Взгляд со стороны
Кабриолеты в наших широтах всегда были редкими птицами. И даже с появлением моделей с жесткой крышей их популяция серьезно не увеличилась. Версии же с мягким тканевым верхом — и вовсе эксклюзив. Как эксклюзив теперь и автомобили марки Saab. А ведь когда-то 9-3 Convertible был одним из немногих кабриолетов, официально продававшихся на нашем рынке.
Красный кабриолет с бежевым кожаным салоном и красивой блондинкой за рулем – классический образ из голливудских фильмов. Сразу представляются широкие набережные Майами-бич или Лос-Анджелеса. Но серое преддождевое питерское небо быстро приводит в чувство.
Передо мной рестайлинговый кабриолет 2009 года выпуска. Как по мне, так это самый красивый и гармоничный из всех современных Саабов. Дорестайлинговый вариант тоже был неплох, но чувствовалась в нем некая дисгармония в экстерьере. Фронтальная часть кабриолета была спокойной и интеллигентной, а вот задняя, особенно на мощных версиях, имела слегка нагловатый и самоуверенный вид. Обновленный вариант получил передок в стиле концепта Aero X и лишен этих недостатков.
Черный верх, красный низ. Не машина, а женщина-вамп. Вряд ли создатели экстерьера метили в нетленные шедевры, но даже спустя семь лет после дебюта дизайн 9-3 не выглядит устаревшим. Автомобиль хорош в обеих своих ипостасях и с натянутым капюшоном не выглядит нелепым монстром. Мне же по душе открытый вариант, когда бросаются в глаза расположенные за задними сиденьями сдвоенные обтекатели, придающие облику автомобиля дополнительную стремительность. Казалось бы, тюнинговать – только портить, но грамотно подобранные аксессуары, в числе которых задний бампер с диффузором и разведенный выхлоп, нисколько не нарушают целостность образа и вполне могут сойти за сток. Отлично вписались в экстерьер и 18-дюймовые диски от далекого родственника по концерну GM Opel Corsa OPC.
Что внутри
Интерьер автомобиля не столь эмоционален. Лишь верхняя отделка дверей в цвет кузова намекает на то, что ты не в седане, крыши над головой нет, а значит, жизнь в чем-то да удалась. В остальном же – спокойные тона, лаконичный дизайн, качественные материалы и сборка. Происхождение обязывает. Но Саабов без фирменных фишек не бывает, пусть даже они и созданы под патронажем GM. Развёрнутая к водителю консоль, самолетные датчики (температура, давление турбины, уровень топлива), сетчатые дефлекторы, зажигание на тоннеле, кнопка Night Panel, отключающая все приборы, кроме спидометра – неповторимый стиль саабовских интерьеров витает даже в этом детище глобализации. Изучая функционал передней панели методом научного тыка, я вдруг от неожиданности отдергиваю руку. Из центральной консоли в мою сторону выскочило пластиковое нечто, которое спустя пару секунд превратилось в банальный подстаканник. За хитроумную кинематику этот аксессуар получил в среде сааберов прозвище «бабочка».Кабриолеты часто ругают за непрактичность – мол, тачка чисто для летней показухи, салон тесный, комфортно только двоим, а о нормальных багажных возможностях можно только мечтать. Неверно, неверно и еще раз неверно. Багажник и впрямь не блещет простором Renault Logan, но при поднятой крыше без проблем вмещает один дорожный чемодан, так что «большой туризм» на этом Саабе никто не отменял. А еще есть поистине огромный бардачок. Иные люди за всю жизнь не наживают столько добра, сколько влезает в этот, с позволения сказать, перчаточный ящик. С пассажировместимостью тоже полный порядок. Я комфортно уселся сам за собой, места в ногах чуть меньше, чем в моем бывшем Ford Mondeo, а он как-никак почетный перевозчик чиновничьих… ну вы поняли. А если поднять крышу? Жужжа электроприводами, Saab накрывает меня черным капюшоном. Приступа клаустрофобии, который я испытал, сидя в красотке Alfa Romeo Brera, не случилось. Садиться пониже и изгибать шею, чтобы избежать соприкосновения с крышей, нет никакой необходимости. Между макушкой и потолком сантиметров десять запаса. О крыше отдельный разговор. Она состоит из трех слоев. Средний слой – это настоящая верблюжья шкура. Благодаря ей кабриолет обладает отличной шумоизоляцией и пригоден для эксплуатации при температуре до –20°С. Наружный слой, естественно, изготовлен из высокопрочного прорезиненного полотна, а внутренний тканевый выполнен в светлых тонах, а не черный, как у многих собратьев по сегменту.
