Чувство плеча: тест-драйв Suzuki Jimny

«Да, уходит наше поколение, рудиментом в будущих мирах, словно полужесткие крепления или радиолы во дворах...» — написал Юрий Визбор. Уходят один за одним и классические внедорожники, прямые и отдаленные потомки военного работяги Willys MB. Какие-то модели ушли навсегда, став легендами, какие-то выросли и изменились до неузнаваемости. Но некоторые еще уверенно держатся своими рубчатыми колесами и за жизнь на конвейере, а заодно и за дорогу. Среди них — маленький самурай Suzuki Jimny.

Впечатление обманчиво

Когда ты подходишь к Jimny, он кажется тебе несерьезным, как детская игрушка. Но первое впечатление бывает очень обманчиво... Я ведь не зря упомянул родоначальника всех джипов – Willys MB, воевавший во многих армиях, включая РККА, и вынесший всю тяжесть самой чудовищной войны ХХ века. Именно этот автомобиль и приняли за основу создатели первого поколения Jimny.

Правда, само это имя появилось несколько позднее: поначалу детище Suzuki носило имя LJ (Light Jeep, «легкий джип») с цифровым индексом. Ну а потом появилось множество названий, которые автомобиль получал на различных рынках: Drover, Santana, Jypsy, Carribean, Sierra... Например, второе поколение автомобиля известно нам под именем Samurai. Но на родине, в Японии, он всегда был Jimny. Существует версия, что само это название появилось как сочетание двух слов, Jeep и Mini...


Но вернемся к сравнению с основоположником жанра. Обратите внимание, никто и никогда не называет воспетый военными журналистами Willys «малышом», «крошкой» или «игрушкой», а вот применительно к Jimny эти слова слышишь постоянно. Современный Jimny действительно близок к джипам Второй Мировой по многим параметрам: габаритам, энерговооруженности, внутренним объемам... При этом Jimny и немного крупнее, и чуть тяжелее старого вояки, уступая ему лишь в величине дорожного просвета. Но тут дело не в конструкции, а в выбранной размерности колес. При этом все основные технические решения у них общие: рамная конструкция, зависимая подвеска, жестко подключаемый передний мост, понижающая передача в раздаточной коробке. Так что несмотря на весь свой мультяшный вид, Jimny был, есть и будет серьезным внедорожником.

Инь или янь?

Когда компания Suzuki только-только начинала официальные продажи этой модели в России, Jimny сразу набрал огромную популярность у представительниц прекрасного пола: «У мужа "крузак", а мне купили японский джип поменьше»... Но для того, чтобы понять, что для ежедневных поездок по городу есть и более подходящие автомобили, требуется не так уж много времени.
IMG_9183.png

Впрочем, в городе у Jimny есть определенные преимущества, например, потрясающая маневренность: радиус его разворота составляет всего 4,9 метра, так что вы сможете развернуться в один прием там, где большинству потребуется два или три. Опять же, место для парковки найти куда проще. В остальном все сложнее. Ну вот, предположим, приобретет барышня или дама Jumny, такой, какой попал в мои руки: в топовой комплектации, с «автоматом» и обтянутыми кожей сидениями и рулем. Вот села она в достаточно удобное кресло. То, что оно изрядно жесткое, хотя и имеет очень правильно подобранный профиль и выраженную боковую поддержку, даме наверняка не очень понравится. Сумеет она его подогнать под себя? Не знаю. Регулировки — только механические, в продольном направлении и по наклону спинки, руль не настраивается. Кому-то подойдет, кому-то — нет. Оформление салона — предельно аскетичное. По крайней мере, по сегодняшним меркам... Ни сенсорного тебе экрана, ни встроенного хэндс-фри, ни, прости господи, Apple CarPlay. Простенькое радио с CD-проигрывателем, даже без AUX-входа. Пластик — жесткий, на руле никаких переключателей нет. Ладно, завелась дама, поехала.

Переходящее звание «козлика»

Стоящий под капотом 85-сильный моторчик объемом 1,3 литра и классическая четырехступенчатая гидромеханическая коробка — сочетание весьма неторопливое. С места до сотни — за 17 секунд... Это только кажется, что раз машинка выглядит, как игрушечная, то дунь вниз на правую педаль — побежит, дунь на левую — встанет, как вкопанная. Черта с два! Хочешь ехать сколь-нибудь энергично и держаться в потоке, а не висеть за грузовиком в правом ряду — изволь жать на педаль газа от души, по-мужски, со всей пролетарской ненавистью. Так и будешь ехать, от кик-дауна до кик-дауна. Потому что тянет моторчик, только раскрутившись тысяч до четырех. На тормоз тоже, кстати, нужно давить всерьез. Зато ход у педали довольно длинный и позволяет очень точно дозировать тормозное усилие безо всякого АБС.

Едем дальше. Подвеска... Вот выехали вы на улицу, и тут же выясняется, что асфальт, казавшийся абсолютно ровным и гладким, таковым не является. На нем полно стыков и вообще каких-то неровностей, на которых машину ощутимо «потрахивает», как говаривал уважаемый «бацька» Лукашенко.

А уж если лежачий полицейский попадется — так тут Jimny и вовсе демонстрирует тот самый нрав, за который многие армейские внедорожники заслужили переходящее звание «козликов». «Бубух!» — проскакивает бугор передний мост. «Бабах!» — отзывается задний, и корма машины ощутимо подпрыгивает. Но энергоемкость внушает уважение – я уж не знаю, каким должно быть препятствие, чтобы подвеску пробило до отбойников.

Плечо товарища

Но вот выехала дама на скоростную магистраль, разогналась... Думаете, можно вытащить «айфон» и заняться любимым делом дам за рулем, то есть трепом с подружками? Как бы не так. Колесная база-то всего два метра, руль легкий, так что за машиной нужен глаз да глаз. Зазевалась наша дама — и уползла в соседний ряд под яростное бибиканье соседей по потоку. Подвеска зависимая, неподрессоренные массы довольно большие, и на неровностях машину ощутимо уводит. В общем, широкие дамские массы как-то довольно быстро пришли к выводу, что есть машины и пошустрей, и поудобней, а за рулем Jimny, которых в Москве хватает, я вижу в основном крепеньких мужичков, причем чаще всего не попадающих под определение «молодежь». И готов поручиться, что почти у всех дома найдется место, заваленное штормовками, флисками, трекинговыми ботинками, болотниками, вейдерсами и прочим полевым шмотьем, на антресолях лежат удилища «Шимано», а в оружейном шкафчике стоят пара стволов 12 калибра. Словом, они твердо знали, зачем покупали Jimny, и их интересовали как раз его внедорожные способности. А если машина обклеена стартовыми номерами и спонсорскими наклейками с любительских соревнований — это означает, что владелец использует автомобиль не только как транспортное средство, но и как спортивный снаряд.
Правда, для мужской части пользователей у Jimny есть свои минусы. Прежде всего — «коротковата кольчужка», точнее — узковата. В дороге ты точно будешь чувствовать плечо товарища. Говорят, что такая ширина была сделана по требованию Сил Самообороны Японии, чтобы машины помещались в десантную баржу по две в ряд. Правда это или нет — не знаю, но Jimny в Японии действительно стоят на мобилизационном учете.

Опыт «Снежных барсов»

Во-вторых, как известно, достойные для охоты и рыбалки места располагаются достаточно далеко от крупных городов, и до них еще доехать надо. А на трассе, как я уже написал, Jimny — совсем не король. На прямой стоит не очень, в поворотах кренится, и аэродинамика у него на уровне силикатного кирпича. Разгонишься и буквально чувствуешь, как воздух в лобовое стекло упирается... Много вещей с собой, опять же, не возьмешь. С разложенными спинками задних сидений объем багажника абсолютно смешной, сто с небольшим литров. Со сложенными — 324, то есть меньше, чем у маленьких седанов. Получается, что мало того, что машинка по факту двухместная, так и к отбору снаряжения нужно подходить с особой тщательностью.


