Кому это надо?
Чтобы понять, как появилась идея построить Porsche Panamera с необычным кузовом, стоит освежить в памяти историю автомобилей Gran Turismo. Само это название поначалу относилось к легким и быстрым конным экипажам, на которых молодые европейские аристократы отправлялись в «гран-туры», то есть, «большие путешествия», с целью отдохнуть от тяжких и утомительных официальных приемов в столицах на неофициальных и необременительных приемах где-нибудь, скажем, на средиземноморском побережье. Ну а когда, так сказать, «железный конь пришел на смену дворянской лошадке», название перекочевало на соответствующие автомобили: быстрые, мощные и… очень дорогие.
Их расцвет пришелся на предвоенные годы, и тогда главным было сотрудничество между кузовными ателье, такими, как Figoni et Falaschi, Saoutchik, Carrosserie Pourtout и компаниями, производившими шасси с многолитровыми моторами. Затем был спад, пришедшийся на время Второй мировой и последовавшей за ней послевоенной разрухи, и, наконец, второй всплеск в конце пятидесятых, когда нагулявшая жирок Европа со всей страстью кинулась в омут Dolce Vita, то есть «сладкой жизни». Купе и кабриолеты Gran Turismo давали молодым плейбоям возможность в течение одного уикенда смотаться на приморские или альпийские курорты, ну а в качестве бонуса — при желании поучаствовать в любительских гонках.
Купе для четверых
Постепенно сложился и характерный облик этих автомобилей мечты: мощный двигатель, спортивная подвеска, отточенная управляемость, элегантная стремительная внешность и… очень тесный салон, в лучшем случае с посадочной формулой 2+2 (причем обитаемость заднего диванчика, как правило, можно было назвать весьма условной), и крохотный багажник. А если ваша спутница не может себе представить даже однодневной поездки без огромного чемодана с нарядами и прочими женскими штучками, да и вам неуместно отправляться в путь без смокинга и пары деловых костюмов от лучшего кутюрье? А если количество спутников несколько больше, чем один? Ответом на эти вопросы стало появление в первом десятилетии нынешнего века четырехдверных купе.
Первой ласточкой стал Mercedes CLS 2004 года, а потом автомобили с таким типом кузова буквально посыпались как плоды с ветки, причем занялись ими не только представители сегмента «премиум» и относительно массовых брендов, но и производители элиты автомобильного мира. Так, в 2006 году английская марка Aston Martin представила в Детройте концепт своего четырехдверного купе Rapide. Но в нашем несправедливом мире первый выстрел не всегда означает попадание в «десятку». Англичане провозились с постановкой на конвейер в течение трех лет, и когда в 2009 на рынок наконец вышли товарные машины, у Porsche уже фактически был готовый ответ. В запасниках конструкторских бюро марки с конца 80-х ждал зеленого света проект Porsche 989. Его развитием и стала модель Panamera, представленная миру в Шанхае в апреле 2009 года.
Mercedes-Benz CLS '2004–2010 | Aston Martin Rapide '2010–13 |
Panamera произвела эффект разорвавшейся бомбы: автомобиль соединил воедино практичность и комфорт премиального седана с традиционной для марки динамикой и управляемостью спорткара. Фастбек отлично вписался в модельную линейку, заняв место между компактными спортивными моделями (Cayman, Boxter и 911) и внедорожником Cayenne. Правда, дизайн понравился далеко не всем. Особенно жестко критиковали плавно-закругленные очертания задней части автомобиля, не слишком хорошо гармонировавшие с энергичными формами передка, выполненного в стиле бессмертного 911-го семейства.
Универсал родился!
Этот недостаток был исправлен в июне 2016 года, когда в Берлине на специальном показе миру было представлено второе поколение Panamera c заводским кодом 971. Вторая Panamera слегка подросла в размерах (в длину на 35, в высоту на 5 и в ширину на 5 мм), да и колесная база стала больше на 30 мм. Вырос с 440 до 495 литров объем багажника, причем корма автомобиля также получила оформление в стиле 911-й модели. Но всегда есть люди, готовые сказать «маловато будет» - те самые любители путешествовать в большой компании и с большими чемоданами. Чтобы угодить и их мятущимся душам, компания сделала вполне логичный шаг: построила Panamera c кузовом универсал. Нужно сказать, что это была далеко не первая попытка сделать «сарайчик» из автомобилей такого рода.