Самое главное — на десерт. Кресла Сааба меня просто покорили. Это первый автомобиль, где я сел на водительское место и не захотел поменять ни одной регулировки. Сиденье сочетает, казалось бы, несовместимые вещи, словно Recaro скрестили с креслами старого Lincoln. Оно наделено неплохой боковой поддержкой и при этом мягкое. В итоге ты чувствуешь себя как дома и готов к пилотажу.
В движении
Езда на кабриолете — особенное автомобильное блюдо. А в нашей стране внимание окружающих тебе обеспечено практически всегда. Не стал исключением и наш променад на красном шведском истребителе. Пальцем не показывали, но заинтересованных взглядов было достаточно.От динамики тюнингованного турбомотора захватывает дух. Мотор очень отзывчив, просто умница, никакой турбоямы нет и в помине. По ощущениям, разгон до ста занимает в районе 7 секунд. Но для получения даже небольшой дозы автомобильного кайфа вовсе необязательно грубо нарушать скоростные ограничения. Ведь скорость в кабриолете воспринимается гораздо более эмоционально. Может, стоит часть россиян пересадить на кабриолеты – глядишь, гонщиков-смертников, несущихся 150 км/ч по центральным улицам, станет поменьше? Пятиступенчатый автомат сегодня выглядит уже анахронизмом, но это не делает его тупым и неадекватным. Зато делает в перспективе гораздо более надежным, чем всякие там десятиступенчатые роботы. Задержки при переключении? Их почти нет. Пока коробка переходит на понижающую, двигатель раскручивается и успевает налиться соком. Идеальный тандем. У коробки есть спортрежим, он включается кнопкой на центральной консоли. Автомат, к тому же, адаптивный и умеет быстро приспосабливаться к вашей манере вождения, что он и продемонстрировал, сохранив память о динамичной манере езды своей хозяйки. Если хочется активного драйва, есть ручной режим Sentronic с переключением передач кнопками на руле.
Подвеска кабриолета, в отличие от соплатформенного седана, несколько мягче, но валкой ее точно не назовешь. Почти три полных оборота руля от упора до упора и хитроумная задняя подвеска Saab ReAxs с эффектом подруливания делают свое дело, позволяя автомобилю более точно реагировать на действия водителя.
История покупки
Героиня сегодняшнего рассказа, питерская девушка Анна, ровно год назад утвердительно ответила на вопрос, заданный в начале статьи. Причем речь шла не о третьем автомобиле в семье или очередной игрушке на лето. Выбирался повседневный и всесезонный автомобиль.До встречи с кабриолетом Анна передвигалась на новом Polo седане, но всегда с интересом поглядывала на открытые Саабы. Тяга к шведам не случайна – у Аниного мужа Степана рестайлинговый 9-3 в кузове седан и куча друзей в саабовской тусовке. Ответ на извечный автомобильный вопрос – «Брать или не брать?» решился в положительную сторону после реального знакомства с 9-3 Convertible. Достойный экземпляр искали почти три месяца по всей России. Нужен был именно рестайл, а их не так много. В итоге рассматривали два варианта, красный из Сочи и белый из Казани. Остановились на сочинском экземпляре, который привлек минимальным пробегом в 25 тыс. км и одним хозяином по ПТС. Кстати, казанский кабриолет спустя некоторое время приобрел другой питерский романтик. Saab 9-3 Convertible 2009 года был в средней комплектации Vector. Покупался он новым в 2010 году у официального дилера Saab Лаура-Сочи. Предыдущие хозяева, у которых он был третьим авто в семье, планировали переезд в другой город и не собирались забирать кабриолет с собой.
Анна и Степан начали переговоры с хозяевами и даже попросили местных сочинских сааберов осмотреть кабриолет. Вердикт соклубников был – «надо брать», но тут неожиданно Сааб исчез из продажи. За автомобиль внесли залог шустрые москвичи. Но сделка сочинских с московскими по какой-то причине не срослась, и кабриолет снова появился в продаже. Анна и Степан поняли, что это судьба, и срочно купили билеты на ближайший самолет до Сочи. По приезду обнаружилось, что почти все кузовные элементы кабриолета были старательно поцарапаны завистливыми сочинскими жителями. Это стало поводом для торга, и итоговая цена снизилась с изначальных 700 до 635 тысяч рублей. Других причин сбивать цену просто не было — пробег честный, машина прошла всего два ТО. Как сказали механики на сервисе, проверявшие кабриолет – «его жизнь еще только начинается».
Обрадованные Анна и Степан оформили все бумаги и с ветерком помчались в Питер. Проверка дальним боем нисколько не смутила привыкший к коротким променадам Saab. Швед, обутый в летнюю обувь, стойко выдержал пытку русскими дорогами, испытав за 30 часов пути все времена года: было и солнце, и дождь, и снег. На память об этой по-хорошему безумной поездке на кабриолете остались фирменные рамки номеров Лаура-Сочи. Некоторое время спустя после приезда Анна использовала поочередно то Volkswagen, то Saab. Но в конце концов решила, что две машины ей ни к чему, и годовалый немец с пробегом всего в 14 тысяч километров был продан.
Обслуживание
Как такового обслуживания автомобиль с таким пробегом не потребовал. Лишь спустя 5 тысяч километров после покупки Анна заменила масло в двигателе, потратив около 4500 рублей «на круг».А вот с защитой крыши от непогоды интересная история. Сама по себе процедура несложная: кабриолет предварительно моют, тщательно сушат, затем покрывают тканевый верх специальным составом и дают отстояться несколько часов. При соблюдении всех тонкостей процесса и наличии рук из нужных мест следующие полгода вода будет скатываться с крыши, не задерживаясь и не впитываясь. Вначале Анна обратилась в Лауру. Но представители бывшего дилера Saab сказали, что поставками таких средств больше не занимаются. Нет марки – нет и запчастей. Тогда Анна и Степан стали поочередно обзванивать автосалоны всех марок, в модельном ряду которых были кабриолеты с мягкой крышей. Небольшое исследование открыло для них удивительные результаты. Оказывается, цена пресловутой пропитки колеблется в пределах 800-1500 рублей, и уровень бренда не играет никакой роли. Наиболее дорогими оказались средства с символикой BMW или Mazda. Но самая забавная ситуация приключилась в салоне дилера Porsche. Как сказал менеджер, из-за пресловутых санкций все поставки пропиток для кабриолетов русских миллионеров полностью прекращены. И даже если вы уже владеете 911 Cabriolet или Boxster, все равно не видать вам такой услуги в фирменном сервисе.
Анна же выбрала самый экономичный вариант состава, приобретенный у дилера Mercedes за 800 рублей. Пропитка, предназначавшаяся для модели E Cabriolet, отлично подошла и для Сааба. Для полной обработки крыши хватило одного баллона емкостью 300 мл, эффекта хватило на весь зимний период.
Тюнинг
Имея опыт общения с чипованными 9-3, хозяйка хотела подвергнуть подобной доработке и свой кабриолет. Изначально двухлитровый турбированный двигатель выдавал 175 л.с. Но после удаления катализатора, чип-тюнинга, установки фильтра нулевого сопротивления и прямоточного выхлопа мощность возросла до 245 л.с., а это уже уровень дорестайлингового Aero. Программа для двигателя писалась специально под этот автомобиль на основе чипа V-tuner. Выхлоп Simons заказали в Швеции. К нему же отлично подошел диффузор Hirsch. Все вместе вышло на сумму около 100 тысяч рублей.Когда пришла очередь колес, то зимнюю резину решили переставить на родные диски, а для лета поискать что-то посимпатичнее и большего размера. 18-дюймовые диски из каталога для Opel Corsa OPC пришлись кабриолету впору. Особенно когда примерили на центральную часть фирменного саабовского грифона. Комплект из слегка подержанных дисков обошелся в 25 тысяч рублей. Резину выбрали новую. Четыре покрышки Sebring FORMULA Z2 были куплены за 15 тысяч. Дальнейших планов немного, в целом в машине устраивает все. Самое главное — избавиться от следов сочинских завистников на кузове. Потом, возможно, настанет черед апгрейда мультимедийной системы с установкой головного устройства с экраном и расширенным функционалом, включая навигацию.
Ежедневная эксплуатация
Шведский кабриолет потребляет 95-й бензин. Теоретически, после чип-тюнинга нужно заправляться 98-м, но программу управления двигателем писали с поправкой на наше качество топлива, точнее, на его отсутствие. Расход в городском режиме – 15 л на сотню, на трассе показатель падает до 9 литров.Нареканий за год эксплуатации, включая зиму, никаких. Заводится кабриолет без проблем, ветер не задувает, крыша не протекает, внутри не холодно. Единственное, что остывает нагретый салон быстрее, чем в седане. А в остальном – это действительно практичный и всепогодный автомобиль для ежедневной эксплуатации без всяких скидок и поблажек.
История модели
Впервые кабриолет среднего класса появился в модельном ряду Saab в середине 80-х. Странная на первый взгляд идея срезать крышу у автомобиля с северными корнями принадлежала президенту американского отделения Saab-Scania Роберту Синклеру. Калифорниец по происхождению, он точно знал, какой автомобиль будет пользоваться успехом у его избалованных земляков. Прототип автомобиля, созданного на платформе Saab 900 первого поколения, был впервые показан на Франкфуртском автосалоне осенью 1983 года. Модель вызвала неподдельный интерес у публики, и Saab решился на ее серийное производство. Выпуск первого 900 кабриолет начался весной 1986 года на финском заводе Valmet Automotive. Шведы подошли к проектированию открытой модели основательно и явили миру невиданное доселе чудо: практичный, всепогодный и всесезонный кабриолет. Такой автомобиль вполне мог быть единственным в семье, а не игрушкой для редких выездов в солнечные дни. У скандинавских машин была трехслойная утепленная крыша с электроприводом, надежно защищавшая ездоков в любую непогоду, и мощный отопитель, позволявший ездить с откинутым верхом даже в очень прохладные дни. В 1991 году на модель начинали устанавливать ABS в базовой комплектации и электрорегулировки сидений в качестве опции.На фото: Saab 900 Convertible Prototype '1986
Saab 900 Convertible, как правило, оснащались либо турбированным двигателем B202, либо атмосферным B212. Оснащенный турбонаддувом и промежуточным охладителем мотор развивал в зависимости от настроек от 140 до 175 л.с. Атмосферник при объеме 2,1 литра имел 140 л.с. и наибольшее распространение получил на американском рынке. Наиболее мощные Saab 900 Convertible легко разгоняли машину свыше 200 км/ч. Большинство покупателей выбирали пятиступенчатую механику, но были и версии с трехступенчатым автоматом Borg-Warner T-37. В 1990 году была представлена наименее производительная версия мощностью 126 л.с. Но даже этот вариант был самым дорогим в линейке Saab 900. История Saab 900 Convertible первого поколения закончилась в 1994 году, когда были проданы последние кабриолеты в версии Special Edition. Всего же было собрано 48 888 автомобилей. Кабриолет второго поколения вышел на рынок в 1994 году. Как и все семейство Saab 900, он имел в основе глобальную платформу концерна GM. Ближайшими родственниками шведа были Opel Vectra и заокеанские Saturn L-Series. Поэтому, в отличие от "классического" Saab 900, новичок имел поперечно расположенный двигатель. Модель оснащалась четырьмя вариантами двигателей, сочетавшимися с пятиступенчатой механикой или четырехступенчатым автоматом. Базовой была рядная двухлитровая четверка, развивавшая 136 л.с. Далее следовал агрегат той же конфигурации, но объемом уже 2,3 литра и мощностью 150 л.с. Благодаря GM в моторной гамме появился атмосферный 2.5-литровый V6 от Opel, развивавший 170 л.с. Но, к радости фанатов, наиболее мощным был привычный турбомотор, имевший 185 л.с. и 263 Нм. Динамика флагмана была достаточно убедительной для модели среднего класса того времени. Турбо кабриолет разгонялся до сотни за 8.5 секунд и развивал максимальную скорость в 230 км/ч.
На фото: Saab 900 Turbo Convertible '1986–87
Одним из любопытных технических решений, примененных на этом поколении модели, стала функция Night Panel, считающаяся теперь наравне с замком зажигания между сиденьями неотъемлемой фирменной фишкой Saab. При нажатии соответствующей кнопки все приборы, кроме спидометра, растворяются во мраке. Когда заканчивается топливо или омывающая жидкость, в скупом мраке на приборной панели загорается соответствующая индикация. Таким образом, вся информация поступает по мере необходимости. Второй Saab 900 продержался на конвейере всего четыре года. В 1998 году в ходе рестайлинга модель переименовали в Saab 9-3. Название было выбрано не случайно и отсылало к модели Saab 93, выпускавшейся с 1955 по 1960 гг. Рестайлинговая модель получила более тысячи изменений, направленных на улучшение управляемости, плавности хода и безопасности. Saab 9-3 вместе с соплатформенным Saab 9-5 и земляком Volvo S70 стал первым в мире автомобилем, заработавшим максимальное количество баллов при боковом ударе в краш-тесте Euro NCAP.
На фото: Saab 9-3 Convertible '1998–2003
Базовым двигателем обновленного кабриолета была хорошо знакомая по предыдущей генерации 2,3-литровая четверка мощностью 150 л.с. Далее следовали турбированные варианты двухлитрового мотора, первый из которых выдавал 185 л.с., а второй 200 л.с. Особняком стояла версия Saab 9-3 Viggen, названная так в честь истребителя Saab 37 Viggen. Такой кабриолет получил 2,3-литровый двигатель, снабженный турбокомпрессором Mitsubishi. Мощности в 230 л.с. хватало, чтобы разогнать открытую модель до первой сотни за 6.4 секунды. Флагманский 9-3 отличался серьезно доработанной техникой, в частности, увеличенным интеркулером, а также ужесточенными пружинами и амортизаторами. Внешне от обычных кабриолетов Viggen отличался аэродинамическим обвесом. Модель поставлялась в богатой комплектации, включавшей кожаный салон с электроприводами сидений, но оснащалась исключительно пятиступенчатой механикой. В таком виде Saab 9-3 Convertible производился до 2002 года. А уже в марте этого же года на рынок вышел полностью новый автомобиль с тем же названием. Помимо ряда моделей Opel и Saturn новичок делил теперь платформу с Fiat и даже Cadillac. Но кузова кабриолет не было ни у кого из собратьев, что лишний раз подчеркивало особый статус Saab в линейке брендов GM. Собирали открытые 9-3 в Австрии на заводе Magna Steyr. Главной моторной новостью было появление турбированного V6 объемом 2,8 литра мощностью 250 л.с., зарезервированного для версии Aero. Коробки передач были доступны как пятиступенчатые, так и с шестью ступенями, пошедшими с 2004 года. Автоматы устанавливались пяти- и шестиступенчатые японской фирмы Aisin.
На фото: Saab 9-3 Viggen
В 2008 году Convertible, как и другие члены семейства 9-3, пережил плановый рестайлинг. В числе изменений была полностью переработанная в духе концепта Saab Aero-X лицевая часть с измененной формой капота, новые дверные панели и прозрачная задняя оптика. Мощность флагманской версии выросла до 280 л.с. После серии финансовых передряг и перепродаж, которые продолжаются до сих пор, производство кабриолетов было практически остановлено. Одними из последних Saab 9-3 Convertible стали 366 автомобилей ограниченной серии Independence Edition, выпущенные в 2012 году. Saab 9-3 Convertible, как и его предшественники, был не просто имиджевой моделью. В лучшие годы кабриолет составлял серьезную конкуренцию представителям немецкой тройки, а в ряде стран являлся самым продаваемым из всех Саабов.
На фото: Saab 9-3 Convertible Independence Edition
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Кабрио с мягкой крышей на круглый год?!!
Аплодирую стоя! есть все-таки женщины в русских селениях))
Кабрио с мягкой крышей на круглый год?!!
Аплодирую стоя! есть все-таки женщины в русских селениях))
"Как и все семейство Saab 900, он имел в основе глобальную платформу концерна GM." как раз-таки не всё семейство, а только с 1994 года начиная.