В 70-х годах XX века автомобильный мир еще не погряз в глобализации, экологические нормы были максимально либеральными, а власть маркетинга еще не наложила свою широкую лапу на все стадии проектирования. Потому и продукция, выпускаемая концернами по разную сторону океана, выглядела максимально непохожей друг на друга.
Да что там, существовали целые классы машин, само существование которых потребителям с другого континента казалось не поддающимся никакому разумному объяснению. Наш сегодняшний герой – яркий представитель типично американского класса машин, гордо именуемых на родине Personal Luxury Car, – как раз из таких. Нелогичный и непривычный для европейца, но чертовски притягательный для ценителей всего прекрасного и четырехколесного – пришелец из солнечного штата Айдахо.
Галерея американского дизайна
Какой же он огромный! 5,8 метра длины (на полметра (!) больше, чем удлиненный S-класс) и всего две двери. Страна происхождения понятна и без звонка другу. Белый верх, шоколадный низ – такой автомобиль мог родиться только в стране бескрайних хайвеев и гигантских бигмаков. Следуя принципу «больше значит лучше», Lincoln Continental Mark IV стал крупнее и своего предшественника, и кровного врага Cadillac Eldorado.
Не буду повторяться, используя набившие оскомину штампы «бескрайний капот» и «тонны хрома». Все это есть и у соплатформенного Ford Thunderbird, и у большинства «американцев» тех лет. Mark IV хорош деталями. Не зря же он пленил даже главного советского коллекционера медалей и автомобилей тех лет…
Спереди главную роль играет массивная шестиугольная решетка радиатора в стиле Rolls-Royce, увенчанная эмблемой с названием модели и линкольновской розой ветров на ножке. Конкуренцию ей могут составить только эффектные фары, ждущие своего часа под сдвижными панелями. На левой из них скромной вязью начертано «Continental». На этом фоне выступающие передние крылья, несущие печать былого буйства «детройтского барокко», и вписанные в них громадные поворотники, скрытые хромированными сеточками, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся.
Неспешно прогуливаясь вдоль борта, замечаю непривычную современному глазу узкую колею – колеса сильно утоплены. Даже не представляю, какой величины проставки потребовались бы для приведения автомобиля к нынешним стандартам красоты. Отрадно, что 15-дюймовые колеса сдержанного дизайна с ностальгической белой полосой на боковине нисколько не теряются в громадных арках. Боковые «оперные окошки» на задних стойках виниловой крыши помечены фамильным гербом марки. Дебютировав на данном поколении купе, эта стильная деталь стала отличительной чертой модели вплоть до 1984 года. Главное украшение линкольновского профиля – заказной барельеф, идущий вдоль борта, словно лепнина на стене замка.
Сзади правит бал фамильная выштамповка под запасное колесо, дебютировавшая на Mark II. Для тех, кто забыл, с кем имеет дело, имеется очередная надпись «Continental». Интересная деталь: при наличии кнопки открывания багажника из салона его также можно закрыть и открыть отдельным ключом – достаточно сдвинуть эмблему на крышке. Оптика, вписанная в кили хвостовых огней, отлично гармонирует с передними поворотниками, внешний вид которых я успел подзабыть, пока шел почти шесть метров от носа до хвоста.
Не автомобиль, а выставка американского дизайна 70-х годов. Даже наличие деталей от массовых Ford не портит картину. А ведь я рассказал только о части экстерьерных «фишек» исполинского купе. Но сил смотреть на великолепный интерьер со стороны больше нет, и, открыв гигантскую дверь, я сажусь в салон.
Гостиная
В салоне царит демократия. Это я про распределение жилой площади между пассажирами и водителем. Кузов двухметровой ширины позволил установить шикарные кожаные – нет, не кресла – диваны! Для обоих рядов. Вместить шесть человек – никаких проблем, пространства хватит всем.