Еще в 1967 году Aston Martin выпустил универсал DB6 Vantage Shooting Brake. В 2010 появились универсалы Maserati Quattroporte Bellagio и Bentley Continental Flying Star Shooting Brake, в 2011 вышел в свет первый универсал марки Ferrari, модель FF, а в 2013, незадолго до прекращения выпуска Aston Martin Rapide, маэстро Бертоне представил построенный на его базе Aston Martin Rapide Shooting Brake Bertone Jet 2+2, который назвали «самым красивым универсалом в мире». Но все они, скорее всего, останутся в статусе автомобильной экзотики, а вот Panamera Sport Turismo, помяните мое слово, разойдется по миру вполне приличным тиражом. Это ощущение появилось у меня еще тогда, когда я только познакомился с первыми пресс-релизами по новинке, ну а после встречи с автомобилем в старинном российском городке Плес, расположенном на границе между Ивановской и Костромской областями, оно переросло в уверенность.
Porsche с первого взгляда
Говорят, первое впечатление от встречи — самое правильное… И тут ты сразу чувствуешь, что перед тобой — Porsche. Об этом говорят фирменные очертания передней части: длинный, чуть «горбатый» капот с агрессивными продольными ребрами, характерные прозрачные колпаки головной светотехники со смотрящими из-под них «паучьими глазками» светодиодных ходовых огней и опущенные ниже поясной линии воздухозаборники систем охлаждения двигателя и тормозов.
Весь облик автомобиля — живое воплощение спортивного духа и стремительности. Это ощущение подчеркивает длинная, чуть ниспадающая линия крыши (которую аэродинамический активный козырек над задним стеклом делает еще длинней) и «жаберная крышка» для отвода воздуха от тормозных механизмов, переходящая в две резкие, чуть наклоненные вперед и вниз подштамповки, тянущиеся вдоль всего борта. Добавьте четкие полукруглые вырезы колесных арок, оконтуривающие низкопрофильные шины на 20-дюймовых дисках, и вы получите образ скоростного пожирателя пространства. А вот чувства, что ты видишь перед собой «универсал», совершенно нет: боковое остекление кажется совершенно единым, поскольку на виду остались только передние и массивные задние стойки. Стойки В и С зачернены и скрыты за тонированным стеклом, так что кузов воспринимается как этакое вытянутое спорткупе.
То, что конструкторы Porsche не зря занимались увеличением объема в кормовой части автомобиля, понимаешь, когда даешь команду, и сервомотор поднимает пятую дверь. Имеющиеся за ней 520 литров — это не запредельно много, но и не слишком мало, так что теперь внутреннего объема вполне хватит для багажа четырех человек (если каждый из путешествующих возьмет с собой по чемодану или сумке относительно скромного размера). Ну, или для того, чтобы позволить спутнице владельца не ограничивать свои желания и захватить по несколько перемен нарядов на каждый день. А уж если «уронить» спинки задних кресел, то и целый гардероб поместится.
Похожий на гепарда
А в целом… Я не назвал бы Panamera Sport Turismo образцом изящества и элегантности. В этом вопросе так и не вставший на конвейер Aston Martin Rapide Shooting Brake у немецкого спортивного универсала явно выигрывает. Но…
Есть такой зверь — гепард. Когда он никуда не спешит, то может показаться несколько нескладным: голова непропорционально маленькая, лапы длинные, сам какой-то чуть сгорбленный. Вся красота и элегантность этого представителя крупных кошачьих проявляется тогда, когда гепард буквально распластывается над землей в стремительном броске за добычей. Вот и внешность Panamera Sport Turismo раскрывается в полной мере на трассе, равно как и ее бойцовый характер.
Ведь самый слабый из двигателей, которыми оснащается модель, 330-сильный V6, позволяет разогнаться до сотни всего за 5,3 секунды. Но мне на тест достался самый мощный вариант: восемь цилиндров, турбонаддув, 550 лошадок, 770 ньютон-метров и 3,8 – 3,6 секунды до сотни. И это уже параметры настоящего спорткара! Стоит ли удивляться тому, что и внутреннее оснащение автомобиля вполне соответствует его сущности.
Поговорим о подходах
Если посмотреть на те подходы, которые современные конструкторы реализуют в вопросе организации рабочего места водителя (а значит, и на сам интерфейс между водителем и автомобилем), то легко можно заметить, что здесь наметились две взаимоисключающие тенденции.
Первая (ее я условно назвал бы «электронной») прямо проистекает из того факта, что насыщенность автомобиля разнообразными цифровыми системами растет на глазах, превращая его в «гаджет на колесах». А гаджетом удобней всего управлять через выпадающие многоуровневые экранные меню. Предельным выражением такого подхода является, например, Tesla Model 3. В ней вообще ничего нет, кроме двух педалей, единственного огромного планшета на передней панели и пары джойстиков на спицах руля. Что же, наверное, для автомобиля, сконструированного для комфортабельного перемещения бренного тела владельца из точки А в точку Б, да еще и с оглядкой на возможность движения на автопилоте, этот подход вполне оправдан. Но если автомобиль должен не только перевозить, но и соответствовать спортивным амбициям своего владельца, требуется что-то совершенно другое.
Тут больше подойдет подход, который я бы условно назвал «авиационным». Ведь авиаторы, даже когда россыпь циферблатов на приборной панели заменили несколько многофункциональных дисплеев, оставили достаточно многочисленные клавиши и тумблеры, позволяющие одним нажатием вызвать на экран или включить нужный режим. Спортивный автомобиль в этом плане куда ближе к самолету, чем к пассажирскому лифту (который тоже, кстати, относится к транспортным средствам).
Ну кому придет в голову что-то настраивать в лифте! А вот в современном высокотехнологичном спорткаре настроить можно буквально все: режим работы трансмиссии, жесткость подвески…. Во время трековых гонок этим в основном занимается целый коллектив механиков и инженеров, но в повседневной эксплуатации у вас должна быть возможность проделать все самому, причем буквально мгновенно. Именно так организованы органы управления новой Panamera.
Если сравнивать интерьер с Panamera первого поколения, то совсем уж принципиальных изменений не произошло. Стало больше черного лака, кнопки стали сенсорными — вот, пожалуй, и все. Марка Porsche славится верностью традициям, так что сохранились и знаменитые механические часики, венчающие центральную консоль, и расположенный в центре приборной панели крупный аналоговый тахометр. Но век цифровых технологий берет свое, так что к услугам владельца и большой 12-дюймовый сенсорный дисплей на консоли, и еще два многофункциональных 7-дюймовых дисплея — на приборной панели, справа и слева от тахометра. На них можно выводить самую разную информацию от навигационной карты и «рисованного» спидометра до давления наддува.
Запах Porsche
Открывая дверь и садясь в кресло водителя, ты сразу чувствуешь «запах Porsche», запах смеси роскоши и адреналина. Кокпит водителя буквально обнимает тебя, обтягивая, как горнолыжный комбинезон. Обитые тонкой кожей кресла предлагают весь возможный спектр регулировок, включая расположение и степень поясничного подпора и силу боковой поддержки. Руки ложатся на пухлую, ухватистую, нескользящую баранку, и тебе кажется, что ты готов держаться за нее всю жизнь.
А насколько размещенные наклонно колесики с накаткой, при помощи которых ты управляешь громкостью аудиосистемы и рядом других параметров, удобней обычных «качелек»! В общем, и автомобиль еще на месте, и двигатель не заведен, а ты уже весь полон предвкушения… Тебе хочется яростно атаковать повороты и всем существом впитывать в себя скорость. А раз так — пора в дорогу! Увы, очень короткую. За рулем Panamera Turbo Sport Turismo мне предстояло провести не более часа.
Левитан и инопланетяне
Как я уже сказал, знакомство это состоялось в ходе автомобильной прогулки по старинному русском городку Плёс. Название это говорит само за себя: городок раскинулся на высоком правом берегу Волги, между Костромой и Кинешмой. Город очень старый, в летописи за 1410 год значится: «В се лето князь великий Василий повелел рубити град Плесо». Но это было не началом нового строительства — в XIII веке город уже существовал, и был сожжен во время ордынского нашествия на Русь зимой 1237-38 годов. Однако расцвет Плёса пришелся на конец XVIII и первую половину XIX века, когда в городе одна за одной появлялись льняные мануфактуры, а купцы города наладили бойкую торговлю хлопчатобумажными тканями Иваново-Вознесенского и Шуйского промышленных районов.
Живописные окрестности сделали Плёс местом летнего дачного отдыха людей со средним достатком, и среди дачников оказался и художник Левитан, написавший здесь лучшие свои полотна, и певец Шаляпин. После революции Плёс погрузился в патоку безвременья. Где-то рядом росли корпуса «строек ударных пятилеток», а в Плёсе все оставалось таким же, как во времена, когда в городе правили бал купцы первой гильдии, а по аллеям на волжских берегах гуляли, элегантно закрываясь от солнца кружевными зонтиками, дачницы в шляпках с вуалями. Это безвременье стало бедой маленького патриархального городка, но оно же послужило основой для нынешнего его возрождения в качестве туристического центра, входящего в «Золотое кольцо России». Здесь все дышит патриархальным спокойствием России купеческой, и Panamera Turbo Sport Turismo смотрелась на узких улочках Плёса как инопланетная летающая тарелка.
Для вашего спокойствия
Еще до того как я занял место водителя и выехал из ворот курорта «Вилла Плёс», я скептически посмотрел на дорожный просвет и подумал, что возможны проблемы. Ведь состояние дорог в российской глубинке далеко от идеала, а тут — 550-сильный спорткар… По счастью, подвеска у Panamera Turbo Sport Turismo регулируемая, и дорожный просвет можно менять от 105 до 138 мм (в нижней точке). Не самый большой диапазон, и даже с поднятым в крайнее верхнее положение кузовом Panamera, несмотря на наличие полного привода, не становится кроссовером. Но все же так как-то спокойней…
В итоге я попробовал все возможные режимы работы трансмиссии, Normal, Sport и Sport+, и все варианты жесткости амортизаторов, разве что ESP не отключал и дрифтить не пытался. Согласитесь, заниматься этим на местных дорогах общего пользования было бы несколько странно….
Переключать режимы движения можно буквально «на лету». Можно вызвать соответствующее меню на большом экране, а можно использовать специальный ротор-контроллер, расположенный на руле.
Органична в любых режимах
Но самое большое впечатление на меня произвел тот факт, что Panamera была полностью органична в любой конфигурации. Знаете, бывает, что попробуешь спортивный режим — и понимаешь, что данной модели он не слишком-то и нужен, поскольку главной ее сутью является комфорт. Или наоборот, автомобиль нормально едет только в спортивном режиме, а в нормальном становится ленивым и инертным... Но все это — не про Panamera Turbo Sport Turismo.
Ее характер при переключении режимов несколько меняется, но суть остается неизменной. При этом, например, даже в самом «жестком» режиме работы амортизаторов подвеска ощутимо собирает «мелочь», но в целом автомобиль остается вполне комфортабельным, и в то же время даже в самом «мягком» режиме управляемость не вызывает никаких нареканий, и ты испытываешь чувство слияния с автомобилем. Восьмиступенчатый «робот» безукоризненно точно переключает передачи, не вызывая желания перейти на ручное переключение и «поддать жару» даже при весьма напряженных обгонах.
Безусловно, все модели Porsche рассчитаны на опытного и искушенного водителя, но при этом компания совершенно не считает разнообразные электронные системы помощи водителю ненужными излишествами. Более того, они вполне допускают вмешательство этих систем в управление! Например, система контроля за движением в полосе весьма явственно обеспечивает необходимое подруливание. При этом работает система очень хорошо и исправно «держит» разметку даже тогда, когда последняя частично покрыта снежными заносами.
И еще одно наблюдение: в Panamera Turbo Sport Turismo ты совершенно не чувствуешь скорость. То есть, ты начинаешь ее ощущать только тогда, когда значения на цифровом спидометре начинают приближаться к отметке 200. А до того у тебя создается полное ощущение, что автомобиль тащится не быстрее сорока километров в час, хотя на самом деле на спидометре уже сотня.
Жизнь в кожаном гнезде
Компания Porsche всегда отличалась умением делать «автомобили для водителя», но в данном случае она позаботилась не только о нем. Очень приятно, что каждый из двух задних пассажиров попадает в такое же уютное кожаное гнездо, как и сидящие на первом ряду. К их услугам — индивидуальные настройки микроклимата, собственные слоты для зарядки мобильных устройств и дисплеи в спинках передних сидений, на которые, кстати, можно выводить и навигационную карту. Вдруг Главному Пассажиру придет в голову поинтересоваться: «А где это мы сейчас едем?».
Универсал Panamera отличается от фастбека формой задних дверей, так что садиться туда несколько удобней. Но самое главное — в Panamera Sport Turismo можно преодолеть не одну сотню километров и совершенно не устать, причем как за рулем, так и в качестве пассажира.
Экономика престижа
В общем, классный автомобиль, мощный, быстрый, эмоциональный и по-настоящему комфортабельный, способный послужить альтернативой представительским седанам (если владелец горит желанием подчеркнуть свою индивидуальность и выделиться из общего ряда). Но он однозначно относится к предметам роскоши, а роскошь, как сами понимаете, доступна далеко не всем. Цены на самый доступный вариант 4 Sport Turismo (c 330-сильным V6 под капотом) начинаются от 6 667 000 рублей. Далее идет 440-сильная 4S Sport Turismo (цена от 8 079 000 рублей), а вот такая 550-сильная Panamera Turbo Sport Turismo обойдется минимум в 10 308 000 рублей.
- Габариты, мм (Д x Ш x В):
- 5 049 x 1 837 x 1 432 мм
- Двигатель:
- V8, битурбо, 4,0 л, 550 л.с., 770 Нм
- Трансмиссия:
- роботизированная с двойным сцеплением, 8-ступенчатая Porsche Doppelkupplung (PDK)
- Привод:
- полный, с активной муфтой распределения мощности между мостами Porsche Traction Management (PTM)
- Разгон до 100 км/ч:
- 3,6 с
- Максимальная скорость:
- 304 км/ч
Еще дороже обойдется готовность внести свой вклад в защиту окружающей среды и приобрести автомобиль с гибридной силовой установкой: Turbo S E-Hybrid стоит от 12 244 000 рублей. Понятно, что кастомизация и широкий набор дополнительных опций позволяют с легкостью поднять цену еще на несколько сот тысяч… Можно, конечно, сэкономить от 135 до 326 тысяч рублей и выбрать точно такую же (с технической точки зрения) Panamera, но с кузовом фастбек. Впрочем, я сильно подозреваю, что на этот выбор будут влиять не столько экономические, сколько эстетические соображения и фактор престижа. Если в кругах состоятельной элиты сложится мнение, что «универсал» престижней — его будут покупать несмотря ни на какую разницу в цене, ну а не сложится — автомобиль останется выбором тех, кто хочет сочетать скорость и комфорт. Впрочем, похоже, что таких тоже будет достаточно: ведь с октября прошлого года, когда в России начались продажи этой модели, своих владельцев нашла уже дюжина Panamera Sport Turismo. Согласитесь, что для элитного "сарайчика" с кожаной мебелью, средняя цена которого приближается к десяти миллионам, это неплохой показатель.
Вам понравится Porsche Panamera Sport Turismo, если:
- У вас в гараже стоит Porsche 911, но вы хотите разделить радость поездок на нем с женой и подросшими детьми;
- Ваша подруга умудряется даже на уикенд прихватить с собой пару огромных чемоданов;
- Вам с вашими партнерами часто приходится отправляться в деловые поездки в окружающие города, и вы предпочитаете совершать их в своем автомобиле.
Вам не понравится Porsche Panamera Sport Turismo, если:
- Вы уверены, что на заднем сиденье представительского автомобиля следует сидеть развалившись и заложив ногу за ногу;
- В вашем кругу любой не-Mercedes воспринимается как эпатаж и экстравагантность;
- Вы считаете, что четырехместный спорткар — это какой-то оксюморон.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться