Экспертная группа:
Губайдуллин Э. Ф. Лучина А. А. Коцюбинский Ю. А. Шенцов С. Ю.
…Лучников выжал педаль газа, и его ярко-красный с торчащим хвостом спортивный зверь, рявкая турбиной, ринулся вперед, запетлял, меняя ряды, пока не выбрался из стада и не стал на огромной скорости уходить вверх по сверкающему на солнце горбу Восточного фриуэя… Его «Питер-турбо» и без того был едва ли не уникален, новинка и гордость автоконцерна «Питер-Авто» в Джанкое. Прошлой весной была выпущена малая партия, не более полусотни штук, разослана по всему миру перед началом рекламной кампании. Все важные узлы аппарата были запломбированы престижной фирмой, даже масло предлагалось сменить после первых ста тысяч верст пробега…
Автомобили в романах Аксенова – неизменные спутники героев, занимающие весьма важное место в повествовании. В том самом «Острове Крым» дороги бороздят не только Руссо-Балты, ставшие в мире книги принадлежностью элиты, но и придуманные гением автора собственные бренды. Среди них – и «Питер-турбо», на котором передвигается главный герой романа – 46-летний Андрей Арсеньевич Лучников, владелец газеты, аристократ, плейбой, миллионер, да еще и автогонщик с навыками инженера. Когда перечитываешь описание «Питера» и пытаешься представить, как он выглядел бы в действительности, почти сразу понимаешь: вот так. Так, как родстер, построенный командой Bauman Racing Team, который назван просто и лаконично: «Крым».
Предвосхищу все споры насчет названия: выбрано оно было еще до начала всем известных событий – команда BRT появилась в далеком 2012 году. Начиналось все с простой Формулы-Студент – весьма популярного в Европе молодежного соревнования, где принимают участие практически все крупные технические ВУЗы. Главной «фишкой» мероприятия является полная проработка конструкции болида студентами, которым на этапе предстоит не только проехать по гоночной трассе, но и ответить на массу вопросов технического и экономического характеров.
Команда Bauman Racing Team – из второй волны. С годами она расширялась: сначала появилась гоночная команда в классе Национальный, ну а о создании собственного автомобиля командор проекта Дмитрий Онищенко мечтал уже давно.
Главной мыслью проекта, впоследствии получившего имя «Крым», было создание молодежного бюджетного автомобиля, полностью построенного на отечественных комплектующих. Ну а само название все же было выбрано не просто так: его истинные истоки – география полуострова и горные серпантины, которые сразу представляются естественной средой обитания ярких и юрких машин.
Снаружи
Первый макет Крыма представили на Московском международном автосалоне 2014 года. Тот родстер серого цвета сохранился и по сей день, но имел весьма необычный облик. После шквала критики дизайнерам пришлось спешно продумывать новые варианты. За помощью ребята обратились к Александру Захарову, известному автомобильному дизайнеру и художнику, который долгие годы иллюстрировал историческую серию журнала «За рулем» в годы СССР, а позднее – книги Льва Михайловича Шугурова.
Выслушав идею проекта и ознакомившись с набросками, Александр Николаевич нарисовал «крымчанам» несколько собственных вариантов, которые и легли в основу дизайна новой машины. После показа второго макета родстера в 2014 году о нем заговорили многие. И было отчего – в этот раз дизайнеры расстарались добротно: приземистый силуэт, эффектно дополненный двухцветной окраской, массивная «пасть» решетки воздухозаборника, тонкие линии светотехники – со второй попытки родстер удался на славу, получив самобытный и интересный облик.
В основе конструкции Крыма лежит полностью разработанная с нуля пространственная рама, сваренная из стальных труб и профилей разного сечения. Разработке и изготовлению физического экземпляра рамы предшествовали долгие и кропотливые расчеты на жесткость и прочность. Продумана и безопасность машины – роль поглощающих элементов играют коробчатые лонжероны с программируемыми зонами деформации. Конечно, пока расчет всех краш-тестов проводился только на компьютере, но создатели уверены, что такая конструкция позволит им пройти жесткие требования по безопасности.
Пропитанные эпоксидной смолой и выпеченные в собственном автоклаве, они обладают прочностью и небольшой массой. К слову, мастер-формой для создания машины стал тот самый макет родстера.
Собственной разработки здесь и складная крыша. Она состоит из трех частей, соединенных между собой тягами. Каждый элемент выполнен из пластика, а сверху для герметизации конструкция обшита мягкой кабриолетной тканью.
Специально для этого проекта были созданы и 18-дюймовые диски, дизайн которых выполнен по мотивам дисков известного бренда Vossen, а также светотехника.
