Восемь суток на тракторе по снежной степи…
Красота никогда не давалась легко.
Борис Гребенщиков
Легкой жизни действительно не обещал никто. Но когда выяснилось, что нам предстоит пройти всю трассу «Великой Степи/Шелкового пути – 2015» по маршруту Assistance на стандартном, пусть и полноприводном, Соболе, то сами собой стали появляться мысли о ящиках с промасленными запчастями, семисуточном запасе воды и сигнальных ракетах, дающих хоть какой-то шанс на спасение... Однако все вышло по-другому.
Нас утро встречает прохладой
Элиста – место старта гонки и столица Калмыкии. Звучит гордо, но самолеты из Москвы туда летают редко. Поэтому нам пришлось лететь в Волгоград, а уж оттуда добираться до Элисты на Соболях 4Х4.
Формально салон полугрузового Соболя 4Х4 рассчитан на семь человек (трое спереди и четверо в ряд сзади), включая водителя. Однако куст рычагов, выросших из пола, делает бессмысленным сдвоенное переднее пассажирское сиденье. Среднему пассажиру просто некуда девать ноги.
На заднем же ряду действительно можно разместить четверых взрослых, и они порадуются огромному запасу пространства, но посетуют на отсутствие хоть каких-нибудь удобств. Кроме четырех отдельных сидений, сдвижной форточки по левому борту и плафона освещения там нет ничего. Впоследствии опытным путем определили, что при наличии двух спальников и одного коврика сзади можно вполне комфортно переночевать двоим пассажирам. Одному на сиденьях, а второму на полу.
Сзади, через распашные двери, – доступ в огромный багажник, позволяющий увезти все, что угодно. У нас в машине поместилось все экспедиционное оборудование плюс запас колес «на непредвиденный случай» для всех четырех автомобилей.
Пассажирская версия тоже рассчитана на семь человек: двое спереди и пятеро сзади.
Водительское место привычно всем, кто хоть раз сидел за рулем Газели или Соболя. Руль с регулировкой угла наклона и довольно широкий диапазон регулировки кресла позволяют подобрать более или менее приемлемую посадку.
Промахи в эргономике тоже привычные. Нет площадки для отдыха левой ноги, вместо подлокотника приходится использовать открытое окно, изображая положительного героя из 60-х годов прошлого века. К сожалению, на 30-40 градусной жаре окно приходится постоянно держать открытым просто потому, что кондиционер оказался бесполезной опцией – его эффективность оставляет желать всего, чего угодно. В любом режиме и на любой скорости вентилятора в салон идет слегка прохладный воздух. Так что на грузопассажирских версиях кондиционер мы выключили в первый же день и дальше ездили с открытыми окнами.
Пассажирская версия с опциональной дополнительной сплит-системой (основные агрегаты которой размещаются на крыше) вызывает в жару гораздо больше положительных эмоций, в ней действительно прохладно. Ну и одним из самых ярких впечатлений стали гнезда розеток и прикуривателя. «ГАЗовские прикуриватели – самые большие в мире!», – в них не удерживается ни один адаптер.
Город принял
Справедливости ради стоит заметить, что в городе полноприводному Соболю, как и большинству других профессиональных внедорожников, тесно. Формально Соболь – легковой автомобиль, и на нем без проблем можно проехать даже в центр Москвы (полная масса 3005 кг, грузоподъемность 540 кг), и длина на уровне седанов бизнес-класса (4810 мм) даже позволяет надеяться на парковку в ряду легковушек. Но вот ширина вместе с зеркалами – уже 2380 мм, как у среднетоннажного грузовика.
Двигатель Cummins ISF объемом 2,8 л и мощностью 120 л.с. уверенно тянет с 1200 об/мин, но резвостью не отличается (разгон до 100 км/ч около полуминуты). Зато хорошо переваривает отечественную солярку.
Зависимая рессорная подвеска в сочетании с неразрезными мостами и червячным редуктором рулевого управления не располагают к вождению в стиле «Формулы-1»: больших претензий к управляемости нет, но бросать руль, особенно на высоких скоростях, не стоит.
Тормоза можно признать достаточными для такой тяжелой машины, но, памятуя о высоком центре тяжести и не самой лучшей управляемости, тормозить приходится заранее. Так что о существовании АБС, из-за отсутствия которой так долго не могли сделать пассажирскую версию полноприводного Соболя, я вспомнил только когда пришлось действительно резко тормозить, уходя от столкновения с очередным «гонщиком» на заниженной тонированной десятке.
