Легенда No1. Она красивая
Что ж, Волга и вправду хороша. Тем более впечатляющей она была в пору своего появления, в 1956-м. Подчеркнуто выразительный, если не сказать вызывающий, стайлинг и полный света салон резко контрастировали с прежними отечественными машинами — мрачноватыми и тяжеловесными по стилю.
Увы, экстерьер Волги, построенный на стилистических решениях американской школы, в те годы исповедовавшей ежегодную смену моделей, по западным меркам довольно быстро устарел. Но в СССР об этом догадывались далеко не все. Только к концу своей четырнадцатилетней конвейерной жизни "двадцать первая" превратилась в откровенный стилистический архаизм, хотя два рестайлинга (в 1958-м и 1962-м) вполне удачно подтягивали ее к требованиям времени. Наш тестовый экземпляр 1962 года выпуска, и в этом третьем, последнем для нее облике машина выглядит самой легкой и стремительной.
Легенда No2. Она комфортабельная
А вот это смотря для кого! То есть с позиций полувековой давности ответ будет однозначным и положительным, но результаты нашего тест-драйва не столь безоговорочны. Автомобиль просторный, не зря на некоторых зарубежных рынках он официально считался шестиместным — два мягких широких дивана, высокий потолок и почти ровный пол.
Добротная отделка тканью, винилом и хромом, а также поставляемый в "базе" атрибут роскоши конца 1950-х — пятиволновый радиоприемник. Динамик с бумажным диффузором звучит мягко и глубоко, но кнопки диапазонов традиционно западают при переключениях (да, это случалось и в пору молодости Волги).
Понравился отопитель, на фоне нынешней мягкой зимы вполне эффективный, а главное — бесшумный по причине того, что спрятан в подкапотном пространстве. Шумы при движении, конечно, есть — в первую очередь это двигатель и гул трансмиссии, во вторую — работа подвески на колдобинах. Ходовая, кстати, поглощает неровности необычайно эффективно, такое ощущение, что сидишь за рулем современного внедорожника высокого класса.
Легенда No3. Она для начальников
Да, и для них тоже. На задний диван, где во все времена любили ездить боссы разных мастей, садиться легко. Дверной проем практически прямоугольный, он минимально заужен внизу колесной аркой, а линия крыши падает книзу только позади двери. Взаимное расположение подушки дивана и дверного проема рассчитано на зависть иным современным бизнес-седанам. Чтобы расположиться в салоне, не нужно пригибаться, как в современных седанах, или тянуться вверх, как во внедорожнике. Садиться можно сразу, без подготовки — мягкое сиденье оказывается как раз на уровне мягкого места человека среднего роста.
Нет проблем и с размещением ног, поскольку форма подушки заднего дивана и расстояние от нее до переднего сиденья больше, чем у многих современных машин. Поэтому ноги даже в громоздкой зимней обуви удалось пронести на свое место без труда. Справедливости ради нужно сказать, что на передний диван Волги садиться еще легче — и места для неснятой с головы шляпы под потолком тут еще больше.
Легенда No4. Она "неубиваемая"
Чистая правда! И прочная, энергоемкая ходовая еще не все, что конструкторы сделали для соответствия машины качеству отечественных дорог и направлений. Волга создавалась в первую очередь для нужд госучреждений и организаций, то есть она должна была быть машиной универсального назначения, уместной в большом городе, на загородной трассе, разбитой шоссейке и даже на грунтовке.
По этой причине ГАЗ-21 получила жесткий, хоть и переутяжеленный несущий кузов. Также у нее были нетипичные для легкового автомобиля немалый клиренс в 190 мм, а мягкая подвеска была построена на мощных рессорах, кованой балке и прочных кованых рычагах, вполне подошедших бы и небольшому грузовику.
Такой запас прочности деталей обеспечивает заданный ресурс автомобиля без оглядки на тяжесть условий эксплуатации. Беспрецедентно высокий запас выносливости, заложенный в конструкцию Волги, отмечали и западные автоэксперты. В середине ХХ века типичные европейские автомобили уже были более субтильными, поэтому, например, в Бельгии и Великобритании советский ГАЗ-21 рекомендовался в первую очередь фермерам и прочим жителям глубинки.
