Снаружи
Никогда не задумывались, откуда это самое «Е» в обозначении старых моделей BMW? Все просто – это первая буква слова Entwicklung. В переводе с немецкого – развитие. Е12 первой удостоилась чести получить новое обозначение.
Заслуженно. «Двенашка» стала новой вехой в истории баварской марки. На модель делали немалую ставку, презентация во время Олимпиады в Мюнхене в 1972 году – тому подтверждение. Пусть ноздри не так широки, а диски BBS лишь 14-дюймовые, первая «пятерка» — квинтэссенция всего того, что мы любим в BMW.
Экстерьер тонко балансирует на грани солидности и спорта. Немалое количество хрома не превращает «пятерку» в дредноут, а бампер Motorsport не делает из нее пародию на болид DTM. Меняющий оттенок в зависимости от освещения акрил Biskayblau отлично дополняет акулий образ «двенашки». Поджарая, крепко сбитая хищница, даже в статике устремленная только вперед. Акула не может без движения – иначе умрет. Так и спорт – суть неотъемлемая часть баварской ДНК, иначе это не BMW.
Внутри
Интерьер Е12 мало похож на совсем уж олдскульный салон предшественника, но привычная передняя панель BMW, устремившая взор на водителя, поселится в «пятерках» только в следующем поколении. Салон не игрив как у старых итальянцев или французов. Квадратиш, практиш – вот и зер гут. И не шикарен, как бритты: протокол оформления люкс-седана натуральным деревом соблюден, но синие декорации в тон кузова элегантно сдержанны.
«Мать всех пятерок» берет эргономикой и качеством сборки. Внутри светло и просторно, есть куда положить личный скарб, а все органы управления немногочисленным оборудованием именно там, где им и положено быть. Щиток приборов алеет привычной красной подсветкой – спасибо паре лампочек и светофильтру. Большинство деталей салона не потребовало никакой реставрации, хотя нынешний хозяин вытащил «пятерку» буквально с того света.
Плотные кресла с пружинной основой ввиду простоты комплектации располагают минимальным набором механических регулировок, что не мешает им иметь оптимальную форму и ощутимую боковую поддержку. В комфортных объятиях таких кресел нашел вечный покой «Враг государства №1» — гангстер Жак Мерин, талантливо сыгранный Венсаном Касселем.
Компоновка заднего дивана с двумя спинками, разделенными подлокотником сама намекает на оптимальное количество гостей. Колени почти касаются спинок передних кресел, но легкая теснота простительна, если вспомнить, что колесная база Е12 – лишь 2 636 мм, что даже меньше, чем у современной «трешки». Не в этом суть «пятерки».
В движении
Большинству окружающих Е12 абсолютно не интересна. Подчеркнуто уважительно к старой «пятерке» относятся только владельцы недешевых новых баварцев а-ля X5 и счастливые обладатели ухоженной классики из 90-х вроде Е34. Владельцы масс-маркета смотрят на нас с плохо скрываемой смесью презрения и жалости – «старый BMW – вот не повезло парню».
Может, дело в том, что 520-я размеренно-нетороплива в разгоне? Младшая «шестерка» M20B20, несмотря на породистый звук рядного мотора, далеко не боец. Двигатель, снабженный четырехкамерным карбюратором Solex, развивает 122 л.с. мощности и 160 Нм тяги. Характер мотора откровенно верховой. Максимум момента доступен ближе к 4 000 об/мин, а на пик мощности «шестерка» выходит уже на подступах к красной зоне.
Каждое прикосновение к короткому рычагу пятиступенчатой «механики» Getrag – праздник. Передачи включаются породисто и четко, ошибиться с выбором невозможно. Иногда ловишь себя на мысли, что прикасаешься к деревянному набалдашнику только чтобы насладиться прецизионно настроенным механизмом.
Громадный руль без гидроусилителя, тяжелый на парковке, в поворотах – твой лучший напарник. Малый вес (около 1 300 кг), не рекордная по меркам класса длина, небольшие свесы плюс короткая база — и «пятерка» живо ныряет в любой вираж, отлично держа траекторию. Главное – не пугаться кренов, а уж «пятерка» не подведет, такой егозе любой вираж по плечу.
Заявленный расход топлива на 100 км
Городской цикл, л | Загородный цикл, л | Смешанный цикл, л |
---|---|---|
14 — 15 | 10 | 12 |
На скорости седан отлично держит траекторию, не допуская рысканий даже в колее. Полностью независимая подвеска, собранная из переднего МакФерсона и задних У-образных рычагов упруго отрабатывает стыки асфальта и среднекалиберные неровности. Уже тогда баварцы владели магией скрещивания управляемости и комфорта. Только попадание в крупную яму может заставить подвеску Е12 напомнить неосторожному водителю о своей спортивной природе.
Пожурить старушку можно лишь за недостаточно продуманную аэродинамику. С ростом скорости шум ветра становится уж слишком назойливым. При этом в остальном уровень шумоизоляции на весьма высоком уровне. Что ж, и на солнце, отмеченном бело-голубым пропеллером, бывают пятна.
Порядка 700 000 экземпляров Е12 – это ли не успех для первой «пятерки», доступной лишь в одном типе кузова? Да, объемы продаж седана Mercedes W123, помимо услаждения богачей тарахтящего дизелями в таксопарках, в схожий исторический период были на несколько порядков больше. Но все равно баварская система координат навсегда изменила положение в премиум-сегменте. Ставка на букву Е себя оправдала.
История покупки
Несколько лет назад, увидев «шестерку» E24, Роман задумался о покупке янгтаймера выходного дня. Хотелось что-то заднеприводное с карбюратором. Вначале искал Alfa Romeo 75 – когда-то он уже владел «итальянкой». Были мысли о Ford Sierra Xr4. Но мысли были слишком оптимистичными: попадался один утиль. Про BMW Роман не думал вообще и уже начал терять интерес к этой затее, как на глаза попалось объявление о продаже синей «пятерки» Е12.
В реальности все оказалось довольно печальным за исключением кузова, который хоть и нес следы легкого ДТП, но был комплектным и за исключением дверей почти не ржавым. Хозяин уверял, что автомобиль даже на ходу, но проверить это ввиду отсутствия под рукой канистры с бензином не представлялось возможным. Роман решил: «куплю, если заведется».
В следующий визит, получив порцию живительного топлива, «пятерка» действительно завелась. Вооружившись гаечными ключами, Роман решил привести ее в минимальный порядок для того, чтобы своим ходом доехать до мастерской. Детали снимал с донора – аналогичной Е12 в совсем печальном состоянии, которую хозяин отдавал в комплекте. Но провозившись часа три, Роман засомневался в целесообразности всей затеи с покупкой старого авто и уехал ни с чем. Несколько дней прошли в муках и думах. Наконец, решившись, Роман вернулся и забрал обе «пятерки»: синюю и белого донора.
Дата производства синей Е12 – 6 апреля 1981 года, дата первой продажи – 6 мая. Российская история синего экземпляра полна белых пятен. Дубликат ПТС, успела побывать в Воронеже и Выборге, потом обосновалась в Стрельне у человека, решившего ездить на ней каждый день. Планам не суждено было сбыться, особенно после небольшого удара в левую переднюю часть. Даже купленный донор не помог. Так бы и погибла «пятерка» в канаве, если бы не Роман, элементарно пожалевший старую BMW. Изначальную цену в 90 000 за все удалось сторговать до 50 000 рублей.
Восстановление
Тщательно промыв кузов и двигатель для оценки масштабов работ, Роман приступил в разборке машины. Часть деталей после мойки выглядела как новая – видимо, пробег в 147 000 км, показываемый одометром, был недалек от истины. Разбирать до голого кузова не было смысла, автомобиль должен был иметь возможность передвигаться своим ходом по мастерской. В процессе разборки приятно порадовало качество изготовления: чувствовалось, что в BMW в те времена не экономили на материалах.
Кузов действительно оказался в неплохом состоянии. В процессе восстановления были переварены части пола, двери, проемы задних фонарей, ниша запаски, все четыре поддомкратника и часть арки заднего правого крыла и устранены последствия давнего ДТП. Пороги и нижняя часть задних крыльев прошли антигравийную обработку, пол получил новую виброизоляцию. На ряд элементов, в том числе на замененный топливный бак, нанесено покрытие Raptor. Выставив зазоры между элементами и финально отрихтовав все что нужно, кузов начали готовить к покраске. Дабы соблюсти аутентичность, выбрали акрил без лака. Цвет родной – Biskayblau.
Процесс сборки шел дольше, хотя к тому моменту со дня покупки уже прошло восемь месяцев. Все скрытые полости были покрыты Tectyl, под весь крепёж нанесен мовиль или герметик. Потолок Роман собственноручно стирал дома в ванной. Замена стекол не потребовалась – все элементы родные.
Передняя панель и деревянный декор тоже были в хорошем состоянии, в отличие от сидений. Для получения комплектного интерьера, да к тому же родного синего цвета, Роману пришлось покупать сразу три салона. Передние кресла были полностью разобраны со снятием обивок, удалением старого поролона и реставрацией подушек. Задний диван с раздельными спинками сидений и широким подлокотником достался от более дорогой комплектации, но в хорошем состоянии, и Роман решил оставить его как есть, сделав только химчистку.
Больше всего мороки было с двигателем, которому требовался полный ребилд. Сложнейшей из задач оказался поиск поршней. Оказалось, что на рынке доступны только турецко-китайские варианты. Они даже есть в наличии по цене от 7 до 12 000 рублей за комплект без колец. Mahle, KS и что-то подобное – на порядок дороже, хоть и доступны к заказу. Оригинал – по 130 евро за штуку. Выручил донор, у которого оказался «капиталенный» мотор и поршни в хорошем состоянии. С донора же взяли и стартер.
- Двигатель:
- M20B20
- Мощность:
- 122 л.с.
- Трансмиссия:
- МКПП Getrag
- Топливо:
- АИ — 95
В подвеске, за исключением стоек стабилизатора, замененных предыдущим владельцем, обновлены почти все детали. Для передней подвески были куплены новые рычаги, все втулки стабилизатора, втулка маятника, втулки в балку, подшипники ступиц. В рулевую залили новое масло Castrol. Тормозные диски оставлены невентилируемыми – такими, как шли с завода на данную комплектацию для рынка Германии, хотя был соблазн взять вентилируемые механизмы с донора, предназначенного для Италии. В задней подвеске нашли свое место новые сайлентблоки рычагов, тормозные цилиндры, редуктор вместе с опорой, тормозные шланги и подшипник ступицы. На балку и рычаги нанесли Raptor.
Из последних работ можно вспомнить решенный вопрос с настройкой карбюратора и замену трамблера. Стук клапанов пришлось лечить очередной их заменой. Новые и самые дорогие из неоригинала рокеры AE износились за 400 км, причем не все 12, а только 10 штук.
Эксплуатация
Весь процесс восстановления занял у Романа около полутора лет. Какие-то мелочи еще в процессе, но основная часть работ позади. «Колхоза» в машине – самый минимум. Например, в процессе сборки Роман вспомнил, что совсем забыл о клаксоне. Поскольку родной не работал и ремонту не подлежал, была куплена Hella (вполне вероятно, китайская) в винтажном стиле. Бампер Motorsport, установленный взамен родного, не подлежащего восстановлению, не входил в комплектацию этой 520, но согласно фирменному каталогу был доступен как опция.
Очень выручает поддержка завода. BMW продолжает выпускать даже мелкие детали на свои старые авто. Например, Роман без проблем приобрел уплотнительное кольцо на трамблер и заодно заказал оригинальную насадку глушителя. Никаких коллективных заказов совместно с другими владельцами Е12 для заказа не требуется.
Большую часть работ Роман проводил самостоятельно, используя в качестве базы ремзону дилерского центра, где он работает со дня основания. Это его первый настолько масштабный проект, хотя, по работе он принимал участие в восстановлении таких олдтаймеров как Volvo Amazon и P1800. Бюджет на восстановление Е12 Роман оценивает в 400 000 рублей.
Планы
В отличие от большинства подобных машин, пребывающих в состоянии перманентного ремонта и доработки, голубая BMW фактически готова. А потому в ближайших планах – съездить на майский слёт олдтаймеров в Хельсинки и наслаждаться поездками по выходным в течение лета.
История модели
Первая генерация BMW пятой серии встала на конвейер в 1972 году, заменив собой седаны Neue Klasse. Во внешности явственно читались мотивы концепта 1970 года 2200ti Garmisch за авторством Bertone, хотя финальный вариант экстерьера рисовал главный дизайнер BMW Поль Брак.
Седан комплектовался карбюраторными и инжекторными двигателями с четырьмя и шестью цилиндрами. Диапазон мощности был весьма широк, от 90-сильного 1,8 в версии 518 до 218-сильного 3,5 на заряженной модификации M535i. Еще мощнее был вариант B7S Turbo от ателье Alpina мощностью 330 л.с. Коробки передач – четырёхступенчатые (Getrag, ZF) и пятиступенчатые (Getrag) «механики» и трёхдиапазонные «автоматы» (ZF, BorgWarner).
Пережив плановый рестайлинг 1976 года, в Германии Е12 производилась до 1981 года. На заводе в Южной Африке, где «пятерки» собирали из CKD-комплектов, седаны собирали до 1984 года.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Замечательный автомобиль! Роман - настоящий герой! Не отступил и не свернул с пути, как делают некоторые. Не превратил классику в смесь корча, пенопласта и колхоза. Очень тронула, та забота и внимательность, с которой хозяин относится к своему железному другу. К сожалению наш менталитет (дешевые понты, показуха, желание по выдолбываться) не дают окружающим автомобилистам в машине Романа разглядеть ту изюминку которую вложили в эту машину дизайнеры, инженеры (а не маркетологи, которые сейчас делают машины как ширпотреб) компании BMW. Машина достойна похвалы, а хозяин молодец! Желаю Роману и его "ласточке" долгих лет здравия и новых успехов!
Согласен с Вами на 100%. Эту красотку я поймал на дороге. Сразу забыл куда и зачем ехал, бросил свою машину на проезжей части и побежал знакомиться)
Зачёт!!!За старания
Респект владельцу. Интересная статья.
1972 год, мать честная... Для сравнения - СССР в те годы располагал 24-кой)