощным вентилятором, а дополнительное охлаждение двигателя происходило при помощи забортной воды, проходящей через теплообменник. Но и это не все – чтобы двигатель не перегревался, потребовалось разделить воздушные потоки и установить все уплотнения.
В случае, если вода каким-то образом попадала внутрь БРДМ, для ее откачки использовали все тот же водомет, колесо которого создавало необходимое разрежение. Если водомет не работал, водитель применял трюмный насос. Изначально он был ручным, но позднее труд водителя заменил электропривод. Самовытаскивание машины при застревании осуществлялось с помощью кабестана с длиной троса 50 метров, смонтированного в передней части. Привод редуктора осуществлялся от носка коленвала через кардан и цепную передачу.
Помните тест БТР-40? По сравнению с БРДМ в управлении он покажется легковым автомобилем. Как и у БТР-а, компоновка БРДМ представляла собой схему с передним расположение мотор-трансмиссионного отделения. Установка двигателя в передней части массивного корпуса предусматривала спешивание членов экипажа, однако сильно ухудшила обзор с места водителя. И в самом деле – в передние триплексы видно только массивный капот да вынесенные на кронштейнах зеркала заднего вида, которые дополнительно установил владелец – они хоть как-то помогают при маневрировании. Бокового обзора нет вовсе, крошечные "форточки" можно использовать лишь для связи с внешним миром, но никак не для вождения.
В распоряжении механика-водителя имелся перископ и прибор ночного видения, который существенно облегчил вождение ночью. А вот командиру полагалась собственная радиостанция Р-113 и приборы химической и радиационной разведки: рентгенометр ДП-3Б и прибор ВПХР.
Рулевое управление позаимствовали у коллег с ЗиЛа – облегчить маневры потяжелевшей машины призван редуктор от "157-го". Сказать по правде, это нисколько ей не помогает – усилие на руле огромное, даже несмотря на то, что диаметр обода увеличился до размеров колеса от Волги. Кстати, интересный факт: поскольку машина собиралась на ГАЗе, зиловскую эмблему на "инородном" руле затирали.
Табуретка без ремней безопасности вместо водительского сиденья уже нагрелась от тепла тела, ноги упираются в педали – поехали! Нижневальный двигатель при нажатии на педаль газа недовольно бурчит, когда многотонная махина начинает движение в городе. Как и на "сороковом", водитель здесь должен знать хитрую науку переключения передач с двойным выжимом. Собственный норов и у тормозов – не снабженные никакими усилителями герметичные барабаны неохотно осаживают тяжелый броневик. Мехвод, выжимая педаль тормоза, наверное, представляет образ врага-диверсанта под солдатским сапогом – ласкового отношения тормоза не любят.
История покупки
Алексей и ранее уже бывал на страницах нашего издания со своими автомобилями. Постоянные читатели уже знают историю восстановления бронетранспортера ГАЗ-40. В случае с БРДМ, машина досталась ему в гораздо лучшем состоянии и была выкуплена у одного из таких же энтузиастов. Разумеется, несмотря на неплохое состояние, броневик потребовал от нового хозяина ласки и реставрации.
Корпус был отпескоструен и покрашен заново, установлены новые мосты, рессоры и амортизаторы. Дополнительно установили иные резиновые уплотнители в люках и ремни для закрытия/открытия. Многие детали для завершения облика пришлось создавать заново по историческим документам.
Как и БТР, БРДМ тоже имеет номерные знаки "мирного советского трактора" (для регистрации необходимы права тракториста категории С) и получила полное право на передвижение по дорогам общего пользования. Впрочем, обычно БРДМ только принимает участие в военно-исторических слетах и праздничных мероприятиях.
История модели
Основные вехи создания БРДМ-1 мы уже рассказали в начале этого материала, поэтому остается только подвести итоги. Серийный выпуск бронемашин продолжался до 1966 года, в большом количестве БРДМ поставлялись в Советские Вооруженные силы, а также – союзникам в страны Варшавского Договора и дружественные СССР страны третьего мира. В 1973 году египетские войска форсировали на БРДМ Суэцкий канал и захватили плацдарм Израильских войск. В Национальной народной армии ГДР БРДМ состояла на вооружении разведывательных войск под собственным обозначением SPW-40. А всего в разные годы она состояла на вооружении свыше 20 стран мира, среди которых – Сирия, Египет, Израиль, Куба, Албания, Босния и Герцеговина, Намибия и Вьетнам.
Изначально машины оснащались станковым пулеметом Горюнова калибра 7,62 мм, установленным на кронштейне в передней части боевого отделения, а на машинах выпуска с 1961 года ставили уже единый пулемет Калашникова ПКТ того же калибра 7,62 мм. Члены экипажа могли вести стрельбу и из личного оружия через бойницы в бортах и корме рубки.
На основе БРДМ было разработано и несколько специальных машин, среди которых самоходный противотанковый комплекс 9П110 с шестью ракетами "Малютка", командирская машина управления и авто радиационно-химической разведки.
Редакция благодарит МРОО "Военно-Техническое Общество" и лично Алексея Мигалина за предоставленный на тест автомобиль.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Умеют же всё-таки наши делать военную технику всякого-разного назначения!
Скорее умеЛИ. Смотрю, чем дальше, тем всё становится хуже и хуже.
И опять эта срань про "не имеющая даже близких аналогов в мире"... аналоговнет, бляха-муха... Хотя, не спорю, в СССР умели делать военную технику. Вот, в статье годный пример. Тем более при сравнении с нынешней ситуацией -- срань типа "тигров" и т.п., это полное позорище и унылое говно.