Одно замечание: для продления жизни расходников подвески Волга, как и многие ее современницы, требовала регулярного обслуживания — шприцевания шарниров ходовой через несколько сот километров, а также после каждого дождя...
Легенда No5. Она и сегодня лучше многих
В целом, конечно же, нет. Но тест-драйв запомнился парой-тройкой параметров, по которым стильная "старушка" даст фору нашим современникам. Первая Волга была актуальной для своего времени машиной, но с тех пор прошло более полувека, и сравнивать ее с нынешними одноклассниками целиком не стоит.
Например, у Волги нелады с эргономикой: во время теста так и не удалось нормально устроиться за рулем. При максимально отодвинутом назад диване водитель даже среднего роста сидит слишком близко к "баранке". Во всяком случае по современным меркам. Зато сам руль вдруг оказался легким! Без каких-либо усилителей большая и тонкая "баранка" легко крутится даже на стоянке.
Сцепление тугое, и если бы не мощная прямая спинка дивана, выжимать педаль было бы еще сложнее. Тормозить тоже труднее, чем на теперешних авто, но самое непривычное, что педали возвращаются в исходное положение как-то не спеша. Наверное, следовало бы сказать, что у педалей плохая информативность, но это значит ничего не сказать... Редкую по теперешним понятиям всеядность и комфортабельность ходовой мы уже похвалили. Осталось снять шляпу перед теми, кто проектировал механизм переключения передач с рычагом на руле: его ход мягкий, легкий и точный, опять же, на зависть половине сегодняшних иномарок.
Легенда No 6. Она стремительная
Это не очень много, учитывая полторы тонны снаряженной массы машины, но еще на парковке можно заметить, что двигатель реагирует на игру акселератором довольно живо. На деле оказалось, что в современном городском потоке Волга держится совершенно уверенно, правда, только в пределах 50-60 км/ч. Все объяснимо: максимальный крутящий момент 170 Нм 2.4-литровый агрегат выдает "на низах" — при 2 200 об/мин, а по мере набора оборотов тяга падает.
Но у неторопливого волговского мотора есть своя прелесть — он настолько гибкий по характеристике, что трехступенчатая механическая коробка передач превращается с ним в некий "автомат". После разгона на первых двух передачах, на высшей третьей ступени получается без лишних переключений и неторопливо катиться по переулкам, и гнать от души по шоссе. С редким, скажу я вам, по теперешним временам удовольствием...
Фото Андрея Сербина
Автомобиль предоставлен мастерской OldCarService
Мнение реставратора, рассказывает Павел:
— Первая Волга — во многом замечательная машина, хотя идеализировать ее тоже не стоит. В самом деле надежная и комфортабельная, при интенсивной эксплуатации она требовала постоянного ухода, и как раз его регулярность обеспечивала ту самую "неубиваемость". Но содержать ее "частнику" было проще, чем некоторые другие модели, поскольку в условиях отсутствия СТО и дефицита запчастей достать детали к Волге было можно практически повсеместно — в любом таксопарке или автобазе. А нам любить "двадцать первую" стоит не только из-за ностальгии, но и как продукт определенной технической культуры, ведь работа некоторых ее узлов может служить примером и сегодняшним инженерам.
Краткие технические характеристики ГАЗ — 21Л Волга
Габариты (Д х Ш х В), мм | 4 810 × 1 800 × 1 610 |
Снаряженная масса, кг | 1 460 |
Клиренс, мм | 190 |
Объем багажника, л | 480 |
Объем топливного бака, л | 60 |
Двигатель | бензиновый 2.5 л, 70 л.с |
Коробка передач | механическая 3-ступенчатая |
Привод | задний |
Максимальная скорость, км/ч | 130 |
Контрольный расход бензина летом на скорости 40-50 км/час, л/100 км | 9,0 |
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Хорошая статья, спасибо!
Статья действительно хорошая. Я владелец Волги ГАЗ 21Р 1966года выпуска. Могу подтвердить, что все описываемое, соответствует действительности. Правда я своей Волге поставил электронное зажигание и теперь в мороз заводится с пол-оборота. А удовольствие от езды на ней есть всегда. Спасибо, что есть мастера, которые с любовью реставрируют такие машины,журналисты, да и вообще все люди, которые не забывают и поддерживают эту тему о таких автомобилях и любителей Волги ГАЗ 21. С ув. Юрий Беллер
У меня ГАЗ-21-10 1961 г.в.я хотел(думаю)поставить двигатель (с инжектором) с ГАЗ-3112го и короб.и заднего моста.Получиться.Консультируйте пожалуйста.А эта ГАЗ-21 не меняемая...слов нет.
Я на такой машине (третья серия 1962 г.) в общей сложности отъездил 15 лет. Когда ей было 33 года, я спокойно сел и поехал на ней из Киева в Мурманск. 3 000 км в одну сторону. Мотался по Кольскому полуострову месяц и вернулся обратно в Киев.
Не подвела ни разу.
Но... каждую неделю - яма. Это было святое. Смазка всех шарниров и мелкий ремонт, если нужен. Руки не отмывались. Ногти срезал под самый корень и всеравно была грязь.
Не даром ее называют машиной выходного дня - все выходные ты под ней.
Да, красивая (если не убитая) внешне, приятно ездить. Но 95 км/ч на трассе - предел. Один раз увлекся, давил под 120 около часа и ... оборванный поршень в подарок.
А сейчас ее содержание просто золотое. Думал взять для души под реставрацию. Но прикинул сколько чего стоит и передумал.
Всегда провожаю достойный вариант восхищенным взглядом. Но это ностальгия и не более.
Куда приятней сесть в свой PASSAT и ни о чем не заморачиваться. Наверно всему свое время...
Мне досталась в 2006 году ГАЗ-21, пригнанная из Германии в 1999 году, выпуска 1966 года. Низ голубой, крыша белая и стреловидная белая полоса по бокам. она у меня уже 9 лет, Содержание не очень дорогое (все делаю сам), и запчасти недорогие, кроме сугубо родных кузовных, и ряда других. Но этих машин было очень много, и по гаражам еще осталось много всего, можно и недорого достать. Купил недавно черный руль в хорошем состоянии за 950 грн. Что касается скоростной езды - согласен, крейсерская скорость - 90 км/час. Тоже имел опыт 120 км/час, и застуканный мотор. Один любитель поставил на нее 406-й мотор (150 л.с.) и задний мост от "Волво". По трассе шел 150 и без проблем. А вообще я, как и многие другие, чокнутый на этих машинах. В следующем году буду отмечать 50-летие моей красавицы. А современные машины некрасивые - тупорылые и косоглазые. Каждый день езжу на "Джили-МК", доставшуюся ва наследство от умершего родственника. Но - "Волга" - лучше!
СПАСИБО ЧТО НЕ ЗАБЫВАЕТЕ О ЛАСТОЧКЕ ГАЗ-21... ЕЗЖУ НА ВОЛГЕ С 10-ЛЕТ В МОЁМ АРСЕНАЛЕ ЭТО УЖЕ ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ ГАЗ-21 р.1965гв. НАДЁЖНЕЙ АВТОМОБИЛЯ Я НЕ ЗНАЮ ХОТЯ БЫЛИ И ВАЗЫ И АЗЛК. ВСЕГДА ВСТРОЮ И НА ПОЛНЫХ ПАРАХ...
СПАСИБО ЧТО НЕ ЗАБЫВАЕТЕ О ЛАСТОЧКЕ ГАЗ-21... ЕЗЖУ НА ВОЛГЕ С 10-ЛЕТ В МОЁМ АРСЕНАЛЕ ЭТО УЖЕ ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ ГАЗ-21 р.1965гв. НАДЁЖНЕЙ АВТОМОБИЛЯ Я НЕ ЗНАЮ ХОТЯ БЫЛИ И ВАЗЫ И АЗЛК. ВСЕГДА ВСТРОЮ И НА ПОЛНЫХ ПАРАХ...
..отечественный АВТОПРОМ лучший! ..стоит без дела, ПРОДАМ.. ГАЗ-21, 58г.в. не оригинал, на ходу.. ..вопросы в Л.С.