Владелец Михаил Сапрыгин, москвич, трудится в сфере продаж и ремонта автотранспорта.
Автомобиль Ford Probe второго поколения, 1993 года. Передний привод, двигатель 2.0 литра ручная КПП. Выпускался с 1993 по 1997 годы.
Михаил вспоминает:
– Эта машина запала мне в душу с детства, лет с 14-15. Хотя сейчас уже и не помню, где ее впервые увидел, но дал себе зарок, что когда-нибудь осуществлю мечту владеть такой тачкой! Впрочем, повзрослев, как водится, с легкостью о той клятве забыл… Когда же весной 2020 года на сайте объявлений о продаже авто случайно наткнулся на Проуб, все вспомнил и решил воплотить детскую мечту. Было свободное время, и финансы позволили взять в качестве игрушки по сути уже совершенно ненужную машину, поскольку автомобиль, устраивающий меня в качестве повседневного, у меня был. Решился на покупку, в том числе – дабы отвлечься хоть немного от свирепствовавшего как раз в то время карантина…
Машина продавалась в Москве, просили за нее 140 тысяч рублей, в итоге сторговал за 110. В принципе, так они сегодня и стоят в среднем по рынку – до 100 000 подубитые, до 150 000 – более-менее приличные. Идеальных же практически нет.
Этот Ford Probe был покрашен в красный «Раптор», и обычно под таким соусом продают «автотрупы», но изучение кузова на подъемнике показало практически безупречные пороги и днище и отсутствие следов серьезных аварий. Сложно сказать однозначно, зачем автомобиль перекрасили, тем более что молодежи в хозяевах не числилось – в России у нее было три владельца, и все старше сорока лет. Скорее всего, тут кроется влияние модного поветрия: лет 5-6 назад красить в «Раптор» и подобные ему полимерные покрытия было просто модно, и, видимо, кто-то из владельцев поддался на рекламу. Тем более что в то время такие покрытия активно продвигались в том числе и как сохраняющие кузов от мелких притертостей в ДТП.
Так что я практически сразу сдал Форда в малярку: перекраска нормальной автомобильной краской была просто неизбежна – покупал я машину в дождь, и ее кузов смотрелся сочно-красным, прямо горящим. Но когда покрытие высохло, оно оказалось блекло-розовым, потертым и печальным. Впрочем, кроме покраски и замены стандартных расходников больше Probe внимания не потребовал.
Снаружи
Дизайн Ford Probe – вне времени. Этот автомобиль не выпускается уже почти четверть века, а к его облику, что называется, ни убавить ни прибавить! Классический «бабий магнит» – пошлость от Бората здесь как нигде уместна.
Это снайперская пуля, все контуры которой выверены и безупречны – наклоны переднего и заднего стекол, «боеголовка» капота, легкий подъем к корме нижней линии остекления, крупные и симметричные колесные арки. Отштампованные вдоль бортов стремительные «лучи» и «безручечные» ручки дверей – вживую от машины не оторвать глаз. Воплощенный секс!
