Он во все времена был героем анекдотов и поводом для насмешек. И одновременно Запорожец до сих пор обладает большой армией поклонников и может вызывать искреннее умиление. Чего же он заслуживает больше – любви или презрения? Проверим чувства отлично сохранившимся ЗАЗ-968М цвета «Охра» 1986 года выпуска – последней моделью в линейке классических Запорожцев.
Честно, не понимаю тех, кто насмехался над Запорожцем. У меня всегда было непреодолимое желание его обнять и пожалеть. С годами еще сильнее осознаешь, насколько ладным и удачным получился кузов, корни которого ведут еще к 966-й модели. Бытует мнение, что новое поколение Запорожцев было слизано с NSU Prinz. Наверно, адепты религии «все украдено» сильно бы удивились, если бы узнали, что первые прототипы 966-го Запорожца появились раньше. Просто у характерного водораздела кузова NSU и ЗАЗа есть общий источник вдохновения – Chevrolet Corvair. Но не будем углубляться в историю муз. Факт остается фактом: даже когда «ушастый» стал «мыльницей», гармонии он не утратил, хотя для 80-х машинка уже устарела.
А вот интерьер душевного тепла не вызывает, как ни крути. Он нарочито аскетичен, а посадка отсылает ко временам празднования 50-летия Октябрьской Революции. Педали смещены вправо, левой ноге мешает выступающая колесная арка. Зато какой легкий руль, хоть одним пальцем крути. Вот что малая масса животворящая делает.
Эх, эту бы легкость, да мотору! Хотя 40-сильный мелитопольский агрегат стал вершиной эволюции для заднеприводных ЗАЗиков, его маловато даже для легкого 968-го. Зато как он забавно тарахтит – этот звук ни с чем не спутать. Жаль, что 968М утратил еще один саундтрек – свистящие после 70 км/ч «уши». Но и без них машина вызывает какую-то наивную симпатию, которая рикошетит позитивом и от прохожих, и от соседей по потоку.
Плевать, что в позднем Советском Союзе про него думали – зато сколько вещей и людей он перевез, для скольких семей стал первым личным транспортным средством. Люди закрывали глаза на все недостатки, понимая, что они с лихвой окупаются ценой и неприхотливостью. Минусов, конечно, хватало. Ведь Запорожец не только медленно разгоняется, носиться на нем вообще дело неблагодарное и даже местами опасное. Я с содроганием вспоминаю поездку с отцом моего дачного друга на «купалку». Дядя Боря посадил нас, восьмилетних пацанов, назад и погнал по горкам и проселкам с такой скоростью, что, когда мы, наконец, приехали на речку и запрыгнули в воду, от нас, кажется, шел пар. И бог с ним, что набор сотни отнимает вечные полминуты. Нужно еще и в поворот войти, и вовремя остановиться, в конце концов!
Вот и теперь наш ухоженный экземпляр после зимней спячки никак не хочет разблокировать передний правый тормоз. Приходится останавливаться и поливать нагретое колесо водой из ближайшего пруда. Хотел бы я сказать, что мы остужаем передний правый диск. Но этих атрибутов взрослого автомобиля у Запорожца нет. Ведь ступицей служит тормозной барабан. Бездисковые колеса, это, конечно, дешево. Но не все хорошо, что дешево. Уходящие углы установки колес для «Запора» – обычное явление, которое владелец обязан держать в голове. Как и параноидально следить за температурой двигателя. Проблему перегрева двигателя до конца выпуска заднемоторных Запорожцев так и не решили, как и не сняли проблему с пожароопасной печкой, работающей на бензине.
Но есть дорожные условия, где любой Запорожец раскрывается во всей красе. Стоит съехать с асфальта, и понимаешь – да это же настоящий вездеход! И чем хуже бездорожье, тем очевиднее его преимущество. Какие там кроссоверы! – «Мыльница» на оффроуде заткнет за пояс иные внедорожники. А объяснение простое: постоянное загруженные ведущие колеса, клиренс в 175 мм, большие ходы подвески. И, конечно же, абсолютно плоское днище. Главное, чтобы на задних шинах был протектор, тогда Запорожец легко поплывет на брюхе по любой грязи, работая колесами, словно винтами.
Теперь не удивляюсь, что лет 30-40 назад частенько видел Запорожцы с зубастыми покрышками на задней оси. Как не удивительна и популярность «ЗАЗогонок». Но это не самая хорошая сторона истории Запорожцев. Мало кто покупал их, чтоб сберечь, а не гонять. Но в последние годы все чаще случаются другие истории: владелец сохраняет Запорожец для истории, чтобы на очередной выставке кто-то из посетителей чуть ли не со слезами на глазах сказал: «Боже, да у меня же дедушка на таком ездил!».
В СССР было много интересных проектов, так и не пошедших в серию. В начале 60-х на ЗАЗе спроектировали целое семейство любопытных сельских грузовичков семейства 970. Причем были как заднеприводные модификации, так и машины с колесной формулой 4х4.
Двигатель, как и у Запорожца, располагался сзади. Унификация по агрегатам была максимальной. В линейке был не только цельнометаллический фургон, но и бортовой грузовичок. А у полноприводного 971 была и пассажирская модификация.
Жаль, что проект не дошел до серийного производства. У завода просто не было мощностей на освоение еще одного семейства. А ведь компактный и недорогой бескапотный микроавтобус с полным приводом наверняка бы пользовался спросом, причем не только в границах СССР.
Технические характеристики ЗАЗ-968М «Запорожец» | |
Кузов | |
Тип кузова | седан |
Число дверей/мест | 2/4 |
Длина/ширина/высота, мм | 3765/1490/1400 |
Колесная база, мм | 2160 |
Колея передняя/задняя, мм | 1240/1226 |
Масса снаряженная/полная, кг | 800/1180 |
Объём багажника, л | 197 |
Двигатель | |
Тип | бензиновый, атмосферный |
Компоновка и расположение | V-образный, сзади, продольно |
Число цилиндров/клапанов | 4/8 |
Рабочий объём, см³ | 1198 |
Мощность, л.с./об/мин | 41/4400 об/мин |
Крутящий момент, Н•м/об/мин | 74/2700 |
Трансмиссия | |
Коробка передач | механическая, 4-ступенчатая |
Привод | задний |
Ходовая часть | |
Подвеска передняя | независимая, рычажно-торсионная |
Подвеска задняя | независимая, двухрычажная |
Тормоза передние | барабанные |
Тормоза задние | барабанные |
Рулевое управление | глобоидальный червяк с двойным роликом |
Размерность шин | 155/70 R13 |
Эксплуатационные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 118 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 35 |
Расход топлива, город/загород/смешанный, л/100 км | н.д./н.д./6,2 |
Ёмкость топливного бака, л | 40 |
Топливо | АИ-76 |
Дорожный просвет, мм | 175 мм |
Благодарим Кристину Трактирову за предоставленный автомобиль
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Запорожец- это натуральная хохляцкая диверсия и саботаж.Вместо того что бы сделать пусть дешевую и простенькую,но надежную машину для небогатых тружеников советского союза ,они выкатили убожество,которое вымотало все нервы своим владельцам.
По моему,единственное убожество,это ты мой дорогой друг.
А вот дефлекторы из моторного отсека зря сняли. С ними двигатель меньше грелся. Самое главное, меньше грелся бензонасос. Кажущаяся положительная для температуры пустота в моторном отсеке на деле вредит температуре.
А как же главная фишка Запорожца, которой, по словам Кларксона, даже в Майбахе нет: лючок в полу для зимней рыбалки? 😉
И да, кажется это был самый мощный v4 (не припоминаю кто еще до этого додумался)!
Первый раз слышу, чтобы Запорожец называли мыльницей...
Мыльницей называли горбатого. У предшественника этого было прозвище «ушастый». Последний был просто Запором.
Эх, 970 жалко, если бы вышел - была бы бомба! Реально стал бы культовым аппаратом! Я бы и сейчас такой купил,
Можно купить японский кей кар.Там есть аналогичные варианты с вагонной компоновкой.За исключением правого руля они будут лучше любого российского изделия.
А как там насчёт ДВС и CVT у кей-кара ... !? СКОЛЬКО это будет стоить в процессе эксплуатации ... ... !? ОСОБЕННО - CVT !? Я имею ввиду - МАСЛО ... ... !? Не говоря уже обо всём остальном ... !
Даже при нынешних условиях, стоить оно будет 3 копейки, там того масла три стакана раз в год, это вам не 7 литров 0W20 в китайский трехцилиндровый турборобот
РОДНЫЕ НАШИ !!! ЛЮБИМЫЕ !!! По дурости нашей многовековой , загубленные ... ... !!!!!