Интерьер, фигурировавший в фирменном буклете Lincoln как Option Luxury Group, решен в той же шоколадно-белой цветовой гамме, что и кузов. Деталей, выбивающихся из общего стиля, тут попросту нет. Вся фурнитура – металл. Подавить в себе желание отломить что-нибудь на память – очень сложно. Массивная передняя панель чуть развернута в сторону водителя и отделана, увы, не деревом. Для американских автомобилей тех лет качественная имитация была в порядке вещей. Дерево – вот оно под окном растет, что в нем удивительного? А тут – модный синтетический материал. Но сделано все на высшем уровне, и никакого обмана потребителя, ведь в фирменном каталоге нет ни слова про деревянную отделку. Сравните с современным подходом, когда любую имитацию гордо именуют «шпоном».
Оснащение богатейшее даже по сегодняшним меркам. Климат и круиз-контроль, несметное количество регулировок сидений, обогрев заднего стекла и даже электрический люк в полкрыши. Опция, кстати, не из дешевых, $1 000 – почти 10% от стоимости автомобиля. Фанаты автозвука оценят аутентичную магнитолу формата 8 Track. Это чисто американское изобретение и ближайший родственник уже подзабытых нами кассетников. «Питается» проигрыватель толстенькими коробочками с магнитной лентой внутри. А вот и подходящий саундтрек для прогулки – Hugo Montenegro – Lara's Theme from «Dr. Zhivago».
Морская прогулка
Заводится исполин типичным для «американцев» тех лет способом. Маленький, словно от почтового ящика, ключик вставляется в выступающую хромированную личинку замка, которую и нужно повернуть для пробуждения 7,5-литрового карбюраторного V8. Вдох-выдох, релакс! Для управления автомобилем из породы персональных люкс-купе суета ни к чему. Вальяжно развалившись в мягком кресле и выставив локоть в окно, я вывожу заднеприводную сухопутную яхту на прогулку. Поплыли.
От морских ассоциаций никуда не деться. Звук мотора, работающего практически на холостых (крутящий момент без малого 500 Нм), напоминает бурчание катера, разрезающего водную гладь. Клаксон из той же оперы, не иначе как снят с парохода. Только что плеска воды за бортом, то есть окном, не слышно. Качка тоже присутствует – в поворотах, траекторию которых приходится нащупывать с помощью невесомого руля с тонким ободом (почти 4 оборота от упора до упора), гигант величаво кренится всем своим 2,5-тонным телом. Тормозить лучше заранее, но удовольствие от убаюкивающего покачивания после полной остановки вы обязательно получите. Заодно можете и заправиться. Меньше 30 литров 92-го бензина на сотню при спокойной городской эксплуатации Lincoln пить отказывается.
Чем больше тестирую олдтаймеры, тем больше убеждаюсь, что все самые необходимые опции придумали уже давно, а производители лишь бесстыдно сдувают пыль с давних решений, выдавая их за ноу-хау. В автомобиле 75 года выпуска уже были фары с функцией подсветки в поворотах, а омывающая жидкость подавалась на стекло прямиком из щеток. Стоит отметить и антиблокировочную систему тормозов задней оси, именуемую SureTrack, и, конечно же, потрясающую шумоизоляцию. Даже конкуренты из Cadillac признавали ее высочайший уровень. А в моем личном рейтинге Lincoln с легкостью подвинул Mercedes W140, прежнего фаворита в этой области.
Янки-кар немыслим без милых несуразностей, непривычных для европейцев. Дальний свет фар включается нажатием педали слева от тормоза. «Ручник» низведён в ранг «ножника». А вот дистанционная регулировка зеркал, реализованная не с помощью обычных в нашем понимании электроприводов, а посредством сложной системы тросиков, скрывающейся в недрах передней панели, – это реально круто. Правда, не видно в них ни черта, но это особенность всех американских авто. Выручают громадная площадь остекления и почтительное отношение всех участников движения к американскому крейсеру.
Проникнувшись расслабленным духом купе, я не стал утруждать себя считыванием показаний спидометра. Не барское это дело – мили в километры переводить. Похожим образом думали и фордовцы – по приборам можно узнать только скорость и остаток топлива в 100-литровом бензобаке. О случившейся неисправности хозяина известит ряд контрольных ламп, расположенных над магнитолой. И правда, сэр, зачем вам знать заряд аккумулятора или температуру двигателя? Lincoln обо всем позаботится, включите музыку, закурите сигару, обнимите подружку и наслаждайтесь поездкой. Вам и тахометр не нужен, сэр. Только взгляните, как изящно смотрятся на его месте часы Сartier.