Корпуса фар и фонарей изготовлены вручную, а пучок света обеспечивает ни много ни мало… биксенон!
Внутри
Посадка в машину прямо-таки по-суперкаровски неудобна: чтобы влезть в салон, приходится протаскивать себя через высокий порог, образованный рамой, а потом размещать ноги в ущелье педального узла. В салоне – множество знакомых и милых сердцу деталей от Lada Kalina 2. Запомните это обстоятельство – мы вернемся к нему еще не раз и не два.
Изрядная часть «калиновских» элементов затянута в алькантару. От Лады частично позаимствовали торпедо и дверные карты, а еще «калинаводам» покажутся знакомыми щиток панели приборов с электронным дисплеем, ручка КПП, ремни безопасности, кнопки и дверные ручки. Зато удобные анатомические сиденья – собственной разработки, как и центральная консоль.
Предусмотрели конструкторы даже багажник – правда, вместить туда что-то больше обычного пакета почти невозможно. Видимо, счастливому владельцу, готовому отправиться на своем Крыме в дальнюю поездку, придется отправлять свои вещи почтой или арендовать вторую машину.
На ходу
После нажатия кнопки запуска двигателя за спиной оживает сердце машины: мотор ВАЗ-21127 от – вы же помните – Lada Kalina 2. Сейчас он почти полностью стоковый и развивает около 110 л. с. – создателям пришлось лишь заново разработать выпускную систему с прямоточным глушителем, облегчившим мотору дыхание. Заново проработали и систему охлаждения – радиатор установили спереди под углом, а магистрали охлаждения вживлены прямо в трансмиссионный тоннель. В паре с мотором работает штатная коробка передач от той же Калины. Правда, без модернизации не обошлось и тут: поскольку компоновка машины сменилась, пришлось серьезно переделывать конструкцию тросиков переключения передач и сцепления.
Сидишь в Крыме низко, в боковые «лопухи» зеркал видна часть кормы и пространство за машиной, а спереди взгляд упирается в плато наклоненного капота. Да, с обзорностью тут беда – хотя это проблема для самого класса таких автомобилей.
Рычаг коробки передач удобно ложится в руку, но само положение выше обычного – приходится привыкать. Выжимаю неподатливую педаль сцепления (разработчики знают о ней и планируют установить новый сервоусилитель) – и трогаюсь. Впрочем, привыкаешь к ней быстро, и после первого круга почти не замечаешь ее тяжести.
При нажатии на газ из недр моторного отсека сначала слышится тактичное покашливание дроссельной заслонки – и лишь после этого, удостоверившись в намерениях водителя поехать побыстрее, подает свой голос вазовская рядная «четверка». Правда, вместе со звуками мотор щедро наполняет салон жаром и изредка – запахом бензина. Что такое? «С такой проблемой нам зимой и отопитель не нужен» — смеются разработчики. Оказывается, термозащита силового агрегата от салона просто отсутствует – поэтому и двигатель прекрасно слышно, и тепло от него, обдающее спины водителя и пассажира, ощущается буквально спинным мозгом – и не только им.
Впрочем, эта проблема тоже решается: в ближайшее время между пассажирским кокпитом и отсеком установят термоэкран. А ведь «бауманцы» во главе с Дмитрием уже совершили испытательный пробег до Севастополя на своей машине. Кстати, вопреки мнениям скептиков, родстер это испытание выдержал: за все время в пути случился разрыв шпильки заднего колеса да обрыв тросика привода механизма стеклоподъёмника водителя, которые починили на месте своими силами. Звук мотора здесь, конечно, не как у благородного V8, но узнаваемый и насыщенный – причем шумы от дороги и двигателя не мешают водителю вести разговор с пассажиром. Спортивные сиденья удобны и цепко держат седока на российских ухабах и поворотах. И вопреки предположениям, даже с таким слабым мотором 800-килограммовый родстер позволяет получить положительные эмоции от динамики разгона и скоростных характеристик.
Как и любой спортивный автомобиль, Крым классно управляется: сказывается оптимальное распределение массы по осям в соотношении 50/50, а также грамотная настройка подвесок машины – и впереди, и сзади они типа МакФерсон. И если задняя представляет собой просто-напросто развернутую задом наперед переднюю подвеску от той же Калины с новыми пружинами и амортизаторами, то спереди пришлось разрабатывать новую на уже известных компонентах. От Калины здесь остались ступицы, нижние рычаги и поворотные кулаки, а вот амортизаторные стойки и стабилизатор поперечной устойчивости – полностью новые.
Свою роль в удобстве вождения машины играет и «калиновская» рулевая рейка со встроенным электроусилителем. Почти «пустой» в нуле и на месте руль позволяет легко маневрировать в узком пространстве, а на больших скоростях – утяжеляется, что вкупе с минимальными кренами позволяет получать максимальное удовольствие от прохождения поворотов. Есть здесь, правда, и свои минусы: на ухабах задний МакФерсон иногда вспоминает о своей прошлой жизни, пытаясь навязать свои намерения порулить задними колесами. О проблеме разработчикам известно, и в планах команды – разработка своей собственной «многорычажки». Зато плавность хода приятно удивила: на испытания Крым поехал с увеличенным до 140 мм клиренсом, поэтому в некоторых ракурсах машина чувствуется завышенной – сказываются наши дороги. На ухабах дискомфорт хорошо гасит рама кузова, отрабатывая всю «мелочь» и не допуская её до пассажиров. Ну а эффективно тормозить машину призвана тормозная система… правильно, от Калины 2, с тормозными дисками на передней и задней осях.
Мнения экспертов
Мы провели полноценные, хоть и краткосрочные, испытания и судили машину по всей строгости. В ходе теста команда экспертов высказала «бауманцам» ценные замечания, посвященные доработке их проекта. Более того, вдвойне приятно осознавать, что работы над недостатками машины уже ведутся. Но довольно объяснений – пора предоставить слово нашим экспертам.
инженер-конструктор ООО "АВИААГРЕГАТ-комплект-холдинг"
«Увидев машину в первый раз, я был удивлен качеством её изготовления. Конечно, я, наверное, слишком категоричен, но некоторые панели кузова подогнаны неровно, местами зазоры гуляют. Впрочем, это первый образец, главная цель которого – заявить о себе всей стране. А после небольшого теста мое мнение поменялось. Да, есть минусы, касающиеся неудобства посадки или обзорности, но зато эта "зажигалка" почти моментально привлекает внимание своим внешним видом. Я сразу вспомнил похожие машины, которые станут конкурентами Крыму – Smart Roadster, BMW Z4, Opel Tigra, Mazda MX-5. Я верю, что конструкторы методом проб и ошибок доведут своё детище до мелкосерийного производства, даже несмотря на всех скептиков и пессимистов – слишком многому нас научили Marussia и Ё-мобиль. Я хочу пожелать разработчикам успехов и удачи и буду внимательно следить за проектом».
главный специалист управления кабин и кузовов ФГУП «НАМИ»
«После первого знакомства с родстером я бы отметил хорошие динамические показатели машины при наличии серийного "калиновского" двигателя, впечатляющую для такого класса машин плавность хода и отменную тормозную динамику. Среди минусов – жар от двигателя в салоне из-за непродуманности системы изоляции отсеков, а также весьма посредственная обзорность.
Прежде чем автомобиль доберется до какого-либо производства, его конструкция потребует почти полного переосмысления, ведь по сути своей сейчас машина представляет собой прототип, на котором обкатываются необходимые решения. Но в целом, если автомобиль довести до ума, он будет замечательной бюджетной спортивной машиной».
инженер-конструктор управления кабин и кузовов ФГУП «НАМИ»
«Меня, как владельца Калины 2, сразу заинтриговал этот проект: очень любопытно было сравнить родстер с моим автомобилем. На поверку оказалось, что это две совсем разных машины – даром, что подвеска, силовой агрегат, коробка и рулевое управление здесь "калиновские".
В этом авто больше азарта, всё здесь адаптировано на спортивный лад: "драйверские" настройки управления, посадка, динамика и торможение – в конце концов, даже отделка салона в черно-оранжевых тонах. Впрочем, этого и ждешь от автомобиля такого класса.
Конечно, в родстере пока есть компоновочные и конструктивные просчеты, но это только первый ходовой прототип, который используется в том числе для отработки и проверки определенных решений. В целом проект многообещающий и, учитывая высокую инициативность и работоспособность руководителя и команды, очень даже перспективный. Главное – аккуратно и грамотно подойти к определению цели и маркетинговой составляющей».
инженер-конструктор управления кабин и кузовов ФГУП «НАМИ»
«Подводя резюме проекту "Крым", не могу не отметить, что мы тестировали только прототип, который при нынешнем уровне конструкции, к сожалению, получит лишь минимальные баллы на краш-тесте. Впрочем, работы над совершенствованием конструкции идут, и хотелось бы верить, что все сложности будут преодолены.
Сама машина имеет неплохой потенциал, но, как и любой прототип, имеет и недостатки. Испытав её на дороге, могу отметить, что управляемость авто предсказуема, и даже со стандартным "калиновским" двигателем динамика вполне убедительная.
Что не понравилось? Неудобная посадка и плохая обзорность, а также очень жесткое сцепление и жар от двигателя в салоне».
Таблица оценки родстера Крым экспертной группой журнала
Каждому из экспертов была предоставлена собственная таблица, в которой он должен был проанализировать свои ощущения, проставив числа от 0 до 10 (где 0 – худшее значение, 10 – лучшее). Среднее арифметической из суммы баллов, поделенное на количество участников, и стало финальной оценкой родстера. Вот как распределились баллы:
Дисциплина | Максимальный балл | Оценка экспертов |
Суммарный балл | 100 | 55 |
Эргономика | 40 | 19 |
Водительское место | 10 | 5 |
Место пассажира | 10 | 6 |
Обзорность | 10 | 4 |
Багажный отсек | 10 | 4 |
Динамика | 30 | 21 |
Разгон | 10 | 7 |
Торможение | 10 | 7 |
Управляемость | 10 | 7 |
Комфорт | 30 | 15 |
Плавность хода | 10 | 6 |
Шумоизоляция | 10 | 5 |
Микроклимат | 10 | 4 |
Серийное производство?
Прочитав эту статью, многие скептики зададутся вопросом: а как этот автомобиль, по сути, не сертифицированный для дорог общего пользования, получил номера? Ответ: никак. Номера автомобилю выдали для прохождения серии дорожных испытаний в ФГУП НАМИ, а госномер закреплен за полигоном НИЦИАМТ. Ведь НАМИ имеет полномочия проводить дорожные испытания по своим методикам, чтобы выявить недостатки конструкции не в тепличных условиях лабораторий, а в естественной среде. Впоследствии с прототипа снимут номерные знаки и оставят его музейным экземпляром для истории. Мечтой команды разработчиков, разумеется, является запуск автомобиля в мелкосерийное производство, причем среди возможных мест сборки называется и полуостров, давший машине свое имя. А мы отметим, что если авто будут собирать в Джанкое, то, в соответствии с романом, компанию придется переименовать в «Питер-Авто».
Создатели машины планируют начать выпуск уже в 2018 году, а ориентировочная цена родстера – 650 000 рублей. В бюджетной версии Крыма собираются оставить вазовские узлы и агрегаты – это позволит легко проводить ремонт своими силами, да и тюнинговые комплектующие, позволяющие увеличить характеристики отечественного мотора, широко распространены на нашем рынке. Впрочем, и сами создатели планируют увеличить мощность двигателя до 140 л. с. с помощью нового блока управления, впускной системы и более «злых» распределительных валов, а также поменять передаточные числа в трансмиссии, чтобы улучшить динамику разгона. В ожидаемом результате расчетная максимальная скорость составит 220 км/ч, а разгон с места до паспортной «сотни» не должен занять больше 9 секунд. Для тех же, кому подобные характеристики покажутся недостаточными, в компании прорабатывают и более радикальные способы повышения энерговооруженности: добавление турбины или даже установку на родстер иного мотора. Второй вариант, правда, заметно увеличит стоимость машины.
Еще одной важной идеей является применение автоматической семиступенчатой трансмиссии. Причем не зарубежной, а отечественной, разработки фирмы КАТЕ: она была произведена в конце 2000-х специально для Калины и даже прошла испытания. В 2012 году АВТОВАЗ даже планировал выпускать Калину и Приору с «автоматами» КАТЕ, но… После покупки пакета акций АВТОВАЗа концерном Renault-Nissan сотрудничество с отечественным производителем было приостановлено, а на вазовские автомобили установили проверенные временем «автоматы» японской фирмы Jatco. Современную же трансмиссию КАТЕ, доводкой которой занимались в английской фирме Ricardo, отложили в долгий ящик, пока о ней не вспомнили конструкторы Крыма – переговоры с фирмой уже начались.
Завершая статью, хочется поблагодарить команду «бауманцев» за смелость. Ведь не каждый решится пойти подобным путем и создать собственную машину – тем более, в таком экзотическом для нашего рынка сегменте. А глядя в горящие глаза разработчиков, сам заряжаешься их энтузиазмом и веришь – у них все получится, и через некоторое время потомки вымышленных аксеновских «Питер-турбо» будут кататься по дорогам страны. И пусть вас, уважаемые читатели, не слишком удивляют небольшие оценки, выставленные нашими экспертами – ведь мы помним, что показанная нам машина находится на стадии доработки и, по сути, является испытательным стендом. Стендом, который еще не раз послужит ребятам полигоном для обкатки новых идей и решения проблем, возникающих на трудном пути доведения их детища до серийного производства.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Коробка КАТЕ? Дык это ж офшор :))) нет там никакой коробки и быть не может. Свяжутся с ними - не будет никакого родстера Крым.
Этот вопрос мы сами исследуем :)