Вот такой вышины!
Не так давно мы уже катались на Largus Kub, который прошёл через руки и болгарки умельцев из Промтеха. И Kub, и Roof построены на базе серийных фургонов Lada Largus, которые уже выпускают в Ижевске. И если Kub с первого взгляда даёт понять, что переделали его существенно, то в случае с Roof всё не так очевидно: кажется, что от серийной машины он отличается только высокой крышей. Отчасти так это и есть, хотя, если копнуть глубже, можно найти и некоторые другие детали.
Промтех строил множество спецавтомобилей на базе старого Ларгуса, а Roof был первым из них – его в Нижнем выпускали с 2016 года. Правда, в 2022 году выпуск пришлось приостановить из-за отсутствия заводских Ларгусов, но со стартом выпуска этих машин в Ижевске Ларгус вернулся и в линейку Промтеха. Разумеется, выпускать всё это время машину, не внося в неё некоторые изменения, невозможно, поэтому после перезапуска Ларгуса нижегородский завод принялся за производство заметно изменённых Largus Roof, которые обоснованно назвали вторым поколением. Как раз на таких машинах мы и покатались по Дмитровскому полигону НАМИ.
Моторы, трансмиссия, рулевое управление, тормозная система Lada Largus Roof остаются точно такими же, как у заводских Ларгусов. И это правильно, потому что чем изменений меньше, тем проще обслуживать машину у любого дилера ВАЗа. А вот кузов переработан серьёзно.
В Largus Roof нет крыши стандартного Ларгуса. Её отрезают по задние окна и устанавливают высокую крышу с боковинами, изготовленную по технологии Flex Molding из композитного материала. Что в этом хорошего? Во-первых, внутренняя высота кузова увеличивается до 1,34 м. Если в машине просто сидеть, особого значения это не имеет: да, воздуха надо головой непривычно много, а практического смысла – не слишком. Но не будем забывать, что Промтех на базе этих Ларгусов выпускает несколько специализированных машин (например, скорой помощи или такси для маломобильных пассажиров), которым высокая крыша просто необходима. Во-вторых, этот же автомобиль существует не только в семиместной пассажирской версии, но и в виде промтоварного фургона, где объём не бывает лишним никогда. В случае с фургоном объём грузового отсека составляет 3,7 м², а у обычного Ларгуса – 2,54 м². Кстати, на нашей тестовой семиместной машине ещё нет окошек в верхней части крыши, и их заменяют тёмные фальшокна. Но эти окошки будут – завод над этим работает.
Задние двери Largus Roof тоже собственные: композитные, на всю высоту кузова. Это логично, потому что загружать машину с высокой крышей через двери обычного Ларгуса было бы неудобно.
Не самое очевидное преимущество переделанного кузова заключается в том, что его композитный материал не умеет ржаветь, а масса получается ниже, чем если бы он был сделан из металла.
Второе серьёзное изменение кроется в задней подвеске. В ней опционально могут быть установлены пневмобаллоны с возможностью ручного изменения давления. Эта пневмоподвеска позволила увеличить грузоподъёмность Largus Roof до 750 кг. В общем-то, он увезёт и больше, но при мысли загрузить в него полторы тонны желательно подумать и о задней балке, которая под столь непосильной для неё ношей долго не протянет.
Ну а теперь сядем за руль и посмотрим, сильно ли эти машины отличаются от обычных Ларгусов.
Качать – не перекачать
Начнём с семиместного Largus Roof. Первые два ряда ничем не отличаются от таковых обычного Ларгуса – тут всё осталось заводским. Так что попробуем забраться на третий ряд из двух сидений. Процесс стандартный: откидываем сиденья второго ряда и пробираемся назад. Это не так сложно, как кажется, потому что места для этого достаточно.
Разумеется, задний ряд в Largus Roof рассчитан не на депутатов и банкиров: никаких особых удобств на нём не предусмотрено. Есть ремни безопасности (без них никак) – и на этом всё. Но когда мы ради интереса забрались в салон всемером, сразу выяснилось, что сидеть на этом ряду удобнее, чем на втором. И это логично: ширина кузова по длине салона постоянна, и если трём взрослым мужикам на трёхместном диване тесновато, то на двух местах при той же ширине сидеть намного комфортнее. Так что если судьба-злодейка забросит вас в семиместный Ларгус, бейтесь за места сзади – не пожалеете. Особенно если предстоит дальняя дорога.
Впрочем, к дальней дороге есть некоторые вопросы. Обычно она предполагает наличие какого-то багажа. И если в путешествие отправляются семь человек, то и чемоданов будет как минимум семь. Так вот, складывать их просто некуда – весь полезный объём съел третий ряд. Пару сумок кинуть, конечно, можно, но не более. Поэтому становится немного обидно, что места в салоне над головой более чем достаточно, а багаж разложить негде. Приходится возить воздух. При этом завод указывает, что в семиместном Largus Roof для багажа остается 1,1 м², в пятиместном – 2,2 м². Может быть, если измерить объём под крышу, найти эту 1,1 м² можно, но загрузить багажом не получится. Впрочем, тут претензий к Промтеху нет: даже при всём желании сделать из легкового Ларгуса минивэн не выйдет.
Если в дорогу собираются два или пять путешественников, то диван второго ряда можно сложить в пропорции 1:2, а третьего – 1:1. В этом случае грузовой объём возрастает существенно, а если два задних ряда снять (это несложная работа), то можно получить грузовую площадку вместимостью до 3,7 м².
Как едет эта машина с полной загрузкой? В общем-то, как обычный Ларгус: 16-клапанного мотора (1,6 л, 106 л.с.) вполне достаточно, чтобы обеспечить приемлемую для города динамику. А вот гонять с «тапкой в пол» на этой машине бессмысленно: высокая крыша на скорости создаёт дополнительное сопротивление, так что после 90 км/ч Largus Roof разгоняется очень неохотно. Зато запас тормозов порадовал: даже при полной загрузке и с высокой скорости машина замедляется эффективно и прогнозируемо.
Возможность регулировать давление в баллонах задней пневмоподвески на пассажирской машине показалась немного избыточной опцией. Если на промтеховских машинах скорой помощи и социального такси, а также грузовичках возможность изменить настройки задней подвески путём регулировки давления в баллонах в диапазоне от трёх до шести атмосфер была вполне оправданна, то в обычных семиместных Ларгусах я такой острой необходимости не увидел. Ведь штатная подвеска Ларгуса изначально предполагает наличие семиместных версий, а значит, какое-то дополнительное вмешательство ей не требуется.
Другое дело – промтоварный фургон. Объём кузова вырос до 3,7 м², а в такой объём любой русский человек рефлекторно будет запихивать не разрешённые 750 кг, а все полторы тонны. То есть, пока не прогнётся задняя балка. С одной стороны, наличие пневмоподвески будет на это варварство провоцировать, но с другой, в руках нормального владельца (или водителя) эта опция будет полезной. Как именно – расскажем сразу же после осмотра фургона.
Кузов тут точно такой же, как и у пассажирской машины. Отличие только в наличии окон у пассажирской версии, но это неважно. Важно, что сохранились обе задние двери, и погрузку-выгрузку можно осуществлять не только через задние распашные двери, но и через эти боковые. Возможность подойти с любой стороны – существенный плюс для городской развозной машины.
Пол фургона отделан металлом, боковые стенки – композитным материалом. Это хорошо. Не очень хорошо, что стоковые обшивки задних боковых дверей, которые в Ларгусе быстро царапаются, остались на месте и при неправильной загрузке окажутся в зоне риска. А грузить машину будут как раз преимущественно в той зоне грузового отсека: основная масса в этом случае окажется внутри базы, а не в заднем свесе, что критически важно для сохранения управляемости при большой нагрузке. Но не будем бить тревогу из-за такой мелочи, тем более что такелажные петли имеются уже с завода и закрепить за них груз при желании сможет даже безрукий дельфин.