Вообще, Соболь не любит резких движений и проповедует философский взгляд на окружающую действительность. Но есть одна черта, за которую прощаешь очень и очень многое. Это высота посадки. В глухих пробках взгляд скользит поверх крыш не только легковушек, но и полноразмерных внедорожников типа Шевроле Тахо, рождая чувство превосходства. Видя мертвое зарево красных «стопарей» до горизонта, как-то спокойнее относишься к суете под колесами.
Трасса Волгоград-Элиста узкая, прямая и очень однообразная. Недаром то и дело засыпающие водители убираются в кювет. Здесь можно валить на круиз-контроле… Ну как валить… Конструктивная максимальная скорость – 116 км/ч, так что серьезных штрафов можно не опасаться. Плюс условная звукоизоляция, когда приходится повышать голос уже при 80 км/ч, чтобы собеседник тебя услышал. Преодолев 330 км, на закате въезжаем в Элисту...
Есть особое удовольствие в том, чтобы подъехать к ночному клубу и припарковаться на тротуаре, распугивая звуком дизеля нетрезвых топ-моделей, выходящих из длиннющего лимузина. В тот вечер перед ночным клубом тарахтящему Соболю досталось куда больше внимания, чем высокооплачиваемым гейшам.
С «Лейкой» и блокнотом…
Жизнь журналиста на гонке «Великая Степь/Шелковый Путь – 2015» – тот еще экспириенс… Первое, что немного смущает, так это будильник, который приходится ставить на половину шестого утра. Утром вас ожидает проверка уровня зарядки фото- и видеокамер, душ, стремительный завтрак, получение сухого пайка, и все что вы в силах сделать, так это выбрать последовательность этих операций.
Выезд в половине седьмого, и задерживать людей не стоит – всем надо работать.
Потом вы едете несколько часов до «точки съемки», если умеете спать в машине – вам сильно повезло: это единственное время и место для отдыха.
Мне «не повезло» куда больше остальных – я оказался бессменным водителем на все 1500 км пробега по бездорожью по двум причинам. Во-первых, я не пью; во-вторых, молодое поколение журналистов, в подавляющем большинстве своем, очень смутно представляет себе, что такое езда на тяжелом внедорожнике по реальному бездорожью, а уж тем более по песку.
Приезжая на «точку», вы вместе со всеми прибывшими судорожно пытаетесь понять, а где же собственно проедут машины, чтобы выбрать место для съемки. Обычно на это место претендует пара десятков журналистов, плюс работники полиции, скорой помощи и некоторое количество зрителей…
Между тем, температура растет в буквальном смысле, и к моменту появления лидеров вы понимаете, что голову все-таки надо изредка поливать водой. Иначе миражи начинают несколько надоедать, тем более, что на фото они не запечатлеваются.
И вот – то, ради чего вы здесь: нарастающий утробный рев гоночного мотора, и из-за бархана выныривает машина, обдавая всех тоннами песка. Вообще, песка в пустыне довольно много. И пока вы пытаетесь сделать шедевральный снимок, песок проникает повсюду и оседает на лице, на теле, в волосах, но это не главное – главное, что он пытается вывести из строя фото- и видеоаппаратуру, без которой ваше присутствие здесь просто бессмысленно.
Машины появляются нерегулярно, и иногда приходится ждать часами. Потом снова рев двигателя – и у вас пятнадцать-двадцать секунд, чтобы сделать шедевр. И снова ожидание.
Вот пелетон прошел, и, собираясь в лагерь, вы понимаете, что обгорели.
По приезду – душ, ужин, отбор фотографий, интервью, написание текста, комары, зарядка аккумуляторов. И будильник, заведенный на половину шестого…
Нам нет преград
Как только кончается асфальт, раскрываются все таланты нижегородского внедорожника… Да-да, я не оговорился: Соболь 4Х4 – это именно внедорожник, и по своим геометрическим данным он не сильно уступает ульяновским «Буханкам», а по комфорту и вместимости превосходит их. Недаром большинство интересующихся – а таких было немало – планировало покупку полноприводного Соболя как альтернативу УАЗу.
Зависимые неразрезные мосты на рессорах и подключаемый полный привод плюс двухступенчатая раздатка и блокировка заднего дифференциала Eaton.
Такой внедорожный потенциал внушает уважение. Если вы думаете, что служебный маршрут Assistance «Великой Степи/Шелкового пути – 2015» намного проще боевой трассы, то «вы неправильно думаете». Здесь есть все то же самое, что и на трассе гонки, да и расстояния больше.
Естественно, на асфальт приходится какая-то часть маршрута, но куда больше здесь песков, пыльных степных грунтовок с неожиданными промоинами и солончака. Пожалуй, не было только бродов. И самым большим сюрпризом оказалось то, что Соболь 4Х4 все это преодолел, не поперхнувшись! За это можно простить многое. Особенно когда видишь, как во время песчаной бури в нескольких метрах от нашей машины коллеги-журналисты умудрились «намертво» засадить подготовленный внедорожник. Или когда приходится вытаскивать «боевую» машину… И все это на привычном стоковом Соболе, обутом в шоссейную резину Michelin Latitude Cross!
Соболь 4Х4 по бездорожью ездить умеет. Чтобы добраться до места съемки, нам приходилось временами выезжать на трассу гонки. Так вот, по разбитому проселку «Газик» позволяет уверенно валить 80-90 км/ч! А на слежавшемся песке, если не тормозить, в большинстве случаев достаточно заднего привода.
Временами появляется коварное чувство вседозволенности. Ведь кажется, что вот сейчас встанем намертво – а он едет! И даже когда машина окончательно садится на мосты, буксир нам не требуется (обходимся лопатой и сэнд-траками). Достаточно стравить давление в шинах до 1,5 атм, включить понижайку (с внушительным соотношением 1,98:1), откопаться… и машина выбирается! Здесь она уже точно ведет себя как танк. Однажды пришлось в песке тащить коллег с пробитым радиатором – более 30 км! В тяжелом песке, с хвостом массой под три тонны!
Что в итоге?
ГАЗ Соболь 4Х4 Part Time с дизелем Cummins – настоящий пустынный зверь. Да, он шумный, железный, рессорный и не слишком быстрый. Но при этом экономичный, просторный и с поистине фантастической проходимостью. А если учесть цену (от 899 тысяч рублей за цельнометаллический фургон), то конкурентов у него просто нет.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Давно пора хоть что-то сравнимое с буханкой. Была вазовская "Надежда", теперь этот Соболь. Есть вопрос насколько хорошо этот Соболь плавает? Буханка прекрасно держится на воде и позволяет переплывать солидные реки с сильным течением, а как себя покажет Соболь на плаву это ещё неизвестно.
"с внушительным соотношением 1,98:1"Не такое уж оно и "внушительное". Проблемы с качеством изготовления, коррозионной стойкостью, дипломатично обошли
Буханка не отдыхает, буханка дает фору)) в том то и дело, что все пытаются заменить Буханку, но по сути все – альтернатива ей и все так и говорят. Типа таблетка – эталон (но не идеал) отечественного бусика-внедорожника. Соболь хорош тем, что у него салон приличней и он комфортнее. На этом его основные плюсы заканчиваются. Но зато он и дороже тысяч на 200.
"Зато хорошо переваривает отечественную солярку". Это до поры до времени, пока после 100 тысяч форсунки и топливную систему не придется за 70 000 ремонтировать. Кондюк не только не работает нормально, но еще и надежностью не отличается.
Не знаю как вы по проселку ехали 80-90, но по ровной трассе свыше 80 ехать не очень приятно на нем. По песку не ездил, но закапывается Соболь передком весьма охотно в отличии от упомянутой вами буханки.
С буханки как раз на этот соболь 4x4 и пересел. По песку не катался, но в деревенских просторах показал себя очень даже хорошо. Не разу еще не садился на нем. По поводу громкости, можно просто шумоизоляцию в салон купить и дело решено.
Печальный заголовок, но что поделать, жизнь не стоит на месте и "буханка" действительно уходит в прошлое. Сам прошёл часть маршрута. Две недели назад был в Волгограде, правда на калине, но всё равно, хорошо понимаю тех, кто едет до Элисты. Единственный момент, "Буханка" всё же дешевле...
Что касается самого соболя 4х4. Для того, что бы исправить недостаток с шумом, как ту предлагали, одной кабиной не обойтись. "Шумкой" всё придётся обработать. И это его большой минус. То, что выбрали вариант на дизеле очень верно. А вот высота посадки, это явный плюс. В целом отличный аппарат получился, ещё бы не гнил, как это делают газели.
Очень интересная, на мой взгляд, статья с подробным и очень качественным описанием тест-драйва, приятно читать. И радует тот факт, что в России производятся достойные продолжатели традиций таких отличных автомобилей, как «буханка»
Условия, конечно, жесткие, но полноприводный конь скачет бодро! Про кондей - вот включаю его только на пыльной дороге, все остальное время (летом) окно открыто - свежий воздух прямым потоком лучше освежает, как мне кажется.
Неплохо. Неплохо. Дизель в сочетании с двухступенчатой раздаткой. Как раз для наших дорог в глубинке. Маловато фото внутри автомобиля. Из статьи не понятно складываются/убираются задние сидения. В целом, похоже, достойный автомобиль, а уберут огрехи, станет отличным.
Да, классная статья, информативная и полезная. Что касается Соболька и то что на нем полный привод я вообще в удивлении. С удовольствием проехался бы на нем по нашему полю в деревне. Интересно
Да...Модель достойнейшая, а если еще и учесть столь низкую цену, так вообще, ну просто шикарно. Проходимость на уровне, дизайн неплох, единственный минус-шум, но от него можно с легкостью избавится.
Всегда с удовольствием читаю ваши обзоры и тест-драйвы. Не думал, что эта лошадка, пусть даже и полноприводная - способна на такое! Решение про кондиционер взял себе на заметку...
Конечно буханка отдыхает, в ней ничего не менялось с 50Х годов. Соболь свежая современная машина, отлично подходит и для дома и для работы, я на своем с семьей всегда на природу езжу, еще ни разу не было какой-то проблемы с проходимостью, салон отличный, так же и на работе незаменим, постоянно нужно перевозить материал и инструмент строительный.
Не слишком быстрый говорите? Ну для легковушки он, конечно, не отличается высокой скоростью, но для минивэна-внедорожника, это очень даже хорошая скорость. Автомобиль вообще уникален, он и автобус, и внедорожник, и грузовик. При этом всё это не просто намешано, а действительно работает как положено. К тому же автомобиль достаточно крепкий.
Соболь это проверенные временем автомобиль, побывавший в самых разных ситуациях, и экспедиции за полярный круг делаются на соболях, и в горы ездят на Соболях. Машина достаточно надёжная и ремонтопригодная, а про то как её модернизируют и что из неё делают можно вообще книги писать)
Буханка отдыхает уже давно, она совсем не улучшается и не развивается всё та же жестянка, а вот Соболь изначально имел гораздо больше комфорта, в отличии от буханки. Запчасти на буханку тоже не легко найти. А вот Соболь дорабатывается ГАЗом с учётом тонкостей и отзывов потребителей.
Соболь на полном приводе - это уже злая маршрутка, которая доедет куда угодно. У меня соболёк всё ещё на гарантии, чуть больше года как купил его, Cummins показал себя шикарно, движок вытягивает и в горку и по грязи, расход при этом выше 15.7 литров не поднимался, а такой расход был по дикому бездорожью, в городе около 13, манёвренность соболя позволяет чувствовать себя удобно.
У Соболя и правда нету конкурентов, минивэн и внедорожник 2 в 1, приемлемый ценник и лёгкость обслуживания. Дизелёк для полного привода это хорошая идея, плюсом к нему можно добавить Webasto и круиз-контроль.
Буханку уже много лет не обновляли, естественно что Соболь её обойдёт хотя бы по критериям удобства. Самое интересное что цены на запчасти УАЗ не падаю и почему то дороже запчастей для ГАЗ. Обновление двигателя тоже идёт на пользу Соболю, сам езжу на каминсе, движок хороший тут и меньше шума и стойкость к вибрациям и расход не высокий, вместе с тем хорошая динамика разгона. Использовать проверенный пусть и не собственный движок - это прямо одно из лучших решений ГАЗ. Самое главное что "камень" нагружается ещё и кризом + подогревом, в итоге автомобилю становится плевать на температуре, а на трассе можно расслабиться. ну и я так понял что у новых Соболей появилась оцинковка, что должно замедлять коррозию очень не плохо.
Соболя как по мне это главное достоинство Горьковского Авто Завода. У них получилось создать автомобиль коммерческий и вместе с тем семейный, легковой и вместе с тем с хорошими внедорожными свойствами. как для города так и для дальних экспедиций. Соболь сложно переоценить, но вот недооценить легко. А ГАЗ в свою очередь молодцы что не забрасывают и продолжают улучшать комфортабельность авто.
Очень неплохая машина вышла, полный привод и дизельный движок идеальное сочетание, для экономного вездехода.)) Ну а на самом деле у Соболя всегда был хороший ресурс и рабочие возможности, он выгоден как для коммерции так и для частника, потому что в обслуживании довольно таки прост.