Владелец:
Максим Личкун, 33 года, г. Ступино Московской области. Инженер металлообработки.
Автомобиль:
Bertone X1/9 (в девичестве — Fiat X1/9, получивший имя Bertone впоследствии, после завершения выпуска на заводе Fiat), двухместное заднеприводное спорткупе в кузове тарга, 1985 года выпуска.
Снаружи
Fiat X1/9 – непрактичный, но очень веселый автомобиль-игрушка, крошечное двухместное спортивное купе для тех, кто не мог себе позволить Ламборгини и Мазерати. Автомобиль несет в себе все признаки европейского «cool design» 70-80-х – рядовые массовые машины тех лет выглядели гораздо скучнее. Стремительные формы, созданные ателье Bertone, выдвигающиеся из капота фары, жесткая съемная крыша — X1/9 выглядел очень круто, имея при этом бюджетный массовый маломощный двигатель. Благодаря такому сочетанию он разошелся весьма приличными по меркам класса тиражами — суммарно под брендами Fiat и Bertone выпустили около 160 000 таких машин.
В безрамочных дверях неподвижно установлены безрамочные же «треугольники», удерживающие зеркала заднего вида.
Капот, как на многих старых авто тех времен, открывается не «по-акульему», а наоборот, по ходу движения. Но обслуживание и ремонт этот факт практически не затрудняет, поскольку основное назначение «капота» — быть багажником для хранения съемной жесткой стеклопластиковой крыши и небольшого количества поклажи под ней.
Сзади же багажников аж два. Первый, тот, что ближе к бамперу – собственно багажник с объемом на одну спортивную сумку среднего размера, а второй – фактически капот, скрывающий двигатель.
Имя Fiat на автомобиле нигде не значится – компания распрощалась с этой моделью в 1982 году, передав ее производство заводу Bertone в Турине.
Внутри
Салон машины – строго двухместный, без каких-то намеков на место даже для небольшой поклажи. За спинками сидений скрываются топливный бак (за водителем) и запасное колесо (за пассажиром). Сиденья перешиты, но с сохранением формы.
Из элементов комфорта в комплектации автомобиля фактически имеется только обогрев заднего стекла. Кондиционера нет (хотя для Штатов существовали версии с ним), электростеклоподъемники – неродные, установленные дополнительно; подлокотник – тоже деталь инородная. Подушки безопасности отсутствуют в силу возраста.
История покупки
- Впервые я познакомился с Fiat X1/9 очень давно — в 2001 году на «Автоэкзотике», — рассказывает Максим:
- Машина была в первозданном состоянии — капитан дальнего плавания привез её из Италии новой, и она всю жизнь пробыла в одних руках. Владелец демонстрировал автомобиль на выставке и с удовольствием рассказывал о нем, а я послушал, посидел за рулем и буквально влюбился в этот крошечный суперкар!
Как большой любитель автомобилей Максим постоянно посещал различные выставки, фестивали, пробеги и иные тематические мероприятия и несколько лет назад задумался над тем, что хочет не только быть зрителем, но и участвовать в этих тусовках непосредственно! Но для этого был нужен «входной билет» — интересный неординарный автомобиль… Поскольку детство нашего героя прошло в 90-х, ему были очень близки разнообразные итальянские спорткары. Обязательно – «слепые» фары, которые в тех же 90-х были круче крутого! Ну и третье – кабриолет бы. А еще если с центральномоторной компоновкой… Максим стал составлять список возможных претендентов на роль будущей любимой игрушки и неожиданно вспомнил про тот самый Fiat X1/9 – он просто идеально вписался в критерии мечты по всем параметрам!
- Когда я определился со своим будущим «дрим-каром», я начал усиленно искать его по разным торговым интернет-площадкам. Хотя за рубежом такие авто не были редкостью, никто в нашей стране X1/9 не продавал – чаще всего он отсутствовал даже в списке моделей, – продолжает Макс:
- Поиски длились три года – и в 2017 году случайно натолкнулся на него. Честно, я сперва даже не поверил! Цена – космос. Я как сперва воспрял, так тут же и расстроился – для меня очень дорого, да еще и в Краснодаре, почти за полторы тысячи вёрст… Плюс попахивает какой-то мутной историей. Но решил все же позвонить, пообщаться с хозяином. По разговору стало понятно, что машина реальная, владелец реальный, не перекупщик, и знает об X1/9 абсолютно все. Я положил трубку, сел и тупо уставился в одну точку, обхватив руками голову… Черт, ведь это та самая машина, о которой я больше полутора десятков лет мечтал, несколько лет искал… Денег откровенно нет, но если сейчас ее упущу, а кто-то купит, и потом я ее увижу на выставке снова как посетитель — тогда останется только застрелиться!
В итоге все же победило авантюрное начало, и Максим принял волевое решение – надо ехать и брать! Некоторая сумма была изъята из семейного бюджета тайно от супруги (копили на дачный домик), остальное перехватил у друзей и родственников. Сумму собрал буквально внатяг – но зато без займов в банках, на твердом убеждении, что на баловство кредиты брать нельзя категорически. Что-то наплел жене (супруга в скандал: да двести тысяч — это караул как дорого для игрушки!), прыгнул в такси и на самолет в Краснодар! Помните, как уезжал на концерт Би-2 в Одессу Леша из «Квартета И» в «О чем говорят мужчины»? Все было в точности так же!
Самолет оторвался от внуковской взлетки, и я занервничал… Мандраж, нервы, в голове проклятия от всех родственников за опрометчивость… Два часа я мысленно рвал на голове волосы, но когда продавец встретил меня в аэропорту на этой ярко-красной игрушке – случился буквально катарсис! У меня просто ноги подкосились – вот оно, счастье...
Владелец машины оказался харизматичным персонажем, напоминающим стареющую рок-звезду. Автомобиль он восстанавливал в гараже, над которым надстроил себе второй этаж для проживания, одновременно сдавая городскую квартиру в аренду – такой характерный лайфстайл, свойственный многим южным регионам России…
Машину он нашел на пункте приема металлолома, всю ржавую, битую, с фонарями от Таврии и прочим колхозом. Хотя оригинальных частей тоже сохранилось довольно много. В конце 90-х годов он работал в сервисе по ремонту итальянских авто, хорошо знал и любил тамошнюю дизайнерскую школу, поэтому даже в состоянии утиля отточенные контуры этой малышки не могли не привлечь его внимания. На скучную идею выкупить ее по весу чермета тамошние работяги дали отказ, но зато предложили… поставить ее на кон! Он согласился, рискнул и выиграл останки машины в карты! Чисто южный колорит!
В итоге Bertone X1/9 на долгие годы стал его любовью и болью. Главные проблемы несла в себе кузовщина. Интернета в современном понимании и международных онлайн-аукционов в то время еще толком не было, и он начал переписку по обычной почте с заводом Fiat в Италии – в итоге договорился с ними, лично прилетел туда и купил комплект из четырех крыльев! Внимания требовало абсолютно все – кузов, салон, двигатель, трансмиссия, подвеска, электрика, и работы затянулись на десять лет…
Железо
У прежнего владельца была определенная стратегия реставрации машины, которой он строго придерживался. Массу времени и сил он тратил на поиск оригинальных запчастей, но если же таковых найти не удавалось, то не приспосабливал что-то от Жигулей, иных нашемарок или иномарок, а подгонял по месту только итальянские запчасти от машин той же эпохи – предпочтительно, разумеется, от Fiat, хотя и не только. Уровень унификации с Fiat, Lancia и Alfa Romeo был очень высок – что-то подходило один в один, иное – частично.
К примеру, бамперы. Если посмотреть на итальянские спортивные машины 70-х, то можно обнаружить, что бамперов как таковых спереди и сзади нет вообще, либо они представляют собой тоненькие накладочки-«усы». У X1/9 штатно было то же самое. Собственно, по причине отсутствия у воссоздаваемого из останков авто родных плоских накладок носа и кормы, прежний владелец установил на нее бамперы такого вида, как мы знаем их по современному автопрому – объемные пластиковые накладки, продолжающие линии кузова. Таких бамперов, как на этом X1/9, в природе не существовало, но мастер великолепно справился с задачей — именно так, как сделал бы это истинный инженер Bertone! То, что получилось – формально «колхоз», но фактически – не вполне! По сути, гаражный реставратор проделал за компанию-производителя ее работу в некой существующей в его собственной голове «параллельной вселенной», в которой X1/9 не ушел с конвейера в 1989 году, а продолжал выпускаться и "фейслифтоваться" в духе времени.
Для этого он взял бамперы от старенького Fiat Tempra, вырезал по куску из середин, чтобы подогнать ширину под более узкий X1/9, и бамперы легли как родные — даже боковые стыки совместились с крыльями почти идеально! Скорее всего, именно так и выглядел бы X1/9, выехавший из ворот завода году эдак в 1995…
Новый владелец, впрочем, нашел недавно оригинальные бамперы-«усы» на eBay, по 80 Евро каждый, комплект из переднего и заднего.
- Пишу продавцу: я ретро-автофанат из России, высылайте их мне скорее, давно искал! – рассказывает Максим:
- А они отвечают, что не отправляют в нашу страну... Я прошу, умоляю, даже фото прислал себя с этой машиной… Они помялись-помялись, пишут – доставка 350 Евро. Я расстроился, но поразмыслил и понял, что даже так покупка выгодная. Обычно эти детали продают в Штатах, и в плохом состоянии, а тут из Европы, как новенькие, да еще и сразу оба. Оплатил, груз пришел – буду ставить!
