Снаружи
Мне нравится, как выглядит новый Смарт. Он в силу размеров не может быть внушительным, но как минимум он ни на кого не похож. А если брать машину в темном цвете, то она будет весьма мужественной. Получится дерзкий образ боксера в наилегчайшем весе. Маленький, но мускулистый, и смотрит так недобро, прищурив полосы светодиодных ДХО. Сразу видно, что пусть росточком не вышел, но если что, то может и в глаз дать.
Вот только не надо потешаться над барабанными тормозами, выглядывающими сквозь спицы манерных дисков, как майка-алкоголичка из-под сорочки Armani. Выглядит неспортивно, но мощности тормозов всегда хватало.
Наша машина сделана в хитрой конфигурации Tailor Made – она выглядит столь же нагло, как в версии Brabus, но на самом деле не Brabus – сил у нее «всего-то» 90, тогда как у топовых версий от придворного ателье – 109. Снова замечаю кривую ухмылку читателя — «п-ф, да у меня Солярис больше выжимает». Больше. И по снаряженной массе, кстати, выигрыш не такой уж сокрушительный: Смарт тянет на 995 килограмм, а Солярис – на 1 134. Так что, «не едут» 90 сил? Едут-едут, чуть позже вернемся к этому вопросу.
Внутри
Поначалу салон завораживает. Двери без рамок, передняя панель приятного темно-синего цвета, роскошные светлые кресла с брабусовскими «В», вышитыми на подголовниках. «Вау, все-таки может быть шикарным маленький автомобиль!» — думал я, залезая внутрь.
Но захлопнув дверь и по профессиональной привычке потянув носом, я ощущаю мучительное дежавю. Мерседес А-класса? Нет. Какая-нибудь Тойота? Да нет же. Господь милосердный, да неужели ж… Увы, но внутри люксовый Смарт пахнет Дастером. И Логаном.
В общем, материалы отделки применены реношные, от братца-близнеца Twingo, такого непохожего внешне.
Я так и не смог за две недели тест-драйва полюбить эти сиденья. Каждый раз, подходя к машине, я любовался их оттенком снаружи через стекло и каждый раз расстраивался, ощущая телом неблагородные синтетические прикосновения. Врешь, маркетолог, не проведешь ты человека, привыкшего к натуральной коже. Может, совсем-совсем молодое поколение, севшее за руль в середине «десятых», и будет считать это приемлемым, но даже родившиеся в конце 80-х будут грустить по «настоящей» отделке.
Нет, нарисовано все действительно красиво, и цвета подобраны грамотно. Более того, в целом понятно желание угодить «зеленым», которые составляют немалую долю аудитории Смарта. Но, может, стоит сделать спецверсию для отсталых по жизни ненавистников природы, которым нипочем страдания коровок со свинками, и которые любым тофу с нутом предпочтут хорошо прожаренный стейк?
Эргономика, как положено такому автомобилю, с приколом. Но без потери функциональности. Отдельно стоящий тахометр – штука, в общем бесполезная, отвлекаться на нее неудобно, но выглядит забавно. Спидометр «а-ля ретро» вполне читабелен, как и экранчик по центру. Климатиком с ползунками и здоровенными кнопками, который по французской традиции расположен внизу, пользоваться удобно – привыкаешь сразу. Пульт управления музыкой, подрулевые переключатели – все это, опять же, будет привычно людям, пересевшим сюда с какого-нибудь Рено.
А вот с заливкой технологических жидкостей придется откровенно «поплясать с бубном». Пластиковый капот легко снимается, а вот одеть его обратно – тот еще квест, причем в инструкции процедура описана весьма обтекаемо, типа «вставьте капот в пазы и задвиньте». Не завидую я заправщику, которому барышня-владелица вручит канистру с омывайкой.
Из, напротив, понравившегося отмечу множество удобных ниш и ящичков, а также прекрасные дефлекторы вентиляции, которыми можно отрегулировать воздушные потоки максимально точно. Как хорошо, что хотя бы их не стали брать у французских доноров…
Город
Смарт все время хвалят за способность «пролезть в любую щель», проехать сквозь нее или запарковаться там. На самом же деле настоящие таланты этой машины лежат в иной плоскости… А в городе малые размеры не сильно выручают, ибо в пробках все равно не уедешь так далеко, как мопед, вставать к поребрику поперек улицы тоже нельзя (это разрешено только мотоколяскам-квадрициклам), а на узенькой парковке мешают отсутствие парковочных датчиков спереди и здоровенная дверь во всю боковину кузова. В общем, для европейского города, если хочешь перемещаться действительно быстро и беззаботно, то тебе нужно что-то двухколесное. Смарт тоже хорош, но ненамного удобнее обычной машины.
К тому же робот, старт-стоп, трехцилиндровый мотор и пробки – сочетание не самое удобное для тесного мегаполиса. Поскольку поставить сюда V8 с гидроавтоматом не получится при всем желании, а пробки иногда в этой жизни все же случаются, придется исключить «четвертый элемент» – проклятый старт-стоп. Ибо каждый пуск сопровождается крупной дрожью природно-несбалансированного движка и совсем не аристократическими колебаниями кузова. А если ты еще к тому же стоишь на горке (что в Италии встречается буквально везде), то робот, распустивший на время остановки сцепления (коих тут два), все же дает машине скатиться назад.
Но знаете, звук трехцилиндровика мне нравится! Этот 0,9-литровый мотор – пожалуй, лучший в дисциплине «вокал» из всех малокубатурных «троек», что мне доводилось когда-либо слышать. Он на 100% соответствует внешности. Да, тембр неглубокий, но откуда ему взяться при такой конфигурации и объеме… Да еще турбина! По идее, машина должна звучать не лучше, чем офисный вентилятор. Но нет! Ей-богу, на некоторых представителях японского премиума, популярного среди американских домохозяек (не будем показывать пальцем, чтобы никто не обиделся), атмосферные V6 звучат гораздо менее выразительно, чем этот боец.
Трасса
Переходим к самому вкусному. У Смарта потрясающий драйверский потенциал, однозначно недооцененный владельцами. Масса не рекордно низкая, мощность не рекордно высокая, но заднеприводная конструкция с низким центром тяжести (мотор лежит под полом в багажнике) позволяет «зажигать» от всей души. В том числе по далеким от идеала дорожкам, так как подвеска теперь, в отличие от старого Смарта, весьма энергоемкая. Наконец-то от Рено взяли что-то хорошее!
Таланты Смарта ярче всего раскрываются там, где роль играет способность не «пулять» на прямике, а заправлять в виражи, не сбавляя скорости. Как в анекдоте про Микку Хаккинена, который объяснял свои победы тем, что «отсень меетленно нассимаал на тоормос». Гоняя на Смарте в горах, самое главное – приучить себя… нет, не медленно, просто не так сильно тормозить перед поворотами, позволяя реализовать весь потенциал шасси. И добавлять газу на выходе, не боясь сорвать корму в занос – у меня этого не получилось ни разу, хотя я честно пытался. Смарт чертовски стабилен.
Сцепка из мотора с преселективным роботом работает отменно. Да, есть фамильная «роботовая» нерасторопность со смыканием сцеплений при старте и особенно – при маневрировании «вперед-назад», которая характерна не только для этой коробки, но и для DSG, и для всех остальных. Но однажды впившись в маховик, на ходу преселектив прекрасен – не тупит, не зависает на «неудобных» передачах, не путается в них, не нервничает… По сравнению с предыдущим поколением, где был унылый односцепленчатый робот, – скачок вперед!
Носясь по опоясывающим холмы узким тропам Кампании, я с ностальгией вспоминал полноприводный Skoda Octavia L&K , на котором ездил в прошлом году в Альпах. Нет, не лишней ведущей оси мне не хватало – поворотных фар. Днем в горах раздражает обилие местных дедушек на Fiat Panda (о них я писал в своем маленьком дорожном путеводителе по Италии), а ночью страшновато заруливать в шпильки, вообще не представляя себе, что там в темноте. По дорогам вовсю разгуливают лисы и кошки – сбивать их совсем не хочется.
Настройки ABS вполне позволяют «шалить» – система дает резким толчком замедлиться, если со скоростью входа ты все же чуть-чуть переборщил (или дал волю испугу, ха-ха), хотя однажды ни с того ни с сего система отказалась смыкать колодки на вполне сухом и прямолинейном участке. Списал это на спорадический глюк, благо все остальное время тормоза были идеальны.
В общем, чем выше горы, тем… уютнее себя чувствует водитель Смарта. Большого мотора для этих условий и не надо – даунсайзинговые жужжалки в сочетании с быстро соображающей трансмиссией здесь идеальны. Для более острых ощущений на подъемах, возможно, не хватает еще сил 30-40, но здесь могут выручить «горячие» прошивки, благо турбированный мотор при грамотном подходе отлично «наддувается». Smart – это, конечно, не царь горы. А скорее, как гном из книжки Толкина – Король-под-Горой. Не комплексует из-за своих размеров, отважен и вынослив в стесненных обстоятельствах.
...но теряет свой шарм на открытых пространствах, как терял изящество Гимли из «Властелина Колец», когда ему приходилось ездить на лошади. В «дальнем бою» Смарту некомфортно, «гран туризм» не для него. На высоких скоростях за 110 (на многих трассах в Италии разрешено 130, и за небольшое превышение не штрафуют) колесные арки и съемная крыша создают крайне неприятный звуковой фон, и приходится сбрасывать, переходя из бойцовской категории в «пенсионерскую».
- Габариты (Д / Ш / В), мм:
- 2 695 / 1 663 / 1 552
- Двигатель:
- 0,9 л, 90 л. с., турбонаддув, 3 цилиндра
- Коробка передач:
- Робот, 6 ступеней
- Привод:
- задний
- Максимальная скорость, км/ч:
- 155
- Объем багажника, л:
- 260 / 340
Второй неприятный момент – его склонность подскакивать на стыках покрытия. Если на прямике это даже местами весело, то вот на дуге – уже страшно. Подлетает машинка вроде бы на доли секунды, но ты чувствуешь, как дорога уходит в сторону, а ты продолжаешь перемещаться прямолинейно, дрейфуя в сторону отбойника.
Офф-роуд
Да, представьте себе, прокатились мы на Смарте и вне дорог. Не из журналистского любопытства, а скорее из-за странностей навигации (о которой чуть ниже). По грунтовке Смартик едет задорно и может форсировать умеренные подъемы благодаря своим даже не коротким, а отсутствующим свесам. Конечно, в дорожной версии, тем более в нарядной Tailor Made, лазать в грязи не пристало.
Но знаете, у этой машины отличный потенциал для создания на ее базе маленького кроссовера, подобного Opel Adam Rocks. Никакого полного привода – только повыше дорожный просвет и повыносливее бамперы. Для того, чтобы добраться в отдаленную деревню за вином, хватит. А большего в Европе и желать нечего.
Без верха
Признаться, полностью крышу я так ни разу и не разобрал. Конструкция Смарта позволяет снять боковины и убрать их в багажник, но я ограничивался только сдвиганием матерчатой секции назад. Аэродинамически этот автомобиль не вполне продуман как открытый, поэтому шумит он изрядно, а значит для перемещения с открытым верхом подходит в основном в пределах маршрута «отель-пляж-клуб».
К процессу «обескрышивания» вопросов нет – электроприводы быстро собирают верх в гармошку, позволяя высовываться наружу, доставать селфи-палку и делать остальные безрассудные манипуляции, для которых и покупают открытые машины.
Переплата за открытый кузов при прочих равных – 150 000, если считать в рублях: базовая цена будет 1 100 000 вместо 950 000. Вроде бы и много, но значительно меньше, чем обычно просят за «настоящий» кабриолет.
Вопрос о целесообразности перестает быть для тебя актуальным, когда ты возвращаешься с пляжа к машине, которую оставил на солнцепеке. Да, можно просто открыть окна. Но без крыши – еще круче, проверено.
Салон остывает в момент, а в дороге ты по-настоящему наслаждаешься солнышком и легким соленым ветром, аккумулируя энергию во внутренние «контейнеры впечатлений», чтобы затем вскрывать их в самые темные часы самых темных дней самого темного зимнего месяца в году.
Навигация
Определенно, главный антигерой этой публикации – это навигатор с системой TomTom. До этой поездки по Италии я был уверен, что это самое лучшее навигационное решение для Европы. Теперь могу со всей ответственностью сказать, что это не так. Возможно, свою родную Голландию ТомТом знает прилично, но с Италией у него все очень плохо.
Если в России три самые страшные буквы – это ФСБ, то в Италии это ZTL, zona traffico limitato. Такая зона есть во многих местных городах – там запрещено перемещение автомобилей, не имеющих спецразрешения. За нарушение положен весьма ощутимый штраф. Вы думаете, TomTom об этом знает? Ничуть, даже если включить объезд платных дорог.
Кроме того, он терял половину домов на улице, вел меня по улицам с односторонним движением «против шерсти», заводил на какие-то заброшенные козьи тропы, пешеходные улицы шириной с коридор в коммуналке… А когда я приказывал ему найти альтернативный маршрут, пускал в объезд за 15 километров. На вопрос же, где ближайшая к Неаполю мойка, TomTom предложил мотнуться… до Словении.
В общем, итальянцам, раскошелившимся при покупке Смарта на штатную навигацию, я могу только посочувствовать. Насколько хорошо ТомТом знает Россию, остается только догадываться. Но не думаю, что намного лучше.
Что в итоге?
Smart ForTwo Cabrio официально продается в России по цене от 1 100 000 рублей – по состоянию на декабрь 2016 года. Зачем может понадобиться такой автомобиль? Довольно очевидно: для выездов на пляж в компании подружки (или друга, тут уж кому как), без этих ваших детей и собак. Вот багажа можно взять с собой много – у нас хватило места для дорожного чемодана и нескольких сумок. Это определенно не единственная, и даже далеко не вторая машина в семье, для очень коротких пробегов. Возможно – живущая круглый год на вашей «южной даче», если она у вас есть.
Стоит ли на нее обратить внимание более приземленным гражданам, у которых никакой «южной дачи» нет? Стоит! Европейский отпуск нынче недешев, но если найдутся средства себя порадовать, и вы отправитесь туда, где дороги изобилуют поворотами и подъемами, возьмите в прокате Smart Cabrio. Вы поймете, что ни на чем другом на курорте ездить просто невозможно.
Ну а я надеюсь, что Smart станет коммерчески успешным настолько, что у Даймлера изыщутся возможности для целой серии машин на этой очень неплохой заднеприводной тележке. Родстер с приземистым силуэтом? Хотим! Кроссовер? Хотим не так сильно, но потребитель должен оценить! Ультралюксовая версия GT с хорошей шумоизоляцией и салоном, в котором не громыхает цепями неспящий призрак Луи Рено? Дайте две! Черную и белую!
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Хороший обзор. Родственная статья была столь же хороша. Не хватает более длительного видео в стилистке уже имеющихся 3 "кубов"! Тем более с таким саундтреком :)
Длительное видео сделать сложнее :) Плюс только у Coub есть такая приятная функция как вставка потокового аудио из Ютуба, даже если песня защищена авторскими правами. Даже сам Ютуб сделать это не дает, что выглядит полнейшим идиотизмом. Но такова реальность. Спасибо! Вообще мы будем развивать видеоконтент. Надеюсь, что уже в 2017-м.