Снаружи
В детстве я не мыслил своего существования без велосипеда. Остаться без «велика», дарящего чувство свободы от родительского надзора, было великой трагедией, во сто крат хуже, чем сейчас лишиться машины. На трехколесные велосипедики я и мои сверстники взирали с недетским презрением – «Не путайся под ногами, малышня!» Почему же сейчас я с завистью гляжу на неведому зверушку Can-Am Spyder, прикидывая в уме, где взять лишние 700 000–800 000 рублей на покупку б/у?
Valene Black Mamba, Morgan EV3, Elio P5, Polaris Slingshot, Toyota i-Road – трициклы в последнее время выходят с завидной регулярностью. Сама идея трехколесного транспорта далеко не нова. Появление первого из них датируется 1769 годом. Спустя 238 лет BRP презентовала Can-Am Spyder – первую модель своего возрожденного бренда, два десятилетия пребывавшего в анабиозе.
Диковинный туристический снегоход Elite, футуристичный спортбайк Embrio Advanced Concept – канадцам не впервой эпатировать публику. В случае со Spyder, они вывернули шиворот-навыворот идею трайка. В противовес классическому трехколесному завсегдатаю байкерских тусовок, у Can-Am передних колес двое, а заднее имеет вполне автомобильную размерность 225/50R15. Между ними пристроено мускулистое спортбайковское тело. С лица неведома зверушка напоминает дебютировавший практически одновременно с ним KTM X-Bow и прочую живность, обитающую исключительно в ареале гоночного трека.
В седле
Отсутствие мотоциклетной подножки делает Spyder идеальным объектом для фотосессии. Владелец может спокойно стоять рядом и стричь купоны, не боясь, что очередной инстаграммер завалит драгоценную игрушку на бок. Обитое прорезиненным материалом сиденье имеет оптимальную форму и ширину. Посадка спортивная, но без экстрима гипербайков. Руль слегка отнесен вперед, а высоко задранные подножки смещены назад. Опционная задняя спинка – отличная гарантия того, что у вас не получится потерять любимую подружку при резком старте со светофора.

Органов управления заметно меньше, чем на обычном байке, но то, что осталось, расположено максимально логично. Справа – ручка газа и педаль тормоза. Слева тоже тормоз, но стояночный. О его активации услужливо сообщает многофункциональный дисплей на минималистичной приборке, напоминающей инструментарий спартанского спорткара. По бокам экрана аналоговые спидометр и тахометр, стрелки которых движутся в противоположных направлениях.

Замок зажигания – сама многофункциональность. Помимо основной функции он служит открывалкой для бензобака, скрытого под сиденьем, и багажника. Теоретически на этой каракатице можно ездить в булочную и очень-очень быстро. В передней части трицикла есть небольшое багажное отделение. Почти 44 литра – смех по автомобильным меркам, но серьезный козырь в споре с большинством байков, кроме редких тяжеловесов. Опционально для Spyder был доступен комплект кофров а-ля Honda Gold Wing. Но я рад, что владелец не превратил стройный Can-Am в подобие неуклюжего гран-турера.

В движении
Конструктивно Spyder, имеющий в основе пространственную балочную раму SST, близкий родственник снегоходов и ATV. В переднем свесе живет знакомый по спортбайкам Aprilia – V-образный 998-кубовый мотор Rotax, снабженный жидкостным охлаждением, двумя распредвалами на каждый цилиндр и электронным впрыском. По мотоциклетным меркам форсировка не запредельная – 106 л. с., зато в автомобильном мире удельная мощность в пределах 3 кг/л. с. – это уровень топовых версий 911-х. В нашем случае эти показатели улучшены путем установки нового выпуска и топливной карты от Two Brothers Racing.

Разгон мигом сдул все морщины с моего лица. На сколько улучшились показатели по сравнению с базовыми 4,5 секундами до «сотни», доподлинно неизвестно, но в любом случае впечатляет. В теории Spyder может и быстрее, но резкий старт без пробуксовки заднего колеса почти невозможен – электроника бдит. Всяких систем «вспомоществования» тут вообще под завязку: антибукс, курсовая устойчивость, АБС, ЭУР с переменным усилием... На этом фоне роботизированная пятиступенчатая коробка (были и механические версии с аналогичным количеством передач) с автоматическим сцеплением и задним ходом воспринимается как само собой разумеющееся.
Передачи переключаются качающейся клавишей на пульте рядом с левой ручкой руля. Каждый переход сопровождается ощутимым пинком, добавляя спортивного куража. Коробка подкупает честностью – до последнего держась за выбранную ступень, не смея без ведома пилота переключаться вверх. Зато при снижении скорости переход на пониженную происходит автоматически.
Расход на 100 км
Городской цикл, л | Загородный цикл, л | Смешанный цикл, л |
---|---|---|
10 | 6-7 | 8 |

Невозмутимость подвески при общении с дорожным покрытием – дай бог каждому автомобилю. А диалог, между прочим, получается очень бурный. Трехколесная схема оставляет мало шансов на объезд препятствий. Пропустив на автомобильный манер колдобину между передних колес, ты обязательно въедешь в нее задним. Активация мотонавыков, предполагающих объезд препятствия, не сильно помогает. В итоге получается избежать только небольших преград, умещающихся аккурат между колеей одного из передних колес и заднего.

115-миллиметровый клиренс и высокая чувствительность к колее еще одни доказательства того, что Spyder предпочитает дорогу с качественным покрытием. Тут он в своей стихии – на любой скорости и при любом маневре – никаких рысканий и срыва колес в скольжение. Колоссальная устойчивость, недоступная для двухколесных собратьев, и змеиное проворство, снящееся в мечтах любому спорткару.

Традиционный для байкеров способ объезда пробки между рядами, увы, опять-таки доступен для Spyder с оговоркой. Полутораметровая ширина, конечно, не позволяет прошивать поток с легкостью стритфайтера. Но если даже я на Смарте умудряюсь создать еще один ряд, на зависть кроссоверам, то более узкий трицикл и подавно. И уважения на дороге к диковинной мотоколяске на порядок больше, чем к традиционным двухколесникам.
С имиджем у экзотического «канадца» в нашей стране есть проблемы. Уже в ходе написания статьи я столкнулся с мнением – что это, мол, аппарат для пенсионеров, которые боятся двух колёс.
Футуристичный облик с харизмой наперевес, помноженный на отличные ходовые качества и высокие шансы на выживаемость в диких городских джунглях – это так сменились приоритеты у молодых или я не заметил, как постарел?
История покупки
В 2011 году Андрей решил, что созрел для покупки мотоцикла. Но идея, увы, не встретила должного отклика у его родных. Случайная встреча на улице с трициклом Can-Am подсказала, что найден долгожданный компромисс.

К сожалению, поход к официальному дилеру не порадовал – новый Spyder стоил порядка $38 000. Решено было заказать трицикл в США – покупка за океаном нового Spyder 2010 года выпуска с роботизированной коробкой обошлась в $14 500. Сумма почему-то очень смутила российскую таможню, сотрудники которой никак не хотели оформлять трицикл. В итоге Spyder был растаможен как ATV. С учетом всех издержек, новый трехколесник обошелся Андрею примерно в $25 000, то есть при всех раскладах дешевле, чем у официального импортера.
Тюнинг
Элементы обвеса, низкое ветровое стекло, комфортное сиденье с пассажирской спинкой, органайзер в багажник – Андрей не поскупился на покупки из каталога фирменных принадлежностей. Нашлось место и хромовым аксессуарам Kuryakyn вроде накладок на ручки и педали. Дополнительно были установлены оригинальные противотуманки, отсутствовавшие у американской версии.

Технический тюнинг заключается в установке нового выпуска и топливной карты от Two Brothers Racing. К сожалению, правильно откалибровать последнюю на сервисе не смогли, оставив средний вариант настроек. Всего на доработки потрачено около $3 000.
Эксплуатация
Пробег за пять лет владения не достиг даже 10 000 км. Менялись только расходники. Передних тормозных колодок хватает больше чем на сезон активной езды. Из неожиданного: два раз пришлось менять севший за зиму аккумулятор и столько же раз покупать специально изготовленные площадки под номер, сдуваемые ветром на скорости. В этом сезоне Андрей, наконец, обзавелся гаражом, где и хранит любимую игрушку.
- Двигатель:
- V-образный 998-кубовый Rotax
- Мощность:
- 106 л. с.
- Разгон до 100 км/ч:
- 4,5 с
- Объем багажника:
- 44 л
- Клиренс:
- 115 мм
- ТО с заменой масла, фильтров и колодок
- 12 000 рублей



Планы
Несмотря на то, что это модель первой генерации и уже появились в чем-то более совершенные наследники, продавать любимую игрушку Андрей не планирует. Spyder неизменно привлекает к себе внимание на дороге и дарит потрясающие ощущения от драйва. А следующим владельцем, скорее всего, будет сын Андрея.
История модели
В 1973 году стартовало первое в Канаде производство мотоциклов. Новоиспечённая марка Can-Am, являлась дочерним предприятием корпорации Bombardier Recreational Products, основанной Джозефом-Армандом Бомбардье в 1942 году и известной своими снегоходами и водными мотоциклами.

Поскольку мотоциклетное направление не являлось основным полем деятельности канадцев и не приносило должной прибыли, то в 1983 году лицензию на изготовление Can-Am продали английской компании Armstrong. Но новым хозяевам не удалось удержать бренд на плаву, и в 1987 году производство было свернуто.
Перезапуск марки произошел в 2006 году, когда Can-Am вернулась в состав BRP. Под возрожденным брендом начался выпуск всей линейки канадских квадроциклов, ранее именовавшихся Bombardier ATV. Через год вышла принципиально новая для компании модель – трицикл Can-Am Spyder. Она до сих пор в строю и на данный момент доступна в четырех вариантах: F3 S, F3 T, F3 LTD и RT. Цены в России – от 1 799 000 рублей.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
"115-сантиметровый клиренс " - это сильно получилось... Понимаю, что опечатка - но все же поправить бы...
Хотелось прихвастнуть - не получилось) Исправили!
Теперь еще в табличке поправить - и вообще все отлично будет :)