История вопроса
Наверное, не стоит в третий раз рассказывать, откуда появились эти необычные автомобили, построенные на базе Lada Niva Legend. Мы уже тестировали одну похожую машину, а более подробно о разработке этих автомобилей рассказывали в рамках тест-драйва фургона на базе Лады Ларгуса. Теперь у нас две, на первый взгляд, разные машины тех же компаний «ПромТех» и ООО «Швабе-СпецАвто», но по большому счёту разные у них только надстройки, а вот шасси одинаковые. И они, как ни странно, немного отличаются от шасси той же Niva Legend Primа, на которой я имел счастье ездить в прошлый раз на Дмитровском полигоне. Давайте рассмотрим их поближе.
Чуть короче и заметно мощнее
Технология превращения серийной Niva Legend в Niva Legend Kub и Prima АСМП осталась неизменной. В основе лежит обычная трёхдверная Нива, кузов которой сначала был безжалостно попилен «болгаркой». Безжалостно – это не бестолково. Ниву надо уметь правильно порезать, потому что построить из машины с несущим кузовом машину, в которой есть и фрагменты несущего кузова, и пространственной рамы, довольно сложно.
Передняя часть Нивы тут остаётся полностью заводской. А вот всё остальное – это полёт технической мысли на грани авантюризма. Кузов Нивы режут позади дверей, оставляя целыми лонжероны кузова и частично пола. Лонжероны усиливают алюминиевой фермой, к которой крепят подрамник для задней подвески. А любая надстройка не просто устанавливается на шасси, а становится частью пространственной рамы. Прочный каркас надстройки связывается и с лонжеронами кузова, и с задней стенкой остатков кабины Нивы, и даже с крышей кабины (через кронштейны, связывающие крышу над головами водителя и пассажира с передней стенкой фургона). Эти кронштейны спрятаны под спойлером, который не только является элементом дизайна, но и нужен для придания хотя бы какой-то аэродинамики. Само собой, говорить об аэродинамике Нивы серьёзно – это всё равно что оценивать гуманность казни неожиданным выстрелом в затылок, но хотя бы что-то сделать стоило. Ну а в случае с машиной «Скорой помощи» Prima АСМП в спойлере стоит ещё и проблесковый маячок («мигалка» или «синяк», если по-простому). Кстати, его тоже изготавливают на заводе своими силами: импортозамещение на «ПромТехе» – слово священное.
Передняя подвеска Нивы остаётся без изменений, а вот задние подвески тестируемых автомобилей заметно отличаются от подвесок стандартной Нивы.
У этих машин выросли и грузоподъёмность (у Niva Legend Kub она составляет 850 кг), и разрешенная максимальная масса (в среднем – на 500 кг относительно стандартной Нивы). Поэтому задние рессоры пришлось заменить на усиленные – от ВИСа. Кроме того, тут есть и пневмобаллоны. О сложной «пневме» речи не идёт, но в наличии и баллоны, и манометр, и даже компрессор. Всё это позволяет регулировать жёсткость задней подвески в зависимости от нагрузки.
Коробка передач осталась стоковой, а вот кардан пришлось переделать. Так как база автомобиля по сравнению с трёхдверкой выросла на 400 мм, то кардан пришлось ставить более длинный. А в качестве бонуса вместо крестовин в карданной передаче использовали ШРУСы. И это хорошо: хотя бы чуть-чуть трансмиссия Нивы станет тише. Кстати, вот тут есть отличие от предыдущей Niva Legend Primа: у той база была вытянута на 500 мм, а у сегодняшней машины – на 400. Как сказал представитель завода, полметра прибавки оказались избыточными – 40 сантиметров вполне достаточно и для размещения надстройки, и для обеспечения лучшей управляемости.
Ну а теперь самое интересное: что это за двигатель «повышенной мощности»? Заявлен показатель в 106 л.с., что может навести на мысль о моторе ВАЗ-21127 такой же мощности, знакомом, например, по Калине-2 или Гранте. Но с выпуском этого 16-клапанного мотора есть сложности (хотя бы по причине использования деталей ЦПГ Federal Mogul или привода ГРМ с компонентами Gates). Оказывается, всё намного проще: мощность в 106 л.с. стал выдавать всё тот же нивовский ВАЗ-21214 после того, как с ним поработали на «ПромТехе». Точнее, поработали партнёры «ПромТеха» – сам завод непосредственно моторами не занимается, у него хватает своей работы. Что, впрочем, не отменяет главного вопроса: что сделали с этим почтенным мотором, чтобы вытащить из него такой табун лошадей?
Тут представителю «Промтеха» позавидовали бы даже партизаны: такой выдержки и сдержанности не видели даже они. Формулировка его ответа проста: «приняли комплекс мер». Но что под ней скрывается? Почти ничего конкретного в ответ на вопросы мы не получили. Однозначно использовался чип-тюнинг (это единственное, о чем было сказано прямо), но он один таких результатов не даст. Для успокоения совести я запросил комментарий о потенциале этого мотора у наших партнеров, занимающихся тюнингом, и они лишь подтвердили предположения.
На атмосферном моторе возможность дальнейшего роста мощности ограничивается невозможностью физически увеличить цикловое наполнение цилиндров топливовоздушной смесью. Альтернативный вариант увеличения мощности на атмо-моторе – это увеличение отсечки по оборотам, но и в данном случае на данном моторе это может привести только к выходу мотора из строя, поскольку конструктивно он не рассчитан на более высокие обороты. Для доводки мотора до указанной мощности наверняка пришлось заняться механическими работами, но какими именно – заочно сказать трудно.
В общем-то, этого я и ожидал. Вскользь упоминали хромирование коллектора, но этого тоже будет недостаточно. Равно как и установки поршней с другой формой днища. Так что, скорее всего, под формулировкой «комплекс мер» скрывается в первую очередь расточка блока. А такой вид тюнинга этого мотора практикуется давно. Впрочем, любителей «раскочегарить» нивовский мотор хватало всегда.
Теперь пару слов о надстройках. Первая машина – «Скорая помощь», она же АСМП класса В, способна перевозить до двух пациентов и бригаду из трёх врачей. Одно из преимуществ такой «скорой» – это очень высокая степень локализации. И дело не только в отечественном шасси, но и в медицинском оборудовании, и деталях салона, включая кресла, каталку, аппарель и всё прочее. Всё это сделано в ООО «Швабе-СпецАвто», то есть наше, родное, а не импортное.
Теоретически такая полноприводная машина может быть очень полезной для транспортировки больных из какой-нибудь глубинки до приличной больницы. А в крайнем случае первую помощь можно оказать и в машине. Правда, несмотря на солидные размеры салона (2505х1685х1710 мм), в полный рост тут встать у меня не получилось. Простая математика: с ростом 180 см и высотой потолка в 171 см это невозможно. Но вот низкорослый врач сможет работать даже с комфортом. Впрочем, эта машина – не мобильная операционная, так что претензий нет. Вряд ли врачам в «буханке» намного уютнее.
Отмечу, что эта машина может быть не только в виде АСМП Класса В, но и в виде АСМП Класса А (у них отличается медицинская «начинка»), мобильной лабораторией, автомобилем МЧС, полиции, аварийной службы, автомобилем для коммунального хозяйства, лесной охраны или энергетических компаний. Оно и понятно: проще экстренно приехать и перекрыть протёкший стояк в доме на Ниве, чем на трёхосном Камазе. Рациональное зерно есть.
Тем не менее вторая машина выглядит ещё интереснее. В нашей версии это грузовой фургон объёмом 4,9 куб.м. Внутренние размеры – 2400х1460х1350 мм. Если кому-то привычнее измерять в европаллетах, то их можно поместить три штуки. Можете кидаться в меня помидорами (лучше, конечно, свежими), но выглядит эта Niva Legend Kub не так плохо, как могла бы выглядеть Нива. Дизайнерам удалось сделать её не настолько «кубической», и в целом она весьма гармонична. Оптика, конечно, – дело вкуса, но здесь это больше вопрос сертификации и функционала.
Так же, как и первая машина, Niva Legend Kub может существовать в разных вариантах: помимо грузового фургона есть его грузопассажирский вариант на пять мест и полезным объёмом 3 куб. м, пассажирский вариант (7/8+1 место), рефрижератор полезным объёмом 4 куб. м и все те же спецавтомобили, что и в случае с предыдущей машиной (кроме АСМП Класса В). По большому счёту, у нас сейчас вообще нет семи- или восьмиместных машин (Ларгус, увы, уже не в счёт), так что, может быть, кого-то заинтересует и такая версия Legend Kub.
У нашего тестового «кубика» есть один недостаток: это предсерийный экземпляр, поэтому кое-что в нём ещё не доделано. Что именно – расскажу в ходе пробной поездки. То есть, прямо сейчас.
Теперь ещё и едет!
Автожурналистам всегда очень льстит, когда производители прислушиваются к их мнению. Ещё весной на тесте Нив от «Промтеха» мы жаловались на две вещи: некоторую тесноту в кабине (стенка фургона не позволяет откинуть спинку кресла, из-за чего водителю даже среднего роста было не очень удобно) и недостаточную мощность мотора. В этот раз на нас ехидно посмотрели и сказали: «Сами же жаловались – вот, получайте». И мы получили.
Да, исправили не только мотор. Наконец-то при посадке в «Скорую помощь» я с удовольствием отодвинул сиденье назад и откинул спинку – красота! Ну что, сидеть удобно, мотор мощный, чего ещё желать? Конечно, при виде интерьера Нивы вспоминаются слова «домострой», «оброк», «ключница» и что-то ещё дореволюционное, но уж как есть. И в фургоне сзади едет, наверное, не врач, а лекарь, но и ладно. Главное – едет.
Большой разницы между двумя машинами нет. Субъективно – Kub едет немного легче. Скорее это связано с его массой и лучшей аэродинамикой, но отличие не слишком существенное. В остальном машины одинаковые.
Конечно, мотор повышенной мощности не сделал Ниву спортивным болидом. И просто болидом он её тоже не сделал. Но хотя бы на первой-третьей передачах она стала разгоняться. На четвёртой и тем более на пятой ускоряться она практически не может, но этого и не требуется (особенно на пятой). Зато теперь можно условно быстро уехать со светофора, а на оборотах около трёх тысяч даже появился подхват, которого раньше на Нивах я не замечал. Ездить с этим мотором стало однозначно проще.
Стоит отметить, что это не финальная версия мотора. Возможно, серийный двигатель будет немного отличаться: необходимо найти компромисс между мощностью и ресурсом как самого мотора, так и трансмиссии. Пока остановились на цифре «106». Может быть, она и окажется оптимальной: это покажет время и некоторые дополнительные испытания.
Несмотря на то, что база автомобиля здесь увеличена не на 500 мм, а всего на 400 (до 3050 мм), управляемость и курсовая устойчивость хуже не стали, и они заметно выше, чем у стоковой «трёхдверки». А так как наши испытания проходили на Дмитровском полигоне, я не отказал себе в удовольствие на скорости около 70 км/ч заехать на «гребёнку». И вот тут мне шасси особенно понравилось: машина не скачет, не пытается уйти в сторону, а в кабине даже почти не трясёт. Для плохих дорог – самое то! Ну а для асфальта… Наверное, на асфальте Нива всё-таки не лучший вариант (там мне больше понравились промтеховские Гранты с АКП), но почему бы и нет?
Кстати, важный момент: на всех машинах есть и кондиционеры, и стеклоподъёмники, и подогрев сидений. Так что совсем уж обделённым себя не чувствуешь.
Что почём?
Разумеется, самое интересное – это стоимость этих машин. Но на момент тест-драйва и подготовки публикации цены ещё не были объявлены. Связано это с тем, что машины проходят необходимые испытания, в ходе которых, возможно, что-то потребуется изменить. Например, поставить более эффективные тормоза, которые даже на пустых машинах меня не слишком вдохновили (скорее всего, из-за подросшей массы машин).
Так что цен придётся подождать. Торопиться нам некуда – альтернатив все равно мало. Главное, довести эти машины до ума и до серийного производства, а покупатели найдутся. Во всяком случае, в «Промтехе» в этом уверены.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Хороший тест-драйв и метафоры интересные
И снова все те же вопросы:
И самый главный вопрос: зачем вообще издеваться над нивой когда есть готовый рамный уаз? Там просто бери профи с голым рамным шасси и делай что хочешь.
Нива создавалась как короткий и легкий внедорожник и со своей задачей она неплохо справляется даже в стоке спустя вся эти годы, но у нее нет потенциала и главное ресурса для роста и подобных извращений: конструкция нивы изначально с завода не имеет запаса прочности ни по одному узлу. Максимум на что она способна она получила сразу же с завода.
Очень бы хотелось почитать тест подобной техники в реальных условиях и с полной загрузкой. Возьмите машину на несколько дней и повозите разные доставки, покатайтесь по городу и области и многое сразу станет ясно
Очень крутой комментарий. Реально согласен. Плюс у уаза всё равно какая никакая АКП есть
Вот у вас уже и команда сформировалась, возьмите и сделайте, что мешает? Вы думаете в "штабе" дураки сидят и все эти вопросы себе не задавали, перед тем как начать проектировать, а тем более делать ходовые экземпляры? С Niko уже была дискуссия по этому поводу, сейчас он хоть со мной согласен, что только реальная эксплуатация расставит всё по своим местам. Я вот как раз вышеупомянутый Уаз-Профи считаю тупиковым проектом и таким же нишевым продуктом, который в рамках автозавода убыточен. Вроде бы в прошлом году директор Уаза (или кто-то из топов Соллерса) давал интервью, что жизненный цикл Патриота подходит к концу и отвёл ему ещё пару лет. Но и Автоваз тоже делал заявления, что в разработке новая Нива, и старушке пора на покой. Возможно из двух зол выбрали меньшее. Хотя с этого года ситуация кардинально изменилась, и планы автозаводов однозначно скорректируются.
Вы думаете в "штабе" дураки сидят и все эти вопросы себе не задавали, перед тем как начать проектировать, а тем более делать ходовые экземпляры? Если честно, то примерно так и думаю. Дураки. Был вариант брать машины на ВАЗе и они из них выжали все, что могли. А то, что это абсолютно не жизнеспособная техника-неважно.
Я уже выше описал почему такая нива обречена на провал.
только реальная эксплуатация расставит всё по своим местам. Вот для примера взять на тест (на недельку в колзоз, на стройку, на почту и тп) ниву и уаз и сравнить кто где лучше. Вангую нива провалится везде.
Я вот как раз вышеупомянутый Уаз-Профи считаю тупиковым проектом и таким же нишевым продуктом, который в рамках автозавода убыточен. Очень странное заявление. Я не люблю уаз, особенно за качество и отсутствие нормального двигателя, но машины подобные профи во многих странах мира пользуются устойчивым спросом тк для многих сфер нужно мощное шасси, а зачастую и полный привод.
Туда бы еще дизель нормальный... На газели (базовой заднеприводной) не особо поездишь по плохим дорогам, не получится работать на строительных объектах или пересеченной местности да и посадка там все таки не легковая (мне лично нравится, но кому то нет).
А уаз профи дает возможность полноценного использования на любых дорогах.
Просто газель это газель, а профи это профи. Как по мне это две разные машины для разных задач и не совсем корректно их сравнивать "в лоб". В городе на хорошей дороге естественно газель лучше, но если дорога плохая или отсутствует, то тут только уаз.
Вроде бы в прошлом году директор Уаза (или кто-то из топов Соллерса) давал интервью, что жизненный цикл Патриота подходит к концу и отвёл ему ещё пару лет. Я думаю теперь он (патриот и профи) будут жить плюс минус вечно. Как буханка.
Повторюсь, считаете себя умнее этих ребят, сделайте лучше. Это то же самое, что сейчас начать критиковать Галицкого за трансферную политику ФК Краснодар. Он платит, он решает. Мы, если поддерживаем, идём на стадион, если нет, пропускаем домашние матчи. ПромТех денег у нас с вами не просили (в отличии от проекта Zetta, там Минпромторг уже отслюнявил из бюджета несколько сотен миллионов, а готовый автомобиль мы, скорее всего, так и не увидим, да если и увидим, то целевую аудиторию и его коммерческие перспективы я себе плохо представляю), есть готовые товарные автомобили. Проводятся мало-мальские испытания на Дмитровском полигоне, вносятся изменения. Сертификацию проходят, значит безопасность обеспечивается. Не устраивает, игнорируем, устраивает, покупаем. Посмотрите на внутренний японский рынок (автомобильный, конечно), там каких только модификаций и моделей нет, и каждая из них находит своего покупателя. Причём там конкуренция значительно выше, чем у нас.
Это уёб...ще хоть платиной покрой останица уёб...щем!
Привет, уёб...ще!
Походу кто-то из конторы обиделся, они были уверены что сотворили шедевр :)