Помнится, Сева Кармазов, неоднократно выступавший на «Ладоге» на Suzuki Samurai, к этому недельному марафону готовился примерно так же, как до того готовился к восхождениям на семитысячники: механическую бритву «Спутник» не берем, тяжелая слишком, берем один пластмассовый одноразовый станок. Тушенку не берем, берем сублимат. И далее по списку... Тем не менее, я знаю людей, которые ежегодно ездят на Jimny порыбачить на Кольском. Куда у них запас горючего для глухих мест помещается — ума не приложу, ведь аппетит у малыша вполне приличный (движок-то постоянно крутить приходится), а объем бака — всего 40 литров. Я вот получил автомобиль в пресс-парке, доехал на другой конец Москвы, на следующий день прокатился для съемок до подмосковного полигона — и все, бак сухой, загорелась сигнальная лампочка. Я сначала поразился тому, с какой скоростью на жидкокристаллическом индикаторе запаса топлива исчезают риска за риской. А потом посчитал — да нет, все в рамках, 40 литров на 426 километров. Получается 9,4 литра на сотню, с пробками и оффроудом. Но на автономный пробег более четырех сотен километров рассчитывать не приходится.

Равнение на нивоводов!

Но если уж ты добрался до вожделенной глухомани, вот тут Jimny показывает себя во всей красе! Целый ряд конструктивных особенностей машинки, не слишком подходящих для города и трассы, оказывается идеально подходящими для движения по бездорожью. Не слишком информативный руль? Зато он дает возможность с удивительной точностью маневрировать на малой скорости, выбирая оптимальную траекторию проезда через препятствие. На бездорожье крутить рулем приходится очень энергично, иногда — от упора до упора, и тут как нельзя кстати оказывается одинаковое сечение руля и в верхней, и в нижней частях баранки, а также отсутствие всяческих наплывов. Я еще не отмечал великолепную обзорность, как вперед, и назад. Повернул голову — и видишь все чуть ли не под задним бампером. Машинка-то коротенькая! Да и боковые зеркала вполне «джипастые», уместные не только на таком малыше, но и на куда более крупном внедорожнике. И все это очень важно, потому что правильной стратегией для водителя Jimny будет не пытаться проломиться через препятствие напрямик, а попробовать его хоть чуть-чуть, но объехать. Как там у Вознесенского, «Грязь месить — измазаться показательно. Попытаемся по касательной!»


А ломиться в лоб действительно не стоит. Можно сколько угодно утешать себя тем, что энерго- и тяговооруженность Jimny при пересчете «на килограмм живого веса» оказывается довольно высокой. Важно понимать, что 110 ньютон-метров мотор Jimny развивает только при 4 100 оборотах в минуту, а пик мощности приходится на 6 000 оборотов. Тут никакая понижающая передача в раздаточной коробке не поможет... Соответственно, приходится применять «нивоводский» стиль вождения: брать препятствия ходом, а движением внатяг не злоупотреблять и использовать этот прием с величайшей осторожностью. Почувствовал затруднения – остановился, сдал назад, продумал траекторию, нажал на газ, проскочил сложное место и опять едешь в спокойном режиме. Потому что если нажать на педаль сразу, то автомобильчик, скорее всего, закопается, особенно если вы переобули его во внедорожную резину со «злобным» протектором.

Осторожно, парт-тайм!

Включается полный привод очень легко: за этот процесс отвечают три крупные кнопки на центральной консоли, а индикация о режиме появляется на круглом жидкокристаллическом дисплее между спидометром и тахометром. Стоит только помнить, что режим 4WD включается и на ходу, а вот для того, чтобы задействовать «понижайку» (кнопка 4WD-L), нужно остановиться и перевести селектор автомата в нейтраль. Режим 4WD может быть очень полезен при движении, например, по заснеженному асфальту. Нужно только помнить, что межосевого дифференциала нет, и при включенном полном приводе автомобиль действительно движется значительно стабильней, но при этом поворачивает не просто неохотно, а буквально через силу. Практически это выглядит так: вы поворачиваете руль, а машина едет, как ехала. Вы резко увеличиваете угол — и автомобиль уходит в занос. Так что возможность подключить передний мост на скорости до 100 км/час стоит воспринимать как чисто техническую: на сухой дороге с ограниченной возможностью пробуксовки колес подключать передний мост не стоит — это приведет к преждевременной смерти трансмиссии, а в условиях недостаточного сцепления не стоит мчаться так быстро.


Автоматическая четырехступенчатая коробка имеет два специальных режима, подходящих для движения по бездорожью. Это режимы, обозначенные цифрой «2» и буквой «L». В первом смена передач ограничивается второй, а в режиме «L» коробка и вовсе не будет при добавлении газа переключаться вверх. Для многих внедорожников вторая пониженная – это «наше все», но для Jimny с его не самым тяговитым движком в очень многих ситуациях рекомендован все-таки режим «L». Его же я бы рекомендовал использовать для торможения двигателем на крутых спусках, ведь никаких электронных систем, облегчающих этот процесс, у Jimny нет. Многие относятся к использованию «автоматов» на бездорожье с большим скепсисом, но я с ними в корне не согласен. АКПП позволяет точнее дозировать тяговое усилие, обеспечивает непрерывность передачи момента на колеса, а заодно облегчает трогание на склоне. Для машин с «механикой» диски сцепления на внедорожных соревнованиях превращаются в расходный материал, но никто и никогда не слышал о сожженном сцеплении на машине с автоматом. Другое дело, что проблемой гидроизоляции агрегатов трансмиссии нужно заниматься серьезно.

Готовься к воде, готовься к диагонали

Jimny в целом очень неплохо приспособлен для водных процедур. Откройте капот и обратите внимание на то, как организован забор поступающего в двигатель воздуха: входной патрубок размещен в месте, хорошо защищенном от брызг. До этого угла вода доберется в самую последнюю очередь, более того, если автомобиль будет двигаться, то даже когда вода плеснет на лобовое стекло, мотор все равно не нахлебается строго противопоказанной ему жидкости! Но только в случае, если погружение на такую глубину будет продолжаться недолго, не более нескольких секунд. Если в вашей программе предусмотрены более длительные заплывы, то все-таки стоит озаботиться установкой шноркеля. Управляя Jimny на полигоне, я получил самое настоящее наслаждение! Маленький боец уверенно протаптывал колеи в тяжелом снегу, месил грязь, ломал лед на остающихся глубоких лужах и карабкался на подъемы. А вот найти подходящее место для вывешивания с отрывом колеса от земли мы так и не смогли. То есть в ситуации диагонального вывешивания (когда два колеса буксуют, а два стоят на месте) мы попадали неоднократно. Кажется, еще полметра, и одно из колес все-таки оторвется, но увы — продвинуться на эти полметра не получается: весь крутящий момент убежал на разгруженное и имеющее недостаточное сцепление с грунтом колесо. Остается только пожалеть об отсутствии межколесных блокировок...


А ведь на многие Suzuki Jimny предыдущего поколения (того, что известно нам, как Samurai) ставились очень простые конструктивно механические блокировки заднего моста. Собственно, я понимаю, почему компания от них все-таки отказалась. Пользоваться любой «жесткой» блокировкой нужно с умом и очень аккуратно, иначе неприятности вроде порванной полуоси вам гарантированы. Ну а для тех, кто знает и умеет, есть и принудительные блокировки ARB с пневмоприводом, и самоблоки LockRight. Да и вообще, рамная конструкция с зависимой подвеской открывает огромный простор для внедорожного тюнинга. Не случайно Jimny различных поколений столь обычны и на культовом марафоне Rainforest Challenge в Малайзии, и на «Евротриале», причем опознать в получившемся в итоге монстрике исходного малыша очень и очень непросто. Естественно, столь глубокий тюнинг требует очень серьезных конструктивных изменений, включая замену не только упругих элементов и амортизаторов, но и рычагов подвески. У нас такие мутанты однозначно потеряют право самостоятельного передвижения по дорогам общего пользования, и владельцу останется только доставлять машину к месту проведения соревнований на прицепе.

У него есть будущее

В общем, как вы поняли, Jimny — это очень специфический автомобиль, подходящий далеко не всем. Но для тех, кто понимает, кто любит сразиться с природой один на один, за рулем «честного» автомобиля, без электронных костылей и суфлеров, он был и остается культовым. И цена, которая многим кажется очень сильно завышенной, их совершенно не пугает. Действительно, сегодня в России Jimny продается в двух комплектациях JLX (с механикой и автоматом), по цене 1 025 000 и 1 075 000 рублей соответственно, и JLX mode 3 (только с автоматом) за 1 129 950 рублей, причем отличаются эти комплектации, по сути, только обивкой сидений. Тем не менее, как отметила в интервью нашему изданию директор по продажам и маркетингу Suzuki Motor Rus Ирина Зеленцова, компания не собирается отказываться от Jimny, поскольку у него есть свой покупатель, а значит, есть и будущее. Причем, может быть, и невысокий, но стабильный спрос на него сохраняется и в других странах, в том числе в Японии и в Европе.
IMG_9176.png

ВАМ ПОНРАВИТСЯ SUZUKI JIMNY, ЕСЛИ:

  • Вы по натуре эгоист и любите путешествовать в одиночку, в худшем случае — вдвоем;
  • Вы считаете, что «солдату лишнего имущества не надо»;
  • Вам нравится в дороге чувствовать плечо товарища.

ВАМ НЕ ПОНРАВИТСЯ SUZUKI JIMNY, ЕСЛИ:

  • Вы считаете, что чем больше автомобиль похож на гаджет на колесах, тем лучше;
  • Больше всего вы цените плавность хода;
  • Вы привыкли активно жестикулировать во время дорожных разговоров.

IMG_9152.png

Матчасть


Дмитрий Юрасов.jpg
Дмитрий Юрасов обозреватель Kolesa.ru
Вот уже почти полвека Suzuki хранит верность классическим вездеходным идеалам в лице отдельной рамы, жестко подключаемого привода передних колес и неразрезных мостов, пусть и с пружинно-рычажной подвеской вместо архаичных рессор. При всех своих недостатках по сравнению с независимой подвеской (большие неподрессоренные массы, как правило, более низкий центр крена и т. п.) такая схема обеспечивает постоянство величины колеи и дорожного просвета, а также положения колес относительно опорной поверхности при больших ходах сжатия и отбоя. Правда, у современных автомобилей эти самые ходы ограничивают стабилизаторы поперечной устойчивости, да и короткая рама Jimny практически лишена возможности скручиваться, обеспечивая большую артикуляцию мостов, что также немаловажно для геометрической проходимости. В данном случае у рамы другие функции: во-первых, это главный силовой элемент, воспринимающий все толчки и изолирующий от них кузов посредством восьми резинометаллических опор, а во-вторых — защитный каркас для силового агрегата, трансмиссии и выпускной системы. Картер двигателя, раздаточная коробка, все трубы и шланги находятся выше мощных лонжеронов, играющих роль своеобразных лыж, и лишь пресловутые мосты нарушают эту идеальную геометрию. К раме через виброизолирующие проставки крепится и продольно расположенный двигатель. В зависимости от его разновидности автомобиль может иметь различные обозначения: JB23 — это версия для японского рынка с турбированным 700-кубовым моторчиком, JB53 — вариант с полуторалитровым турбодизелем, преимущественно для Европы, JB33 — модификация с устаревшим 1,3-литровым бензиновым двигателем, производящаяся индийским СП Maruti-Suzuki. В российской же спецификации JB43 Jimny комплектуется более продвинутым агрегатом М13АА с алюминиевыми блоком цилиндров и головкой, двумя распредвалами и фазовращателем. Это близкий родственник 1,5- и 1,6-литровых двигателей семейства М, которыми комплектуются модели Swift, SX4 и Vitara: у всех двигателей общий блок и одинаковый диаметр цилиндров, различается лишь ход поршня. Очевидно, установке на Jimny более солидного мотора препятствует все тот же мост: если при независимой подвеске двигатель может находиться между передними колесами ниже их оси, то здесь такой возможности нет. А вот классическое продольное расположение силового агрегата накладывает куда меньше компоновочных ограничений. К заднему торцу коробки передач пристыкована раздаточная коробка с цепным отбором мощности на передний мост и понижающей ступенью, но без дифференциала, что исключает использование полного привода на хорошей дороге. Сама же коробка — либо пятиступенчатая механическая, либо четырехступенчатый «автомат» Aisin A174, он же TW-40Е, разработанный в конце двадцатого века специально для Suzuki на базе трехступенчатой коробки А172. Классическая гидромеханическая конструкция пользуется репутацией неубиваемой, отчасти благодаря так называемому запасу по железу, который создает скромная тяга 1,3-литрового двигателя. И вообще, Suzuki Jimny — один из немногих автомобилей, если не единственный, который в силу его общей консервативности мало кому приходит в голову критиковать за скромное число передач и медлительность АКПП.

Габариты (Д х Ш х В) 3 695 × 1 600 × 1 705
Снаряженная масса, кг 1 075
Клиренс, мм 190
Объем багажника, л 113 / 324
Объем топливного бака, л 40
Двигатель бензиновый L4, 1,3 л, 85 л. с., 110 Нм
Коробка передач автоматическая, 4 ступени
Привод задний / полный
Разгон 0-100 км/ч, с 17,2
Максимальная скорость, км/ч 135
Средний расход топлива, л/100 км 7,3

IMG_9612.png

Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
5 комментариев
24.04.2016 03:38
Александр Куличенко

В общем итог: корыто, с дохлым мотором, коробко, автомат, которая перегревается в три пятнадцать, стоит ее нагрузить. Плюс конский расход топлива для таких параметров и дикая цена. Управляемость никакая. Лучше взять короткую витару или эскудос. Либо легендарный Jeep Wrangler. А это недоразумение на мостах шлак.

2

29.04.2016 02:59
Александр Дергачев

На сток колесах с чистым радиатором устанешь греть даже в 35 А если хочется больше , то ничто не мешает поставить доп радиатор , благо не дорого На счет короткой Витары - Витара любая в стоке не едет там где едет в стоке Джим. Тупо не хватает геометрии. Можно взять СГВ короткую но дешевая она без понижайки и блокировки дифа , а дорогую лучше. Джип ранглер радости не добавит , от тоже маленький и тесный . А за понты платить как минимум в 2 раза дороже что бы ездить там же . ну ну.

6

24.04.2016 03:39
Александр Куличенко

В общем итог: корыто, с дохлым мотором, коробко, автомат, которая перегревается в три пятнадцать, стоит ее нагрузить. Плюс конский расход топлива для таких параметров и дикая цена. Управляемость никакая. Лучше взять короткую витару или эскудос. Либо легендарный Jeep Wrangler. А это недоразумение на мостах шлак.

3

29.04.2016 02:51
Александр Дергачев

Багажник Джимника со сложенными сидениями не 324 л а более 800 литров.Движки 1,3, 1,5, 1,6 и 1,8 в размерах отличаются не сильно. 1,5 так и вовсе один в один. Не ставят их потому что короткая база и задний привод . В прочем на сток колесиках ему и родного движка хватает. В городе прекрасно едет на 2000- 2500 оборотов Коробка с раздаткой соединена не в торец а через пром кардан. На счет Нивы - у нее колея шире и ей приходится прыгать . У Джимника колея уже что в купе с автоматом позволяет ему ездить внатяг. Хотя и прыгать приходится иногда.

3

13.05.2018 08:51
Михалыч

Одна из самых бестолковых машин, которые я знаю: дорогая, жручая, мелкая, с женской сумкой вместо багажника и дорогими запчастями)) зачем ее покупают, если можно в 2 раза дешевле купить Шеви Ниву, которая лучше во всем остаётся для меня загадкой)) единственная причина АКПП, но зачем на бездорожье АКПП?


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings