Всевозможные ассистенты
Интересен нынешний Patriot. Вряд ли найдётся на российском рынке более противоречивый автомобиль: при всех несомненных плюсах у него целый «букет» врождённых проблем, с которыми все эти годы инженеры более или менее успешно борются. Вся жизнь Патриота – борьба! Вот оно, мускулистое «тело», стоящее на не желающих обрастать мускулами «ногах» (ни дать ни взять проблемная группа мышц у атлета), вот он, осовремененный мягким пластиком интерьер с непрезентабельной «баранкой» и скрипящими поручнями дверей. Вот современная мультимедиа-система с навигацией, вот «шайба» режимов электронноуправляемой «раздатки», а рядом – дребезжащий на ходу рычаг КП…
Однако мы в салоне этого Патриота вовсе не затем, чтобы повторять то, что уже однажды неплохо сказано – в начале 2016-го мы подробно знакомились с обновленным Патриотом текущего поколения. Но кто бы мог подумать, что Патриот, вполне вероятно, станет настоящим пионером, примерив на себя серийную систему ADAS Vision российской разработки. Нам удалось поездить на машине с прототипом системы, демонстрирующим её возможности.
Уазовцы начали присматриваться к этой теме не вчера – ещё в 2015 году они показали прототип системы ADAS от российской ITseez, впоследствии купленной корпорацией Intel. Но нынешняя система ADAS Vision, показанная в июле 2016-го – иная. Об основных функциях этой системы мы уже писали: это отслеживание дорожной разметки, помощь в пробках, помощь при парковке и распознавание знаков.
Разработчиком первой, второй и третьей функций (и заодно и интегратором всего проекта) выступает компания «Системы ПАРКМАСТЕР», многие годы создающая и реализующая в России парковочные ассистенты и системы контроля давления в шинах. А распознаванием знаков занимается НПП ИТЕЛМА, также российская компания, поставщик автоэлектроники для Renault-АВТОВАЗ, Группы ГАЗ, Соллерс, КАМАЗ и других производителей. Впоследствии ИТЕЛМА планирует усилить своё присутствие в проекте ADAS Vision, предложив свой вариант распознавания разметки, а также (внимание!) систему распознавания пешеходов, совмещённую с функцией экстренного торможения.
Но это всё в будущем, а как работает то, что есть сейчас?
Система имеет степень автоматизации «0» – то есть может только предупреждать водителя о каких-либо «нарушениях». Степени автоматизации «1» и «2» предполагают вмешательство электроники, соответственно, в работу тормозной системы и рулевого управления. Однако для той ADAS Vision, что стоит на Патриоте, это, судя по всему, очень дальняя перспектива – первые серийные образцы будут работать примерно так же, как прототип, за исключением того, что к визуальному отображению, скорее всего, добавится предупреждающий звуковой (или голосовой) сигнал.
Сейчас же на установленном в салоне крупном мониторе мы видим картину перед автомобилем и наложенные на неё две трапециевидные рамки зелёного цвета – мы едем по средней полосе, и система видит разметку с двух сторон от автомобиля.
«Глаз» системы – это камера на массивном металлическом кронштейне, который необходим на прототипе, чтобы менять объективы, смотреть, как реагирует система, и подбирать оптимальные варианты. На серийном образце и монитор, и камеры (всего их четыре) будут размещены более привычным образом.
Чтобы «нарушить», нужно сместиться из своей полосы, не включив поворотник. Пробуем проделать этот манёвр несколько раз. В девяти случаях из десяти одна из трапеций становится красной, то есть электроника реагирует корректно, но иногда «теряет» разметку и остаётся совершенно безразличной к опасному манёвру – и это при том, что визуально разметка выглядит весьма отчётливой.
Словом, тут есть, что дорабатывать – алгоритмы работы должны учитывать и износ разметки, и сложные дорожные условия, и время суток.
Вторая функция – это помощь водителю в трафике. Система отслеживает расстояние до впередиидущей машины и предупреждает о возможном столкновении. На монитор, помимо картины перед автомобилем, в этом случае выводится «вид сверху», как на некоторых современных полноразмерных SUV: в центре кадра имеется картинка автомобиля, а вокруг неё размещены состыкованные «вкруг» изображения с четырёх камер – передней, задней и боковых, смотрящих вниз из корпусов зеркал. Стыковка пока неидеальна – «швы» изображений заметны невооружённым глазом – но гораздо важнее то, что в режиме пробки система видит препятствия, окрашивая красным графические конусы вокруг автомобиля, и в ряде случаев реально поможет в плотном трафике не «упереться» во впередиидущего – равно как и предупредить, если кто-то подкатился к вам слишком близко сзади.
Ещё она может подсказать, когда машина впереди вас тронулась, но тестирование этой актуальной в пробках функции мы провести не успели. А вот парковаться «по картинке» попробовали, и получается здорово – Патриот, как заправская иномарка, «упаковывается» в узкое парковочное место с первой попытки и без единого взгляда через стекла и зеркала, только по виду на экране монитора. Он, кстати, сенсорный, и с него можно управлять переключением камер, а можно выбрать автоматический режим. Пока непонятно, насколько востребованным будет распознавание разметки, но такой парковочный ассистент будущим владельцам Патриота, с учётом его размеров, точно придётся по душе.
Наверняка будет оценена по достоинству и функция распознавания знаков. Сейчас ADAS Vision «выучила» только знаки ограничения скорости и отмену ограничений заодно со знаком «отмена всех ограничений». Поднять «эрудицию» электронного блока можно без проблем, но главный вопрос, который нужно решить – о каких же именно знаках нужно предупреждать водителя? Вероятно, в первый серийный вариант «зашьют» также распознавание знаков «остановка запрещена» и «кирпич». Интересной идеей разработчикам представляется распознавание знака пешеходного перехода – в этом случае можно будет приводить в состояние повышенной готовности систему экстренного торможения, а также совместить работу с функцией распознавания, собственно, пешеходов…
Но проблем тут хватает. Хорошо, если дело происходит днём или на освещаемом пешеходном переходе, но… сколько таких в России? Сделать пешеходов видимыми для автомобильной электроники в любое время суток и в любую погоду – это задача, над которой бьются лучшие IT-специалисты ведущих автомобильных компаний... С более близкими перспективами отечественной ADAS Vision дела обстоят попроще: что касается дорожных знаков, то вполне реально научить систему распознавать их в почти кромешной тьме и под обильным снегопадом – хотя и это очень серьёзный вопрос, но он решается камерами с широким динамическим диапазоном и, может быть, применением инфракрасной подсветки приближающегося знака. На данный момент, по словам разработчиков, система корректно отрабатывает в случаях, если на знак падает тень или он загорожен ветками деревьев.
А как быть с широкими трассами, ведь знаки стоят на обочине, а вы можете двигаться по третьему или даже четвёртому ряду – распознает ли система знак «боковым зрением»? Распознает, уверены авторы проекта. Сейчас как раз идёт подбор объективов для камеры (помните, зачем нужен этот громоздкий кронштейн?), и применить достаточно широкий угол в сочетании с программными алгоритмами исправления искажений не составляет большой проблемы – как говорится, дело техники. И мы попробовали – на сегодняшний момент «глаз» камеры распознаёт знак и бросает на экран монитора картинку с ограничением скорости даже при движении во втором ряду. Но это на грани – будь у нас в распоряжении третий ряд, с тем объективом, которым снабжена камера сейчас, знак остался бы за границами картинки монитора.
Сейчас подобные прототипы ADAS Vision установлены на двух автомобилях – один на «нашем» UAZ Patriot, второй, с чуть иным «софтом» – на проходящей испытания Lada Vesta. В течение ближайшего года разработчики собираются представить так называемое предпродакшн-изделие, а до конца 2017 года – выйти на серийное производство. Среди потенциальных заказчиков ADAS Vision – конечно же, УАЗ, а ещё НАМИ с единой модульной платформой (ЕМП, она же бывший «Кортеж»), КАМАЗ и, по всей видимости, Группа ГАЗ. Судя по тестированию системы на Весте, а также тому факту, что «Уазик» с ADAS Vision уже не в первый раз показывают на публике в Тольятти, не исключено, что к этому перечню в ближайшее время присоединится и АВТОВАЗ.
Нужна ли такая система на российских автомобилях? ADAS Vision должна добавить к цене автомобиля сумму порядка 10 000 рублей, и помощник будет предлагаться в дорогих комплектациях, как одна из систем безопасности, входящих в целый «пакет». В таком формате она вполне способна повлиять на восприятие автомобиля как такового и ощутимо раздвинуть восприятие понятий комфорта и безопасности для водителя.
А что же Патриот? Неужели брутальному покорителю бездорожья так уж нужна эта рафинированная, казалось бы, чисто городская штучка? Нужна, говорят уазовцы. Образ забрызганного грязью лёгкого танка никуда не делся, но кроме него Патриот теперь хотел бы иметь и реноме горожанина, как имеют его многие современные крупные внедорожники. Да-да, амбиции серьёзные, да ведь и изменения предстоят нешуточные. Нынешней осенью в производство запустится обновлённый УАЗ Патриот с заметно переработанным интерьером. Да, это далеко не первая и не последняя «оптимизация» текущего поколения «Уазика», хотя бы чуть-чуть, но приближающая его к современным автомобилям.
Но в 2020 году мы должны увидеть совершенно иной Патриот, с заново разработанными рамой и кузовом, новейшим турбированным бензиновым мотором и новыми коробками передач – «механикой» и «автоматом»… И ведь в том же 2020-м на конвейер должна встать ещё одна машина – первый ульяновский кроссовер УАЗ-3170, и вот ему-то ADAS-Vision точно будет в самый раз.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться