Что общего у новой Priora со спортивными Porsche? Как выяснилось, поставщик роботизированной трансмиссии. О том, как она устроена и насколько хорошо ладит с вазовским мотором, рассказываем в нашей статье.
Презентацию и тест-драйв своей новой модели АвтоВАЗ устроил в Белоруссии, куда пообщаться с журналистами прилетел и президент компании Бу Андерссон. Материал о новинке мы построим в необычном формате. Уделять внимание немолодому автомобилю, про который и так сказано немало, мы не станем, а вместо этого ответим на все интересующие вопросы о новом "роботе".
Зачем АвтоВАЗу нужен "робот", если уже есть "автомат"?
Главная официальная причина, которую озвучивает АвтоВАЗ — дешевизна роботизированной трансмиссии и хорошая топливная экономичность по сравнению с гидромеханическим "автоматом". Но почему тогда именно "Гранта" и "Приора" получили старый японский "автомат" Jatco, а не замечательный прогрессивный "робот"?
Потому что купить проверенный агрегат в Японии было проще, чем изобретать собственную коробку. И все бы ничего, если бы конструкция "Приоры" позволяла устанавливать эту самую АКПП. Что именно мешает, на АвтоВАЗе не говорят, но подружить Jatco и "Приору" не вышло. Закупать еще один агрегат у сторонней фирмы, который подойдет "Приоре"?
Дорого. А что если оставить автомобилю его привычную вазовскую коробку и установить роботизированную "надстройку"? Так, собственно, и сделали. Тем более что основные претензии покупателей к коробке касались именно механизма переключения.
С каким двигателем работает вазовский "робот"?
Логично, что автоматизированную трансмиссию вазовцы решили "подружить" с топовым мотором —16-клапанным 106-сильным. Помимо него, напомним, в гамме двигателей "Приоры" есть менее мощный вариант, развивающий 98 л.с.
Действительно ли "робот"— собственная разработка АвтоВАЗа?
И да, и нет. Сама коробка, то есть набор шестеренок разного размера, остался прежним, тольяттинским. А вот управляющую электронику вазовцы мудро решили самостоятельно не конструировать. Долго, рискованно, да и не факт, что дешевле. В качестве партнера выбрали немцев — компанию ZF. Без преувеличения лучших специалистов по роботизированным трансмиссиям в мире. Именно они разработали самый совершенный на сегодняшний день "робот" с двумя сцеплениями PDK, который ставят на Porsche.
Какова конструкция "робота" на "Приоре"?
"Приора" — это не Porsche, и бюджетным моделям не полагаются "роботы" с двумя сцеплениями. Наша модель получила роботизированную трансмиссию с одним сцеплением, как на обычной "механике". Мы уже говорили выше, что приоровский "робот" состоит из вазовской коробки и системы управления от ZF. Последняя включает в себя два актуатора (то есть электромоторчика) для выбора передач и включения/выключения сцепления, блок управления этими моторчиками, а также джойстик-селектор, которым водитель переключает режимы.
Какие режимы есть на "роботе" "Приоры"?
Режимов четыре. N — это нейтраль, А — аналог "драйва" на обычных АКПП, R — задний ход, а находящийся слева от нейтрали M — ручной режим для самостоятельного переключения тем же самым джойстиком. Ничего не забыли? Ах да, где же P, то есть паркинг? А никакого паркинга нет. Во время кратковременных остановок на светофорах придется переключаться на "нейтралку" и держать ногу на тормозе, ну а на стоянке можно спокойно глушить машину с включенным режимом А. Шестерни будут зацеплены, и автомобиль никуда не сдвинется — ручник поднимать не нужно.
Как работает ручной режим "робота"?
Переключать передачи несложно. Толкаем джойстик вперед — переключаемся "наверх", тянем на себя — "вниз". Важно понимать, что автоматика снабжена системой "защиты от дурака". Она не позволит вам долго ехать на максимальных оборотах, и, когда стрелка тахометра приблизится к пределу, коробка даже в ручном режиме перейдет на передачу выше. Единственное исключение — первая передача. Если "раскрутить" мотор на ней, то "робот" не переключится наверх, а просто разомкнет сцепление. Логика не без странностей. Как же карабкаться на высокий подъем? Видимо, придется делать это с разгона и не "перекручивать" мотор.
Как трогаться на "роботе"?
На самом деле, вопрос не праздный. Роботизированные коробки часто бывают непростыми в управлении на старте. На "Приоре" нужно перевести селектор в положение А, затем нажать на тормоз и только потом на газ. К чему эти сложности? Снова "защита от дурака", говорят на АвтоВАЗе. Вдруг селектор случайно переключит ребенок или собака, а затем нажмет на акселератор? Необходимость между этими манипуляциями нажимать на тормоз исключает риск на 100%. Система, безусловно, требует привыкания, но не лишена логики. Главное помнить, что если вы не нажали на тормоз и принялись давить на газ, то придется заново переключаться в нейтраль и снова в режим А.
Чем плох "робот" на "Приоре"?
Никаких явных недостатков, которых бы не было у других подобных "роботов", здесь нет. Да, электроника выжимает сцепления, переключает передачи небыстро и не так плавно, как на гидромеханическом "автомате". Но эту же проблему вы встретите на любом другом автомобиле с классическим "роботом". Например, на Peugeot 301 или Citroen C3 Picasso.
Чем хорош "робот" на "Приоре"?
Тем же, чем хорош любой "робот": дешевизной и экономичностью. И если первое преимущество на руку скорее АвтоВАЗу, то второе важно для каждого владельца. В смешанном цикле "Приора" с "роботом" будет расходовать 5,6 л на 100 км. Для сравнения: такая же машина с "механикой" потребует 6,8 л, "Гранта" с АКПП — 7,6 л, а "Калина" с "автоматом" — все 8 л. Это все паспортные данные, которые на практике могут оказаться выше. Но пропорции никуда не денутся.
Сколько будет стоить "Приора" с "роботом"?
К счастью, автоматизированная коробка будет доступна в обеих комплектациях. "Приора" в версии "Норма" с "роботом" обойдется в 428 000 рублей, а в комплектации "Люкс" — 482 900. Удорожание примерно такое же, как и у "Калины" с "Грантой", если сравнивать механические и автоматические версии.
На какие модели АвтоВАЗа, помимо "Приоры", будут ставить этот "робот"?
По предварительным данным, роботизированная коробка будет ставиться на все собственные модели АвтоВАЗа, то есть на "Гранту", "Калину", а впоследствии и на "Весту". Lada Largus построена на базе "Логана", и "робот" на нее ставить не будут точно. Datsun on-DO, сделанный на базе "Гранты", под вопросом.
Заменит ли он полностью "автомат" Jatco?
На этот счет АвтоВАЗ однозначных планов не имеет. Как сказал Бу Андерссон, первое время "Гранты" и "Калины" будут выпускаться как в роботизированных, так и в автоматических версиях. Окончательный выбор, судя по всему, за покупателем.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
люди не покупайте ни робота ни автомат, механика лучше!!!!
Себе я бы предпочел "робот" вместо "автомата". Единственное не нравится управление. Не могли сделать что ли как у обычного "автомата"? И почему РКПП стоит почти как АКПП, ведь она дешевле?!
что то тут не так))
люди не покупайте ни робота ни автомат, механика лучше!!!!