Поскольку автомобиль изначально затевался как «спорткар для бедных студентов», мотор был заимствован у Fiat 128 – поперечно расположенная, изначально разработанная под передний привод 1,3-литровая рядная "четвёрка". Оригинальный мотор у этого экземпляра машины имелся (85-сильный карбюраторный), но, после того как владелец его откапиталил и прокатился, стало ясно, что он для машины по современным меркам слабоват… В итоге механики из сервиса, занимающегося ремонтом «итальянцев», предложили хозяину провести апгрейд, не слишком портящий аутентичность. Дело в том, что с блоком мотора от 128-й модели были полностью совместимы «головы» от множества самых разных «Фиатов», производившихся вплоть до конца две тысячи десятых годов. В итоге на родной блок нахлобучили головку от турбированного инжекторного 1,3-литрового двигателя Fiat Uno. Сколько «лошадок» получилось в конечном счете — неизвестно… На турбовый Uno ставились три 1,3-литровых мотора с мощностями 99, 101 и 105 лошадиных сил (видимо, под разные рынки), и от какого именно взяты «голова» и «мозги» доподлинно неизвестно. Плюс, когда совмещали блок на 1,5 литра с головой от 1,3-литрового движка, увеличили степень сжатия установкой более высоких поршней от Fiat Regata…
В общем, с одной стороны мотор – «колхозный франкенштейн», но с другой – это опять же, по сути, продолжение за инженеров Fiat и Bertone их работы в параллельном воображаемом мире. Если бы (предположим) X1/9 продолжил бы существовать как модель, он однозначно получил бы при смене поколений турбодвигатель – и весьма вероятно, что как раз именно такой, с тем же не требующим доработок по посадочным местам блоком!
В движении
Забраться на водительское сиденье крупному кабану непросто…За рулем, который явно нуждается в регулировке хотя бы по высоте — тесно. Баранка без гидроусилителя тугая, некомфортная. Тормоза (дисковые по кругу) тоже без усилителя, однако хватают, надо сказать, неплохо – даже и не сразу скажешь, что «вакуумника» нет.
Впрочем, если как следует угнездиться на месте пилота, понимаешь, что посадка на редкость удобная – сиденья хоть и не «ковши», но принимают тело достаточно плотно и удерживают от перемещений на крутых поворотах. Хотя спортивной эта машина задумывалась в основном по дизайну, некоторые гоночные нотки все же присутствуют.
Впечатления от посадки, управления и динамики – картинговые! Сидишь – будто на земле. Плюс крошечное купе очень напоминает карт тем, что «удваивает» свою скорость в вашем восприятии. Это спорткар – но «виртуальный»: набираешь 90, а кажется, что уже все 140… При этом рулится он достаточно четко и крепко держится за дорогу своими скромными 14-дюймовыми колесиками. Обратная сторона интересной управляемости – жесткая и трясучая подвеска.
Первая передача очень короткая, практически сразу втыкаешь вторую. К третьей же передаче машина натурально просыпается! Сложно сказать, какой была динамика на родном атмосферном карбюраторном двигателе (хотя паспортно с ним сотня набиралась за вполне неплохие для своих лет 11,7 секунды), но с турбированным моторчиком X1/9 реально хорош! Когда мотор раскручивается до 2 500 оборотов, Bertone превращается в ракету. А поскольку ощущения «картинговые», кажется, что ты просто взлетаешь! С непривычки реально жутковато, тем более, что скорость ощущается буквально всем телом – машина шумная (а зачем съемная крыша, если ее не снимать?!), и вой двигателя и ветра сопровождают вас практически на любой скорости.
История модели
Фиатовские прототипы по заводской системе именовались «иксами» с номером. X1/1, X1/2, X1/3 и так далее. И когда был разработан этот спортивный малыш, так уж вышло, что для него не нашли никакого собственного имени, оставив название прототипа – X1/9.
Заднеприводное среднемоторное двухместное купе Fiat X1/9 выпускалось с 1972 по 1989 год. Облик машины – заслуга легендарного итальянского автодизайнера Марчелло Гандини, известного как создатель Lamborghini Miura, Diablo и многих других знаменитых авто. Спроектированный в ателье Bertone кузов изготавливался на заводе Bertone в Турине и отправлялся для комплектации и оснащения на расположенный неподалеку завод Fiat. Когда в 1982 году Fiat закрыл историю этой модели, в Bertone ее не бросили, перетащили все производство себе в полный цикл, и машина получила имя Bertone X1/9.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Брехня, в 80-е годы моряк если и мог привезти то только какую-нить развалюху за пару сотен долларов, а уж более менее свежее авто за тыщу баксов было роскошью.
Да и везли машинки что-нить попрактичнее чем этот Бертоне. Многие гонялись за Ладами и Волгами даже праворульными т.к. такие машины было легко сбыть в России в силу ремонтопригодности.
У приятеля отец капитан каких только машин у них не было... Фольцы, Форды, Фиаты, Альфа ромео, БМВ, Мерседес и т.д. и т.п.
в детстве слышал рассказы от моряка, как организованно вся команда привозила по одному телевизору и паре радиоприемников ИЗ СССР, а на месте оптом сдавали и все получали на руки свою долю, организатором был то ли капитан, то ли еще какой начальник, массово везли бензин, его лили вместо ДТ в танки запасных дизель-генераторов, сгружали в море на катера, ну и куда без матрешек )