Амигдала — это такое миндалевидное тело в мозгу, которое отвечает за страх. Вообще-то оно отвечает много за что, но у людей, переболевших редчайшей патологией Урбаха-Вите, эта самая амигдала разрушается, а страх практически исчезает. Полностью избавляться от инстинкта самосохранения, конечно, опасно, но вот поработать над его притуплением, если вы купили Porsche Panamera, было бы нелишним. Машина может гораздо больше, чем ожидаешь от представительского седана, и быстрые заезды на ней — это сражение не с автомобилем, а с самим собой.
Первое знакомство с новой четырехдверной моделью Porsche мы свели этим летом в Баварии, когда мой коллега Николай Свистун тестировал модификацию 4S с турбированным V6. Теперь, перед самым стартом продаж (первые машины выдали клиентам позавчера, 5 ноября), мы покатаемся по польской Мазурии. Безлимитных автобанов и трека не будет. Зато будут извилистые пустынные дорожки в лесу, с неидеальным покрытием и достаточными прямиками. И не только Panamera 4S, но также версии с V8 – бензиновым и дизельным.
Про шасси
Я выше назвал ходовую идеальной, и готов подписаться под этим определением сколько угодно раз. Польские периферийные дорожки вряд ли смогут тягаться в раздолбанности с российскими, но трещин, ямок и прочих неровностей на них хватает. Спортивная машина на 21-дюймовых дисках и жестких шинах Pirelli P Zero должна была вести себя нервно, но ехала мягко и комфортно, а в поворотах обеспечивала воспетый выше «держак».
Слова «крен» и «раскачка» я просто забыл — едва наметившиеся колебания на волнах моментально гасятся, неровности отрабатываются упруго... Да, кое-какая мелочь приходит в салон (кстати, в основном на кресло, а не на руль), а шумоизоляцию на арках хотелось бы потолще, но баланс комфорта и управляемости просто идеален.
И фантастические тормоза, особенно керамические на версии Turbo. Замедление уверенное, а реакция на нажатие — прозрачная, как хрусталь. Дозировать усилие можно очень точно, останавливаясь на светофорах без малейшего «кивка».
Про моторы
Представьте себе, что вам нужно сбить яблоки. Можно взять палку или просто растрясти дерево. Или вообще пойти в магазин и купить килограмм зелененьких, если их вам так уж захотелось. А можно взять автомат Калашникова, залезть высоко на стремянку и сшибать плоды очередями. Рискованно? Еще как — отдача такая, что можно упасть и свернуть шею, так что нужно быть осторожным. Рационально? Да нет же. Зато как весело! Вот примерно так же едет Panamera.
Версия Turbo имеет под капотом 4-литровый V8 традиционно собственной разработки Porsche со сложной системой наддува, расположенной в развале блока. Турбин две, и каждая из них — twin scroll, с двойной крыльчаткой для ровного потока тяги в максимально широком диапазоне оборотов. Машина с таким мотором — совершенно дикая, иного слова не подберешь.
Новый 8-ступенчатый робот PDK от ZF буквально читает мысли. Про плавность переключений и подбор оптимальных передаточных чисел при интенсивном разгоне рассуждать не буду — и так понятно. Поразило, насколько хорошо запрограммирован он для типичных дорожных ситуаций.
Вот, скажем, подъехали вы в хвост тихоходу, а обогнать никак — сплошная линия. Катитесь себе, компенсируете страдания сборником Porsche Sounds в объемном звучании опционального «хай-энда» Burmester (моя любимая композиция — однозначно Coastal Cruise)... О, прерывистая! Разбуженный правой ногой V8 огрызается кавказской овчаркой, пальцы сжимают руль, чтобы сделать плавное и точное движение влево, но... из-за поворота выруливает фура и нужно еще немного подождать. Еще долго PDK будет держать мотор в тонусе «правильных» оборотов, чтобы следующий обгон был молниеносным. Никакого тупняка, никаких задержек — коробка близка к совершенству.
Но с педалью, выжатой в пол, тут далеко не уедешь. Вернее, далеко-то можно, но вряд ли долго. Усилие постоянно приходится осторожно дозировать: прижал на несколько секунд — уже 150, подержал еще немного — мама дорогая, 200, а прямик-то заканчивается! Тормозов, как я уже говорил, хватает всегда, как и возможностей шасси. Каждый поворот рождает чувство глубокой неудовлетворенности тем, что до предела возможностей автомобиля тебе как пилоту еще очень и очень далеко.
И если вычерпать бочку под названием «крутящий момент» этого мотора можно в соседней Германии на хорошем автобане (или на платном прямом участке трассы М-11 под Вышним Волочком, но я вам этого не говорил), то почувствовать предел шасси вам удастся, скорее всего, только на треке и после курса в Porsche Driving Center.
Для водителя, который не ставит себе задачу всерьез заниматься гонками, «за глаза» хватит версии 4S с V6. Ощущение могущества, может, и не такое всепоглощающее, но 440 сил для легковой машины — более чем достаточно. Panamera 4S тянет с любых скоростей и в любой ситуации не чувствуется нехватки тяги. И, кстати, насчет звука все неоднозначно. V8 – это, бесспорно, классика жанра, но и шестицилиндровый «младший брат» голосист. Это не глубокий баритон, а скорее хриплый неотесанный тенор, и есть в этом своя притягательность.
Заявленный расход топлива на 100 км
Городской цикл, л | Загородный цикл, л | Смешанный цикл, л |
---|---|---|
12,9 (10,2) | 7,3 (8,2) | 9,4 (8,2) |
Вот за что я бы переплатил при покупке Panamera безо всяких сомнений, так это за спортивный выхлоп. Тут нет никаких, боже упаси, звуковых синтезаторов и прочей «пластмассы», просто изменена конфигурация выхлопного тракта. Ощущения отменные: мало того что даже катясь на 1 500 оборотах, вы будете неизменно слушать провокационные нашептывания мотора, так еще и источник звука смещен радикально назад во имя «правильных» заднемоторных ассоциаций.
А еще на тестах была Panamera 4S Diesel с заточенным под Евро-6 высокотехнологичным V8, который пока недоступен в России из-за нестабильного качества дизтоплива. Он отлично тянет с низов, благородно рычит (все-таки 8 цилиндров) и феноменально тих. Для тех, кому не нужны провокации и дороже всего комфорт, этот вариант идеален.
Хотя учитывая, что бензиновые машины уже обзавелись наддувом и точно так же тяговиты во всем диапазоне оборотов, у дизеля осталось только одно сокрушительное преимущество: экономичность. Все-таки 10 с небольшим литров на 100 км после получаса форсированной езды в рваном темпе с перепадом скоростей от 60 до 160 — это круто.
Экономия, конечно, вряд ли так уж критична для владельца машины стоимостью от 116 000 евро (российских цен, понятно, еще нет), но зачем выбрасывать деньги на ветер, особенно если богатство досталось тебе не по наследству, и ты знаешь, чего стоит каждый заработанный цент (или рубль)?
Уже приехав домой и сев за текст, я посмотрел паспортные данные. Panamera Turbo – 3,8 секунды до 100 км/ч, Panamera 4S – 4,4 секунды, Panamera Diesel – 4,5. На практике все так и есть: чудовищно быстро при любых конфигурациях, с очевидным преимуществом Turbo.
Про задние места
Поскольку купе все-таки четырехдверное и четырехместное, стоит уделить внимание и второму ряду. Первое и главное: места над головой — много. При моих 175 см его оказалось с большим запасом, так что даже двухметровым хватит. В ногах — примерно то же самое. Посадка, правда, глубокая и совсем не представительская (а как еще совместить «купейные» очертания и достаточное пространство над головой?), развалиться в кресле по-домашнему непросто. Все эти удобства, видимо, появятся в удлиненной версии.
Впрочем, Panamera в роли машины с водителем — странное решение. Тут непременно нужно рулить самому, ведь после форсирования поворотов на протяжении 100-150 км сзади потихоньку начинает укачивать, несмотря ни на какие активные мягко-жесткие подвески, почти не допускающие колебаний.
Но в Китае, как говорят в Porsche, некоторые владельцы покупают для езды сзади даже 911 (не спрашивайте, как им это удается — поршевцы сами в шоке), так что запрос на быстрые «персоналки» имеется.
Про электронных помощников
Мне больше всего понравился тепловизор. Штука не новая, успевшая «засветиться» и на BMW, и на Mercedes-Benz, и даже на «японцах» и «американцах» совсем не аристократического происхождения. Но все же, ввиду немалой стоимости и высокой сложности исполнения, встречаются системы ночного видения пока нечасто. И все еще производят впечатление.
Инфракрасная камера «видит» людей и крупных животных на обочине и выводит их светящиеся изображения на экран в виде серых теней с нечеткими границами, похожих на глубокие уровни Сумрака из романов Сергея Лукьяненко про Дозоры... Выглядит стильно, а сколько практической пользы!
Можно спокойно «наваливать» по ночной лесной или сельской дороге, не боясь, что из канавы на дорогу выскочит кабан, лось или местный житель в подпитии. Даже если дикий зверь или не менее дикий человек целенаправленно захочет лишиться жизни под колесами вашей Панамеры и побежит наперерез, то камера «увидит» его заблаговременно, так как «простреливает» по сторонам метров на 50 минимум. Мы, скажем, регулярно видели на экране подсвеченных коров, пасущихся на лугах в вечерней полутьме.
Если же вы не смотрите на экран тепловизора, то при опасном сближении загорится яркий предупреждающий сигнал, а матричные светодиодные фары высветят «живое препятствие» и поморгают ему, привлекая внимание. К слову, адаптивный дальний свет, который сам регулирует пучки на ночной дороге при приближении встречных машин, — прекрасен. С ним просто забываешь о ручке управления фарами и сосредотачиваешься на дороге.
Ну и, конечно, приятно осознавать, что на Панамере с прибором ночного видения вы никогда не повторите печальную судьбу героев голливудских фильмов ужасов.
Если на дороге стоит девочка, а ваш тепловизор ее не подсвечивает, она точно неживая. Сбивать не надо (вдруг тепловизор дал сбой?), просто технично обрулите ее и удирайте оттуда со всех 8-цилиндровых сил.
Вот что не поразило, так это адаптивный круиз-контроль — он тут достаточно консервативный. Дистанцию держит, разгоняется и тормозит, при пересечении разметки без поворотника — «ругается» зуммером и даже может немного подруливать в пологих поворотах. Но, скажем, вибрацией предупреждения не дублируются, дорожные знаки не распознаются, а остановившись на светофоре дольше, чем на 3 секунды, машина сама уже не тронется — нужно тронуть педаль газа или рычажок «круиза».
Сомневаюсь, что в Porsche никто никогда не ездил на современном Е-классе, или они решили сэкономить. Просто, видимо, потенциальный покупатель Panamera слишком консервативен (да и немолод, как правило 40+), чтобы ошарашивать его чрезмерно умным «автопилотом».
Эта умеренность видна во многих вещах. Тут, к примеру, нет нарядной подсветки салона с кучей разноцветных светодиодов по периметру. Нет даже в списке опций проекционного экранчика... И я бы ругался вовсю, если бы не слышал никогда в адрес Даймлера упреков со стороны консерваторов в том, что он слишком уж увлекается этими пошлыми опциями для нуворишей из стран Третьего мира. Полагаю, в Porsche ориентируются в том числе и на такого потребителя.
Про недостатки
Ну или про особенности, которые претят лично мне. Вот, скажем, экран головного устройства. Учитывая, что срок службы автомобиля даже у первого владельца — раза в 2-3 дольше, чем у смартфона, мне кажется, что экран и вообще электронную начинку должны делать с запасом — чтобы не выглядело анахронизмом спустя пару лет.
У Панамеры уже сейчас качество графики и быстродействие пусть немного, но уступают флагманским телефонам и планшетам. А ведь от такой совершенной машины ждешь, что все будет выглядеть и работать не хуже «яблочной» Retina последнего поколения... Тем более, что, по слухам, экранчик поставляет та же LG, что делает вышеупомянутые дисплеи для Apple.
И снова про экраны, на сей раз — на приборной доске. Навигацию и тепловизор можно вывести на небольшой дисплей справа, а подсказки по ограничению скорости выводятся с противоположной стороны слева. В итоге на дороге постоянно косишься в разные стороны, и неудобство немного усугубляет то, что правый экран частично перекрывается рукой, держащей руль на приливах в каноничном положении «без десяти три».
В центре же приборной доски царствует тахометр... нет, Тахометр — напишем с большой буквы, учитывая его доминирующее положение и размеры. Тут ничего не поделаешь — многолетняя традиция, которая многим покупателям наверняка дороже и важнее наблюдения за картой. Поставь Porsche сюда такой же удобный во всех отношениях виртуальный экран с приборами, как на Volkswagen (где карту можно вывести крупно), все бы стали тыкать пальцами и смеяться, поминая неблагородное родство.
Если же сесть в Panamera, не зная ни о традициях, ни о Фольксвагене, то подивишься, зачем вообще нужен этот гигантский указатель оборотов? Но 8-ступенчатый робот намного быстрее любого водителя и лучше знает оптимальные моменты переключения, ограничитель не даст «перекрутить» мотор ни при каких обстоятельствах...
- Двигатель:
- V8,4 л (V6,3 л)
- Мощность:
- 550 л.с. (440 л.с.)
- Разгон до 100 км/ч:
- 3,8 с (4,4 с)
- Максимальная скорость:
- 306 км/ч (289 км/ч)
- Габариты (Д х Ш х В), мм:
- 5 049 х 2 165 х 1 427 (5 049 х 1 937 х 1 423)
- Вместимость багажника:
- 495 — 1 304 л
А вот карта — штука совсем не праздная. В городе пригождается пробочная информация, а за городом — информация о кривизне грядущего поворота, чтобы понимать, где сбрасывать скорость, а где можно эффектно пройти ходом.
То есть карта — это не столько про «хайтек ради хайтека», сколько про пресловутое удовольствие от вождения. Про то, за что в принципе выбирают такую машину как Porsche Panamera. Про ту самую ценность, которой покорны все возрасты.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Неуродливая Panamera! Вот это сюрприз!