Отдельная вишенка на торте – темные задние стойки, благодаря которым красная линия крыши «обрывается» где-то над головами задних пассажиров, напоминая снаружи оперение стрелы. Редкая машина смотрится столь выигрышно в простом виде строго в профиль, но Probe смотрится! Ракурс же в три четверти сзади – это вообще что-то невероятное. Будто выплеснувшаяся на берег и мгновенно застывшая алая волна…
«Слепые фары» – икона стиля 70-80-х и отчасти 90-х. Ну, в нашей стране, долгое время знакомившейся с новинками автодизайна с многолетним опозданием – уж точно девяностых! Кто не мечтал о такой машине, будучи молодым в то время, у того не было сердца… Масла в огонь подливала крутящаяся по сто раз на дню по всем каналам реклама дискотеки «Лис’С» в столичном спорткомплексе «Олимпийский», где некий крутой мэн с шиком прокатывал через толпу тусовщиков на таком же алом спорткаре – может, и Ford Probe, не помню уже…
При этом – обратите внимание! – конструктивно оптика крайне проста, если не сказать примитивна. Стекло с рефлектором – как от Оки: крошечное, незамысловато прямоугольное… Правда, справедливости ради, надо отметить, что практически все машины с такой конструкцией головного света оптику имели аналогичную – крайне незатейливую. Разве что на самом излете моды на такой стиль, в последних поколениях Chevrolet Corvette, Mazda RX-7 и т. п., крышки фар приобрели более-менее изящную форму, а не простейший угловатый «квадрат». Хотя сами стекла оставались практически такими же…
Родные диски, к сожалению, за столько лет машине сохранить не удалось – в те годы Probe ставили на легкосплавные колеса с рисунком типа «фреза». Капот – Т-образной формы из-за рубленых вырезов под блоки поднимающихся фар, опирающийся в открытом состоянии на простую «кочергу». Багажник – огромный и массивный, открывающийся вместе с задним стеклом и полкой, поддерживаемый пневмоупорами.
Внутри
Несмотря на скромный по современным меркам салон, Probe не был парией в семействе Ford и получал почти все соответствующие своему времени опции – кондиционер, две подушки безопасности (в 1994 году он был одной из очень немногих машин, где две подушки шли штатно в любой комплектации!), богатый электропакет, круиз-контроль, развитую аудиосистему с CD-приводом и управлением с клавиш на руле, кожаную обивку кресел, электролюк и многое другое. Были даже версии с подвеской с регулируемой жесткостью, «цифровой» приборной панелью – на голубеньких люминесцентных индикаторах вместо стрелок, с отдельным блоком эквалайзера для аудиосистемы…
Впрочем, конкретно этот экземпляр – достаточно бедненький, рожденный явно не для Америки… Даже кондиционера тут нет. Километровая разметка спидометра, а также выштамповки в бамперах под привычные нам прямоугольные номерные знаки выдают европейскую породу.
Приборная панель – сама простота… Шкалы вспомогательных стрелочных указателей даже не размечены, имея в середине слово «normal», пребывание стрелки на буквах которого и означает, собственно, допустимые пределы.
Ряд функциональных кнопок в этом экземпляре «Проуба» крайне немногочисленен. Противотуманки, задний стеклоочиститель и обогрев стекла. Средняя клавиша со встроенным колесиком-«крутилкой» управляет корректором фар, хотя у некоторых комплектаций на этом месте стояла отдельная кнопка поднятия незажженных фар.
Приятная фишка – продвинутая регулировка кресла, позволяющая независимо отрегулировать поясничный подпор и боковую поддержку!
Задний диван, доступ на который, как в любом купе, осуществляется посредством откидывания вперед спинок передних сидений, тесноват, но в целом вполне пригоден для длительного пребывания двух взрослых среднего роста, несмотря на пологий скат стекла крышки багажника. Детям там и вовсе будет идеально.
Забавно, но у этой «тачки беззаботного плейбоя» – весьма глубокий и просторный багажник! Хотя и высоковатый из-за ниши запасного колеса под полом. Впрочем, если честно, часть пространства трюма как раз было бы неплохо отдать заднему дивану – как минимум слегка увеличив наклон спинки…
Железо
Для первого поколения Ford Probe предлагались три мотора – маздовский атмосферный рядный 4-цилиндровый на 110 сил, его турбированная версия на 145 сил, и «истинный американец» – архаичный чугунный трехлитровый 140-сильный V6 Vulcan. На следующем поколении от «Вулкана» отказались, но V6 не исчез. Probe второй генерации выпускался с 2-литровым рядным 16-клапанным атмосферником Mazda FS на 118 сил и 2,5-литровым V6 Mazda KL-DE на 165 сил. В нашем «Проубе» как раз первый мотор – двухлитровый. Оба двигателя компоновались как с ручными 5-ступенчатыми КПП, так и с 4-ступенчатыми автоматическими коробками.
Мотор Mazda FS считается достаточно надежным, живучим и не имеющим существенных слабых мест. Блок у него чугунный, головка алюминиевая, клапанный механизм (по четыре клапана на цилиндр) оснащен гидрокомпенсаторами, а впускной коллектор – системой заслонок изменяемой геометрии, улучшающей наполнение цилиндров на высоких оборотах.
Про Probe говорят так: «60% – Mazda, 40% – Ford». Американского в нем – интерьер и экстерьер, а вся подвеска, трансмиссия, рулевое управление – от платформы Mazda GE, на которой были построены модели 626, MX-6 и их клоны для разных рынков под другими именами. Это весьма облегчает подбор и приобретение запчастей для ремонта и расходников для ТО, хотя не спасает от проблем по кузовщине – в ДТП на Probe лучше не попадать, поскольку двери, крылья, бампера и прочее за копейки заказать с Дальнего Востока не получится … То же самое касается салона – он практически полностью фордовский, и любые пластмассовые элементы на него придется долго и дорого дожидаться с американского eBay…
В движении
Салон автомобиля оставляет двойственное впечатление… С одной стороны, все элементы управления интуитивно нащупываются и практически не требуют привыкания. Шикарные кресла позволяют смело отправляться в длительные вояжи от рассвета до заката без опасений, что к обеду у вас скрючит поясницу или заноет шея… Радует простором багажник, который при опущенных спинках заднего дивана превращает мажорскую купешку в очень практичный грузовоз.
При этом пластик торпедо скрипучий, постоянно беспокоящий сверчками то тут, то там. Этот «Проуб» – дорестайлинговый в своем поколении, и на нем вдобавок еще стоят весьма неудачные карты дверей, составные из нескольких пластиковых элементов, резонирующие и дребезжащие, с внутренними рукоятками, выполненными в виде неудобных ниш, способных выполнять одновременно роль лотков для мелочей (на рестайле обшивки дверей стали иными, получив в том числе полноценные внутренние ручки). Шумоизоляция неважная, чему опять же способствуют двери – они безрамочные, и с учетом возраста машины уплотнения теряют форму и эластичность…
Обзорность с места водителя в передней полусфере безупречная, а вот сзади уже видимость так себе, как и у многих «купешек». Пресловутые «слепые» фары светят, кстати, весьма посредственно, поэтому нынешний владелец решил не снимать приколхоженные прежними хозяевами нештатные противотуманки..
Ждать спортивной прыти от этого «пони-кара» со снаряженной массой 1300 кг и 118 лошадиными силами не стоит – более-менее приемлемым потенциалом обладает лишь 165-сильный 2,5-литровый мотор. По динамике Probe c 2-литровым атмосферным мотором очень напоминает любой массовый современный «бюджетник» типа Rio, Rapid, Vesta и тому подобных с двигателями 1,6-1,8 литра и массой меньше «Проуба» на 100-200 килограммов. Ввязываться в светофорные контесты владельцу «маздофорда» не стоит.
При этом управляется Probe весьма вкусно! Подвеска достаточно жесткая, на неровностях она отдает в зад даже через комфортные подушки кресел и шумно сотрясает пластик, но зато рулится машина четко и прогнозируемо, практически «полуспортивно», проходя повороты и не раскачивая кузовом. Руль упруг и отчетливо связан с колесами без намека на традиционную американскую ватность. Вот еще поменьше бы радиус поворота, а то маневрировать в узких дворах на Probe – занятие не из приятных…
История модели
История Ford Probe очень тесно связана с другой, еще более прославленной фордовской моделью – Mustang. При том что технически и эволюционно эти автомобили не имеют между собой ничего общего…
Изначально, в 60-х, концепция Мустанга задумывалась, как то, что впоследствии стало известно под названием Pony Car. Именно Мустанг принято считать прародителем этого условного класса машин. Пони-кар – младший брат масл-кара. В противоположность полноразмерному тяжелому заднеприводному купе с могучим мотором, «пони» были компактными, легковесными, оснащались малолитражными по американским меркам двигателями, при этом завлекая броской и дерзкой спортивной внешностью.
Несмотря на ироничное имя «Пони», Ford Mustang имел успех. В 1994 году вышло его четвертое поколение, но работа по подготовке к проектированию началась гораздо раньше – еще в начале 80-х. В то время Ford как раз разворачивал активное сотрудничество с японской Mazda, приобретя существенный пакет ее акций, и это партнерство нередко представляло собой практичный бейдж-инжиниринг – фургон Mazda Bongo продавался в Штатах как Ford Econovan, Ford Festiva был построен на платформе Mazda 121, Mazda Demio – на платформе Ford Fiesta и т. п.
Такой же коллаборацией было решено сделать и новый Mustang, для которого весьма опрометчиво взяли за основу переднеприводную платформу Mazda Capella/626 – весьма удачную и хорошо продававшуюся в США. Однако когда уже контуры экстерьера окончательно сформировались на мастер-моделях, одно из американских автомобильных изданий опубликовало статью о «покушении на национальное наследие» – дескать, возмутительно, что новая генерация легендарного Мустанга станет переднеприводной и фактически японской…
Подобная информация всерьез грозила провалом продаж, и инженерам Ford пришлось все начать заново, вернувшись к заднеприводной платформе Fox, на которой базировался и предыдущий Мустанг. В итоге третьему поколению Мустанга освежили железо и внепланово продлили пребывание на конвейере. Ну а разработанный на основе Mazda 626 проект не пропал впустую – машина получилась стильной и броской и в 1989 году поступила в продажу под именем Ford Probe: «ракетный» дизайн должен был ассоциироваться с межпланетными исследовательскими станциями-зондами.
Кстати, не все знают, что дизайнер «Проуба» – женщина! Мими Вандермолен – вообще одна из первых представительниц прекрасного пола в автодизайне в целом, и в компании Ford – в частности. Авторитет она заработала, руководя созданием интерьера для Ford Taurus 1986 года, который буквально вытащил компанию из творческого и финансового кризиса, в каковой она погрузилась в конце 70-х!
Ford Probe, выйдя между поколениями Мустанга, полностью соответствовал концепции пони-каров – выглядел, как крутая спортивная тачка, но не претендовал при этом ни на какие шоссейные подвиги со своим рядными 4-цилиндровыми моторами с мощностью, едва превышающей сотню «лошадей». Впрочем, как и в свое время Мустанг, Probe быстро получил модификацию с низкооборотным моментным трехлитровым V6 Vulcan, хотя и этот мотор на спортивный драйв не тянул, а был скорее маркетинговым решением – «теперь и с V!»…
Очертания кузова у обоих поколений были в целом весьма схожи, отличаясь в деталях, характерных для соответствующих десятилетий – форме бамперов, зеркал, оптики. Первое поколение полностью вписывалось в резкую и «граненую» стилистику 80-х, второе – соответственно, в сглаженное и более спокойное «био» 90-х. Первое поколение производилось с 1989 по 1992 и вышло тиражом около полумиллиона экземпляров, второе – с 1993 по 1997, и спрос на него упал в полтора раза. С появлением нового Мустанга в 1994 году интерес к Ford Probe начал стремительно снижаться, и в 1997 году это имя исчезло из модельной линейки Ford.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Обливать такое раптором это же издевательство, раптор это краска для охотничьих внедорожников "на убой".
Такую классику надо беречь, холить и лелеять. Больше таких машин не будет. Это по сути последние образцы, созданные для покупателя, а не обогащения недобитых маркетологов и экологов.
Видимо сказались требования пешеходной безопасности, но у американки крышки "слепых" фар доходят до бампера, без вставки между ними, как тут. Выглядит американский вариант чуточку почище, т.к. меньше стыков.
Ну а так машина классная, конструктивно простой, но интересный и нескучный автомобиль на каждый день, коих нынче не осталось.