Ну а теперь сядем за руль. Пустой промтоварный Largus Roof едет точно так же, как и пассажирский. Вот только с накачкой баллонов нужно быть аккуратным: если их накачать сильнее, чем надо, машина обретает невиданную прыгучесть. И очень хорошо, что изменить давление можно, даже не отрывая пятой точки от сиденья: кнопка компрессора установлена под рукой, так что можно баловаться регулировкой сколько влезет. Главное – без фанатизма.
Если кому-то требуется не простая промтоварка, а изотермический фургон или рефрижератор, можем обрадовать: в линейке Largus Roof есть и такие машины.
Что почём?
Наиболее насущный вопрос – сколько это всё стоит. Напомним, что стандартный ижевский грузовой фургон с восьмиклапанным мотором на официальном сайте Lada стартует от 1 670 000 рублей (16-клапанного в этой версии нет), а пассажирский пятиместный вариант – от 1 735 000 с 16-клапанным мотором (как на этих Largus Roof) и от 1 705 000 – с восьмиклапанным. Семиместных универсалов пока нет.
Стоимость промтеховских машин несколько выше: грузовой Largus Roof оценивается от 2 399 900 рублей, семиместный пассажирский вариант – от 2 449 900 рублей. По нынешним меркам переплата не критичная, но существенная, и если ижевский семиместный Ларгус окажется не намного дороже пятиместного, вряд ли высокая крыша и пневмоподвеска смогут перетащить на свою сторону большое количество покупателей. Так что тут в Промтехе угадали, поспешив с выпуском такой версии до того, как её начнёт выпускать Lada – какую-то часть потенциальных покупателей забрать можно. Впрочем, как база для спецверсий Largus Roof в любом случае будет востребованным.
Бонус для сомневающихся
Во время тестов Lada Granta Prima и Lada Granta Kub мы всегда гадали: а хватит ли моторов Грант для того, чтобы таскать 900 кг груза, как в этом уверяют представили Промтеха? Во время презентации новых Largus Roof нам устроили сюрприз: выгнали на полигон загруженные балластом Granta Prima и Granta Kub (по 900 кг в каждой) и дали покататься. Чуда, конечно, не произошло: машины действительно достаточно резво разгоняются километров до 80-85 в час, после чего раскочегарить их становится очень сложно. Однако в диапазоне городских скоростей Гранты едут довольно бодро – для городских перевозок их динамики вполне хватает даже с полной загрузкой. Так что если машины на базе Ларгусов кажутся дорогими, можно рассматривать Гранты: они дешевле, но со своими функциями справляются вполне. И только загруженные под завязку машины помогли полностью оценить преимущества задней «пневмы», которая при правильной настройке давления помогает довольно резко маневрировать (в пределах разумного, конечно), не допуская сильных кренов.
Ну и второй вопрос, который многих интересует, это безопасность. Некоторые сомневаются, не снизилась ли она после вмешательства в конструкцию кузова? Нет, она не снизилась, потому что иначе эти машины не прошли бы сертификацию и не получили бы собственный VIN. Промтех провёл полноценный краш-тест Lada Granta Kub по Правилу ООН N95-02 для бокового удара и Правилу ООН N94-01 для фронтального удара.
Очевидно, что этот автомобиль, как и все остальные модели Промтеха, полностью удовлетворяет требованиям по безопасности, и бояться его не надо. А вот беречь – желательно, потому что даже отечественные машины сейчас становятся всё дороже и дороже.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Франкинштейн Моторс
Грамотно писать научись сначала. Потом критикуй.
О, диванные граммар-наци подтянулись.
Для фургона такой кузов может и оправдан, но пассажирская версия ужасна. На катафалк похожа.
И чё?
"И чё" крайне типичный для отечественного автопрома ответ на замечания покупателей.
Видимо из за такой логики вся доля ушедших с рынка брендов досталась китайцам, а не вазу, который, даже удвоив прайсы, плачется на убытки, а оставшись по сути потенциальным монополистом, проигрывает конкуренцию чайнамобилям, хотя в их цене заложены конские таможенные и прочие утильсборы.
Тавидыч, это то, что мы заслужили. Катафалк вообще очень актуален.
Скоро и этого не будет.