Что мы потеряли
Вождение любого олдтаймера – всегда праздник, ведь машины для мужчины – те же игрушки. Но старые американские дредноуты – особая каста. Пятнадцать минут за рулем такого крейсера – это спа для души и тела любого, кто влюблен в автомобили. Стресс снимает как рукой, проверено лично.К сожалению, сама идея Personal Luxury Car похоронена, кажется, навсегда. В современном мире, где любая двухдверка просто обязана быть супер-пупер спортивной, не осталось места аналогам домашнего дивана с мотором. А жаль.
История модели
Lincoln Continental Mark IV впервые был представлен в 1972 году, одновременно с соплатформенным Ford Thunderbird. Основной целью модели было закрепить успех предшественника, сумевшего навязать практически равную борьбу своему заклятому конкуренту Cadillac Eldorado.
Дизайн и техническая составляющая существенно не изменились, зато в размерах новый Continental увеличился по всем параметрам. Длина купе равнялась без малого 5,8 метрам при колесной базе чуть более 3 метров. Тащил все это хозяйство 7,5-литровый V8 Ford 385, состыкованный с безальтернативным трехступенчатым «автоматом».Насчет мощности двигателя показания расходятся – разные источники называют цифры от 200 до 340 л.с. Почему? Все просто: аккурат на 1972 год пришлась реформа измерения мощности – производителям запретили заявлять так называемую брутто-мощность мотора со снятым навесным оборудованием и иногда даже без выпускного коллектора. Соответственно в районе 200 сил – это нетто-мощность, а в районе 340 – брутто.Но вернемся к автомобилю. На протяжении всего срока выпуска он почти не претерпел изменений. Единственная существенная корректировка внешности, заключавшаяся в появлении новых безопасных бамперов, выдерживающих удар от столкновения на скорости до 5 миль в час, произошла уже спустя год после дебюта. Модель прославилась несколькими дизайнерскими сериями, созданными в сотрудничестве с Cartier, Givenchy, Bill Blass и Pucci. Mark IV передал эстафету преемнику в 1977 году. Всего на заводе в городе Виксом, штат Мичиган, было собрано около 270 тысяч купе этого поколения.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Старые янки, конечно, чертовски хороши
Скоро у нас появятся еще БОЛЬШЕ старых янки)) stay tuned.
Всё это замечательно,но где же,собственно,сам тест-драйв? Технические и производственные данные можно без труда нарыть в любом collector's handbook-е ,для этого вовсе не обязательно ни на чём ездить. А вот каковы личные ощущения автора именно от поездки?
Отличная статья, классные фотки!
ПОЖАЛУЙСТА ДЕЛАЙТЕ ПОБОЛЬШЕ ТЕСТ ДРАЙВОВ АВТО АМЕРИКАНСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ!!!!
Впечатления — супер!! ))
стараемся ;)
Всем привет! я тоже являюсь обладателем американского авто, Бьюик ле сейбр 92 года, очень люблю свою машину,это не линкольн конечно но всё же, я езжу каждый день и радуюсь некоторые люди кто понимает машут мне типа круто чел. и настроение поднимается от этого.
Интересно, а авто 1992 года станут когда нибуть раритетом? или это удел самых ранних моделей. Раскажите об этом пожалуйста.
Игорь, для меня уже стали))
Да и в общепринятом понимании 23 летний авто без пяти минут янг-таймер. К тому же семейство La Sabre уже 10 лет как похоронили, так что у вас очень интересный экземпляр. Если вы территориально в Спб буду рад познакомиться с ним живьем)
Да, когда- то в далеком уже 93 году в Самаре я нежданно-негаданно стал владельцем Линкольн - Континенталь 89 года выпуска. Потрясающий автомобиль, до сих пор потрясающие впечатления от владения сим заморским чудом! С тех-то пор не отпускает тяга к автомобильному хорошему, прекрасному. Совершенству...
Завидую я вам)